1.Мотивационно-побудительный. 2.Сообщение темы урока. Рассматривание репродукции картины А. Пластова. Физкультминутка. Речевая подготовка. 6 . Составление и запись плана. 7.Заключительная беседа. | И так, друзья, внимание - ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее – начнём скорей урок. Чародейкою – зимою Околдован лес стоит- И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. О чём говорится в стихотворении? Как названа зима в песнях, былинах, сказках? Наверное, вы долго не могли оторваться от этой красоты. Многих людей приводит в восторг то, что они однажды проснувшись, видят за окном. Вот как описал первый снег Антон Павлович Чехов: « . . . недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег… Всё было мягко, бело,молодо.» А вот как пишет про снег Николай Браун. Разве снег, с высот летящий На леса, поля и чащи, Разве он, как мёртвый мел, Только бел, бел, бел. Весь игольчатый с мороза, На заре он нежно – розов. Он вдали, в тени, в низине Голубой и даже синий! Падающие снежинки приводили в восторг и композиторов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский в своём альбоме «Времена года», состоящем из 12 пьес, одну из пьес посвятил этой красоте. (декабрь) В начале урока вы сказали, что в памяти первый снег можно сохранить на фотографиях, в рассказах писателей, стихах, в музыке. А вот художник А. Пластов очень точно сумел передать это в своей картине «Первый снег». Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении. А. Пластова, как многих других художников, привлекала русская природа. Пластов написал очень много пейзажей. Его картины привлекают своей самобытностью, правдивостью. Для его картин характерна связь человека с природой. Пейзажи в его картинах помогают понять тот мир людей, красоту,которых художник утверждал своей простой живописью. Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Пластова на тебя словно пахнет нежной свежестью. Так пахнет первый снег. А передана эта нежность и свежесть цветом. Снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло- коричневой стены. Братишка в тёплой куртке и шапке – ушанке. А девочка выскочила на крыльцо в одном платье, наспех накинув платок. Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег. На доске написано предложение: Девочка любознательно смотрит вверх. То же делает и девочка. Да, по двору важно разгуливает одинокая ворона. От тёмного пятна чистый, белый снег кажется ещё белее. Только он не всегда такой. Хороши снежинок стаи, И сугробы высоки. Мы раздумывать не стали И скатали в миг снежки. Бросай быстрей! Давай правей! Бери левей! Точней! Смелей! Перед вами стоит задача написать сочинение по этой картине. Ваша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов. Подберите синонимы к словам: Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист. Создаёт – пишет ( но не описывает и не рисует) Картина – полотно, репродукция. Блестит – искрится, сияет, сверкает, удивляет, изумляет – богатство тонов. Найдите неточно употреблённое слово: Полотно оставляет ( создаёт) радостное настроение. Словарная работа: Изобр_жён, _бильно, сне_, в плать_, пуш_стые, сн_ж_нки, радос_ное, ул_ца, д_ревья, п_крыл, нар_совал, ле_ко, на крыльц_, на картин_. Спишите словосочетания. В каком слове какая орфограмма подчёркнута . Во время первого снегопада, выпадает чувство радости, выражают радость, Любопытство, похожая на застенчивую невесту, умылась из серебряного корыта. Подберите однокоренные слова к слову мороз. Мороз- морозец, морозный, морозко, заморозки, морозище, заморозить. Подберите синонимы к слову мороз. Мороз – холод, стужа. Знаете ли вы антонимы? Мороз- жара, зной. Работа над планом. - О чём надо написать во вступлении? - О чём мы должны написать в основной части? - Каким может быть заключение? План Первый день зимы. Радость детей. Цвет и настроение картины. Моё отношение к картине. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните : чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый- своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года. | Приветствуют учителя Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя Волшебница, чародейка,матушка, зимушка, гостья. Мороз невелик, да стоять не велит. И март на нос морозом садиться. Береги нос в большой мороз. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. сфотографировать, нарисовать В октябре (радости, восхищения, восторга) Отвечают на вопросы учителя Слушают стихотворение, высказываются Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого Сравнение оттенков снега с морскими раковинами ( На дворах и домах снег лежит полотном. От солнца блестит разноцветным огнём. Снег похож на алмаз) с пухом , покрывалом… кружится, летает, порхает Крупные, мохнатые закружились в воздухе. С каждой минутой их становится больше, и наконец, снег повалил хлопьями. Из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы. Снежинки кружились толпой. Слушают отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Времена года» (пейзаж) Рассматривают картину Высказывают свое впечатление Анализируют картину Анализируют название картины Да, он выбрал неяркие краски, ни разу не обмакнул кисть в оранжевую или красную краску. Мы видим девочку, которая стоит рядом с братишкой на запорошенном снегом крыльце. Она тоже в белом. Она нежная как снежинка Дома украшены белой бахромой снега. Дома деревенские, серые. Серые, деревенские дома украшены белой бахромой снега. ( любознательно – с восторгом) Да, девочка с восторгом смотрит на падающие снежинки. «Они словно танцуют», говорили вы , когда описывали свои наблюдения, слушали музыку. Это можно заснять на видео. Но холст, на котором художник наносит мазки- неподвижен. Между гибкими ветками берёзы проскальзывают хрупкие, белые звёздочки. Художник отклонил их в сторону, показывая направление ветра, а значит, и направление полёта снежинок – пушистых, воздушно- лёгких пушинок улыбаемся, щуримся ворона птица на свежее- выпавшем снегу- словно клякса на чистой странице тетрадки. Отдыхают Подбирают синонимы Орфографическая подготовка Подбирают однокоренные слова Подбирают синонимы Составляют план сочинения Записывают план в тетрадь Слушают рекомендации учителя, устно составляют текст. Далее дети пишут сочинения .После этого они читают сочинения вслух и редактируют их. |