СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской "Утро" в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи в 6 классе "Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской "Утро"

презентация к уроку https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-sochinenie-opisanie-po-kar-3.html

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской "Утро" в 6 классе»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 6

Дата: 17.11.2020г.

Тема: Сочинение описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Цель: обучать написанию сочинения-описания картины, повторить понятия: жанр картины, художественная деталь, сюжет картины, репродукция, композиция картины, развивать умение составлять связное высказывание по тем, грамотность, навыки анализа произведения искусства, творческие способности учащихся, внимание, память, воспитывать интерес к произведениям художественного искусства.

Оборудование: презентация к уроку (ч.1 «Т.Н. Яблонская», ч.2. «Экскурсия по творчеству», ч.3. «История создания картины «Утро»), статья об истории создания картины (прил.3), выставка рисунков и картин на тему «Утро», выставка нескольких картин Т. Яблонской, текст для экскурсоводов (прил.2), рабочие карточки для детей (прил.1), аудиозапись песни для физкультминутки «Утро начинается» из м/ф «Чучело-мяучело», дерево, листочки, цветы для приема «Дерево настроения».


Ход урока

Весенняя гостья

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

Принесла с собою».

К. Льдов

I. Организационный момент.

II. Объявление темы, цели урока.

1.Ассоциативное целеполагание. На доске написана тема урока: Сочинение-описание по картине Т. Яблонской… По выставке рисунков детей, картин учащиеся определяют общую их тему – «Утро». Название картины дописывается к теме: Сочинение-описание по картине Т. Яблонской «Утро». Учащиеся определяют цель урока, строят предположения, что будет изображено на картине с названием «Утро».

2.Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку я выбрала стихотворение о весне?

- О чем рассказывает стихотворение? (пробуждение солнца, приход весны).

- Как его можно связать с рисунками на тему «Утро»?

- Правильно. Весна является утром для природы, новой жизни. Сегодня мы встретимся с такими понятиями: утро, весна, ласточка.

3. Мотивация. Поделитесь своим настроением. Что вы любите чаще всего делать по утрам? А с каким настроением встаете по утрам? Подметьте, какое сейчас у вас настроение? Запомните его.

Как вы думаете, что же будет изображено на картине, которую сегодня нам предстоит описать? Что бы вы хотели на ней увидеть?

III. Актуализация опорных знаний.

Повторение понятий: жанр (портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая сцена, бытовая сцена), художественная деталь, репродукция, композиция, сюжет.

Повторение плана работы над описанием картины

1. Слово об авторе.

2. История создания картины.

3. Описание картины:

А) передний план;

Б) главные элементы, герои;

В) задний план;

Г) колорит картины.

Д) обобщение, главная мысль сюжета полотна.

4. Впечатление от произведения.

IV. Работа над темой урока.

  1. Знакомство с автором (небольшое описания творчества художника находится на рабочих листах перед детьми (Приложение 1), ч.1. презентации слайды 2-3). Чтение статьи о Т.Н. Яблонской. Дети читают про себя за учителем, подчеркивают необходимое

  2. Экскурсия в импровизированный музей. Перед вами небольшая выставка картин Т. Яблонской. Сейчас экскурсовод ознакомит вас с основными темами направлениями работы художницы. Выступление ученика старших классов-экскурсовода, знакомство с картинами (прил. 2., ч.2. презентации слайды 4-15).

  3. Знакомство с картиной. Откройте книгу, давайте посмотрим на картину, которую сегодня будем описывать.

- Что вы видите на репродукции? Какой сюжет картины? (на картине изображена девочка, делающая зарядку в комнате).

- Совпали ли наши ассоциации с изображением?

- Определим жанр картины (это жанровая сцена. Несмотря на то, что здесь изображен человек, это не портрет. Девочка запечатлена в бытовой обстановке, в конкретный момент времени, видно, чем она занимается (делает зарядку)).

  1. Презентация «История создания картины «Утро». Показ слайдов, чтение учителем статьи о создании картины (Приложение 3, ч.3. презентации слайды 16-20).

