СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сопоставительный анализ произведений, объединённых одной темой (В.Аксёнов "Победа", Ю.Трифонов "Победитель", А.Грин "Победитель")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный анализ трёх литературных произведений, объединённых одной темой,- победа. Что значит стать победителем? Истинный победитель - это не триумфатор.Победа над собой. На уроке предполагается дискуссия по заранее подготовленным вопросам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сопоставительный анализ произведений, объединённых одной темой (В.Аксёнов "Победа", Ю.Трифонов "Победитель", А.Грин "Победитель")»

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования




Проект

по чековым курсам повышения квалификации

сроки (9.09 -13.09.2019)

по программе «Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО.»


Методическая разработка на тему:

«Сопоставительный анализ произведений, объединённых одной темой, на уроках литературы в 11 классе (В. Аксёнов «Победа», Ю. Трифонов «Победитель», А.Грин «Победитель»»







Выполнила:

учитель русского языка

МБОУ СОШ №149

города Самара

Промышленного района


Цыбульникова Ольга Михайловна

Самара 2019

Задача учителя разобрать на уроке три рассказа : В.Аксёнов «Победа»

Ю.Трифонов «Победитель»

А.Грин «Победитель»


Планируемые результаты: определение идейно - эстетической направленности изучаемых произведений.

Универсальные учебные действия

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в изучаемом произведении.

Регулятивные: выбирать действия в связи с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные результаты: формировать навыки исследовательской деятельности, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Практическая работа на уроке. Составление таблицы «Речь персонажей произведений как средство их характеристики»


Толковый словарь. Победа 1.Успех в бою, в войне.

2.Успех в соревновании

3. Успех в борьбе за что- либо

4. Успех в любых делах


Вопросы к рассказам Аксёнова и Трифонова

- Как вы думаете, почему именно в шестидесятые годы появляются рассказы с названием «Победа» и «Победитель» ? (Конец «оттепели»)

- Почему именно в это время само понятие победы нуждается в корректировке?

-Что, кроме названия, объединяет эти два рассказа? ( Истинный победитель-это не триумфатор. В рассказе Трифонова участник олимпиады 1900 года жив, ему 98 лет. Всё умерли, а он жив. Во время забега он пришёл к финишу последним. Он не стал тогда победителем. Сейчас он в каталке. Это грязный старик. Сам себя он не может обслуживать. Когда его вкатывают, его голова кажется похожей на пробку. Лысые дёсны. «И вдруг во время разговора с репортёром в его тёмно - карих глазах загорается электрическая нить» . Он говорит : « Я победитель!» Все уже прибежали, а я ещё бегу! Как можно дольше задержаться в мире- тоже победа. Однако журналист Базиль, разговаривающий с этим стариком, позже говорит друзьям: « Нет, не хочу так жить. Всё, что угодно, но не дотлевать» В конце произведения он смотрит на небо, видит звезду и думает: « Нет, жить как можно дольше».

В.Аксёнов «Победа». Ключевые слова: поезд, шахматы, гроссмейстер, случайный спутник, хиляк, запах от Diora, запах казармы, золотой жетон.

ГО увидел известного гроссмейстера, загорелся сыграть в шахматы с ним и победить.»Сыграем что ли?» И соревнование мировоззрений начинается.Шахматы постепенно смешиваются с жизнью. У каждого свои ассоциации. У Аксёнова гроссмейстер проиграл шахматную партию ГО , но одержал моральную победу над ГО .Моральная победа в том, чтобы спасти себя. Мы сохранили себя, спасли для творчества. В жизни побеждает умный. Ещё А.С.Пушкин говорил:

«Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца»


- Какая черта облика ГО бросается в глаза? (розовый лоб) Это сошлись два мировоззрения: сила и интеллект. На шахматной доске не чёрные и белые, а два взгляда на жизнь. Дураки будут всегда их «не сеют, не жнут, они сами рождаются»

Как понять слова Б. Пастернака : «Я ими всеми побеждён. И только в том моя победа»

Рассказ А.Грина «Победитель»

-Кто такой Геннисон? ( талантливый скульптор, самоуверенный человек)

-Почему он возлагает большие надежды на победу? (считает себя непревзойдённым, талантливым скульптором)

-Какую статую предлагает он на конкурс? (Женщина, ведущая младенца к вершине знания)

- Что символизирует эта статуя?

- Герой рассказа Грина так и не стал победителем конкурса, почему же автор назвал своё произведение «Победитель»?

-Каким человеком надо быть, чтобы принести себя, своё творчество в жертву во имя высшей справедливости? (Сильным)

-Как вы относитесь к выражению «Победить любой ценой»?

Вывод: победа бывает разная.1. Над обстоятельствами

2. Проиграть дураку- спасти себя, не связываться с ним.

3. Победа над собой. Умение признать , что есть кто-то лучше тебя в профессии








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!