  2. Физкультминутка под аудиозапись «Утро начинается».

  3. Работа над описанием картины.

Давайте вернемся к репродукции картины в нашем учебнике (слайд 21). Наша задача сейчас внимательно ее рассмотреть, выделить основные композиционные элементы, которые мы будем описывать, составить план описания, обратить внимание на художественные детали и определить основную идею. Начнем с композиции:

Передний план – накрытый стол.

Средний план – фигура девочки, мебель.

Задний план картины – окна, пейзаж за окнами.

Какие элементы изображения являются основными? Средний план – девочка – является в изображении главным. Задний и передний план можно обозначить как боковые планы, то, что окружает главную героиню.

Какую роль играет интерьер, вид из окна, балкона? Создает атмосферу утра, которую передает автор. Также немаловажными являются детали: смятая постель, школьная форма, завтрак на столе.

  1. Составление плана.

План (слайд 22).

I. Т.Н.Яблонская – известная художница.

II. «Утро» - одна из самых известных картин.

1. История создания картины «Утро».

2. Утро в городской квартире:

а) жизнерадостная, счастливая девочка;

б) уютная комната;

в) чудесная погода за окном;

г) колорит полотна.

3.Название картины.

III. Впечатление от произведения.

  1. Сбор материала для сочинения.

Материал для первых пунктов сочинения у вас уже есть. Поработаем над описанием самого полотна. Соберем материал, для этого нам понадобятся черновики и рабочие листы (прил.1).

Давайте рассмотрим средний план картины. Мы уже говорили с вами, что на нем художник расположил самое важное.

Итак, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света.

Пожалуйста, опишите девочку.

Ответы детей:

У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.

Скорее всего в момент зарядки девочки в комнате играет радио, под которое очень часто просыпались и дети, и взрослые. Чаще всего это была детская радиопередача «Пионерские зорьки», содержащая музыкальные заставки. Итак, на переднем плане картины – девочка. Как вы думаете, ребята, она счастлива?

А как вы это поняли? Конечно, по окружающей ее обстановке. Все в картине подчеркивает радостную, счастливую атмосферу.

Давайте же повнимательнее рассмотрим детали.

Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода?

Ответы детей.

Стоит весна. Учебный год еще не закончился, потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели (описание окна, двери, стен в прил.1).

А теперь давайте рассмотрим боковые планы картины: комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой.

Ответы детей.

Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.

А теперь ребята, я хочу обратить ваше внимание на некоторые детали картины.

Вы обратили внимание на то, что в картине много закругленных и круглых деталей? Посмотрите! Вы видите, что почти нет острых углов. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Этим художница указывает на умиротворенность, уют, радость, царящие в доме. По верованию древних славян, круг, колесо – символ защищенности, мира.

Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. 

Преобладают желтый и коричневатый цвета. Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение.

Какие еще цвета есть в картине? Зеленый, синий и голубой, немного красного.

Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.

Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна – девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.

А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной?

Ответы детей.

Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.  В ее картине много воздуха, света и человеческого счастья.

Идея картины (слайд 23): Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения). Красота жизни, умение радоваться ей -   идея (основная мысль) этой картины.

 Понимание идеи: Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.

Благодаря чему автор смогла передать идею? Благодаря художественной детали: два светлых распахнутых окна, через которые врываются солнечные лучи. Тонкая, изящная фигура девочки. Ее движения передают радость, с которой героиня встречает новый день. Изображения предметов, которые передают простую обстановку, в которой живет девочка (одежда на стуле, завтрак на столе, плющ на стене).


  1. Работа над орфографией у доски в форме словарного диктанта (упр.224).

Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный, статный;

Карниз, бахрома, кашпо, эстамп, резеда;

Находиться, располагаться, размещаться, пристроиться, стоять;

В центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху, внизу.

  1. Работа в парах. Имея достаточно материала, попробуйте сейчас в парах составить начало сочинения, выбрав основное из ваших рабочих листов, концовку сочинения (впечатление от произведения) на основе идеи картины – чувстве радости, бодрости. Учащиеся зачитывают свои заготовки.

Возможное начало сочинения.

Т.Н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.

Возможное заключение.

Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»

V. Подведение итогов.

  1. «Синквейн» на тему утро, весна (прил.1).

Образец (слайд 24):

    1. Утро.

    2. Бодрое, свежее.

    3. Пробуждается, радуется, светит.

    4. Весна – утро для природы.

    5. Весна (вдохновение).

  1. «Дерево настроения». За окном сейчас не весна. Обратите внимание, что у нас на доске тоже есть дерево, которое похоже на зимнее, осеннее, как за окном (на нем нет почти листочков, только голые ветки). Я предлагаю вам поделиться своим нынешним настроением, вдохновением от проделанной работы. Посмотрим, насколько оно изменилось с начала урока и сделаем это так, чтобы наше деревце немного расцвело. В зависимости от вашего настроения прикрепите к дереву листочек (если настроение нейтральное, непонятное), цветочек (если настроение довольно бодрое, преподнесенное), если вы хорошо поработали, взбодрились и считаете, что ваша работа принесет вам хорошие плоды в сочинении, то прикрепите яблочко. Вот наша яблонька и повеселела, пробудилась и расцвела. С вашей помощью к ней тоже пришло весеннее утро.

  2. Выставление оценок.

VI.Домашнее задание. Написать сочинение с помощью рабочих листов, сделанных на уроке записей, составленного «синквейна».



 Приложение 1. Рабочий лист

  1. Об авторе.

Татьяна Ниловна Яблонская – удивительная художница. Народный художник СССР (1982), лауреат двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951), Государственной премии СССР (1979) и Национальной премии им. Т. Шевченко (1998), Герой Украины (2001) [4].

Родилась в 1917 году в Смоленске, 1928 переехала в Украину, Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н. Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины. умерла в 2005, став свидетелем почти всего 20 века. Яблонская активно работала почти 50 лет, пройдя за это время путь от бытовой живописи до импрессионизма; участвовала в Венецианской выставке, а ее персональные выставки проходили от Лондона до Парижа. «Хлеб» (1949), «Лебеди» (1966), «Юность» (1969), «Жизнь продолжается» (1971) – самые известные ее работы. Татьяна Яблонская училась в мастерской легендарного художника Федора Кричевского. Сегодня ее работы можно увидеть вживую –  в музеях Киева, Харькова и Одессы [6].

  1. Материалы к описанию.

Словарик. Кашпо ср. несклон. – Декоративная – обычно керамическая – ваза, в которую ставят цветочный горшок.

Эстамп м. – Печатное воспроизведение какого-л. изображения, выполненного самим художником или мастером-гравером на дереве, камне, линолеуме, металле.

Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?

  • Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном - батареи центрального отопления, карниз над окном

  • Стены – высокие, толстые, светло-желтые с сероватым оттенком, бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды.

  • Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, Цветы на балконе и над дверью.

  • Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света.

Мебель (стол, стул)

  • Стол (круглый, обеденный, покрытый скатертью); льняная скатерть с бахромой; на столе глиняный кувшин; тарелка-хлебница, накрытая салфеткой; нож, чашка.

  • Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки

     Как изображены кровать, пол?

  • Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем.

  • Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.

          

  1. Алгоритм написания «синквейна».

Задача – обобщить тему в кратком нерифмованном стихотворении.

1 строка – название (1 слово – существительное).

2 строка – описание (2 слова – прилагательные).

3 строка – действие (3 слова – глаголы).

4 строка – связное, обобщающее предложение по теме (4-5 слов).

5 строка – синоним, ассоциация, вывод к названию (1 слово – существительное).

  1. Домашнее задание. Используя данный материал и сделанные тобой записи, напиши сочинение-описание по составленному плану.





Приложение 2. Текст для экскурсовода

- Здравствуйте, друзья! У нас сегодня встреча с полотнами Т.Н.Яблонской. Я расскажу о некоторых самых известных картинах художницы.

1. В 1949 году создана картина “Хлеб”. В 1948 году Яблонская руководила летней практикой студентов, которая проходила в селе Летава. Ощущение коллективного труда, боевой темп запали в душу. Всё это захотелось выразить на полотне. Посмотрим на репродукцию картины. Летний солнечный день. На колхозном поле кипит работа: молотят зерно, насыпают его в мешки, везут на переработку. Хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Яркий свет солнца играет на лицах и одежде колхозниц. От золотой хлебной пыли воздух кажется туманным. Картина находится в коллекции Третьяковской галереи [3].

2. Над картиной «Перед стартом», написанной в 1947г., Татьяна Ниловна работала сразу после войны. Увлекалась японцами, импрессионистами (т.е. художниками, передающими красоту повседневной действительности). Была молода в искусстве, удачлива, работала с огромным увлечением. Сама любила спорт, особенно лыжи, за тот простор, который они открывали.

На полотне хотелось добиться ощущения молодости, остроты неожиданных поворотов, свежести морозных щёк, непосредственности и простоты во взаимоотношениях, снежного, чистого простора. С каким удовольствием подбирала и писала все эти шарфы, шапочки, перчатки, свежие щёчки, лыжные палки. Работала каждый день до темноты, мечтая вечером о завтрашнем утре.

На выставке в Москве картина получила большой успех.

И даже — рекомендацию на получение Сталинской премии [8].

3.Картину «На окне весна» Т. Н. Яблонская написала в 1954 году. Работа затрагивает тему человека, проживающего свою минуту личной жизни наедине с самим собой. На картине изображена дочь художницы. Девочка добавляет воду в бутыли и колбы на окне. Так серьезно и сосредоточенно эта девочка добавляет воду в баночки, потому что это очень важно, чтобы сад на окне зацвел раньше, чем на улице. Ведь всегда предвестие весны сулит радость [5].

4.  Картину «Жизнь продолжается» 1970й г. художница очень любила. Татьяна Яблонская, путешествуя по Украине, увидела эту сцену в одной деревушке: перед домом на лавочке сидел старик, погруженный в воспоминания о прошлом, и – рядом молодая женщина с малышом на руках, мечтающая о будущем [1].

Полотно олицетворяет связь поколений, непрерывный цикл жизненного течения. Она стала вдохновением для создания выставки под названием «И воспоминания, и мечты», открытую к 100-летию со дня рождения художницы открыли в Национальном художественном музее Украины, где и находится картина.

Далее обратите внимание на экран (продолжение презентации). Вы можете видеть еще ряд прекрасных, известных картин художницы: «Свадьба» 1964г. (слайд 4) – находится в Харьковском художественном музее.

«Автопортрет», написанный в 1945г. (слайд 5), "Вечер. Старая Флоренция", 1973 год (слайд 6.) (в коллекции Третьяковской галереи),

"Портрет дочери", (слайд 7) (в коллекции Одесского художественного музея),

"Автопортрет в украинском костюме", 1944 год (слайд 8) (в коллекции Национального художественного музея)

"Юность", 1969 год (слайд 9) (в коллекции Национального художественного музея Украины).

Как мы видим, Татьяна Яблонская – художник многогранный, ее интересовали разнообразные темы и жанры. Это и портреты, и этюды, жанровые сцены и пейзажи. Каждый этап ее творчества отличается от предыдущего. Она с легкостью передает красоту природы над Днепром (слайд 10), приход осени, весны (слайды 11-12) так же, как и красоту труда человека (слайд 13), как ощущение радости, грусти во время болезни (слайд 14), бытового уюта (слайд 15).



Приложение 3. Статья об истории создания картины «Утро».

Картина “Утро” кисти советской художницы Татьяны Яблонской есть в каждом школьном учебнике. По ней писали и пишут сочинения. Она нравится всем: светлая, радостная и очень чистая. “Итальянская” по свету солнца, аркам квартиры, листьям растения в комнате. Татьяна Яблонская написала картину «Утро» в 1954 году (слайд 17).

Репродукция этой картины печаталась в популярных журналах («Огонек»), неоднократно выпускалась на почтовых открытках. Картина была помещена в учебнике «Родная речь», советские школьники должны были писать об этой картине сочинение. Также репродукции картин Яблонской печатались на почтовых марках.

Яблонская написала свою старшую дочь, Лену, ей тогда было 13 (слайд 18). Писала в своей киевской квартире (слайд 19, Киев, дом № 46 по улице Большой Васильковской, в котором происходит действие картины). Да, комната кажется огромной, но на самом деле это была коммунальная квартиа. А родилась Лена 24 июля 1941 года. За месяц до этого, Яблонская и ее муж Сергей Отрощенко закончили Киевский художественный институт. Сергей сразу ушел на фронт, он и просил назвать будущую дочку Леной, Аленой. Остался цел, вернулся, но с Яблонской они вскоре развелись.

Однако у этой картины есть почти киношная история. Репродукцию «Утра» напечатал журнал «Огонек». По всей стране ее вырезали из журнала и вешали на стены. Она висела и у казахского мальчика Арсена, тот буквально влюбился в девчонку с косой. А когда вырос, Арсен Бейсембинов поехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязались отношения с однокурсницей.

Арсен уговорил ее поехать летом к нему, в Алма-Ату. Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась, что на картине изображена она. Да, Лена – та длинноногая девочка, тоже поступила в Строгановское, она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате.

Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства! Более того, Лена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, тоже стал художником. Есть внуки и правнуки.

Картина украшает самое престижное собрание отечественного искусства в России – Третьяковскую галерею. Посмотреть на шедевр может каждый, кто переступит порог музея [7].

Дочь художницы Елена, которая позировала для картины, уточняла, что она запечатлена матерью во время разминки перед гимнастической позицией «ласточка». На столе её уже ждёт скромный завтрак, на стуле лежит аккуратно сложенная школьная форма, через его спинку перекинут отглаженный пионерский галстук. Кувшин на столе — чешский. Его Татьяна Яблонская привезла из первой командировки за границу. Полосатая скатерть, на которой стоит кувшин, служила семье многие годы.

О своём состоянии во время позирования матери Елена Бейсембинова рассказывает:

«Меня только что приняли в пионеры, я просто летала. Сама вскакивала поутру с первыми лучами солнца и жмурилась, ощущая, как нагрело весеннее солнце пол. И мама поймала это ощущение теплого со сна ребёнка… я занималась балетом и гимнастикой, и то, как на картине в сторону отставлена ножка и вскинуты руки, - это часть хореографии, эти движения мама и подметила… Картина очень натуралистична». – А.Маянцева. «Утро». Продолжение. Интервью с Е.С. Бейсембиновой [2].

На слайде вы видите продолжение картины – та самая поза ласточки, которая следует за разминкой (слайд 20).







Список использованных источников

    1. https://artchive.ru/news/2488~Jubilejnaja_vystavka_k_100letiju_so_dnja_rozhdenija_Tat%27jany_Jablonskoj_otkrylas%27_v_Kieve

    2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Утро_(картина_Яблонской)#:~:text=Ранок)%20%20картина%20советской%20художницы%20Татьяны,льющийся%20в%20окно%20солнечный%20свет.

    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хлеб_(картина_Яблонской)

    4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Яблонская,_Татьяна_Ниловна

    5. https://topspb.tv/news/2019/05/21/etyud-o-kartine-t-n-yablonskaya-na-okne-vesna/

    6. https://vogue.ua/article/culture/art/10-samyh-izvestnyh-kartin-hudozhnicy-tatyany-yablonskoy.html

    7. https://wanderings.online/utro-tatyany-yablonskoj/

    8. https://www.amuse-a-muse.com/ru/2020/03/татьяна-яблонская/










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!