СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Сочинение на лингвистическую тему" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект составлен по учебному методическому  пособию Касатых Е. А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2014. — 176 с. Дополнен рабочим раздаточным материалом для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Сочинение на лингвистическую тему" (7 класс)»

Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему


Цели: учить писать сочинение на лингвистическую тему; продолжить формирование представления о русском языке как системе; совершенствовать умение разграничи-

вать категорию состояния, наречие и краткое прилагательное.

Личностные УУД. Воспитание умения принимать и доказывать собственную точку зрения. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Обоснование гипотезы. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Ход уроков

  1. Синтаксическая разминка.

- Запишите предложение, выполните синтаксический разбор. (Один ученик работает на доске.)

Язык никогда не устанавливается окончательно, но он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь. (В. Г. Белинский)

  1. Проверка домашнего задания.

- Ответы на контрольные вопросы по теме «Категория состояния» (странице 133 учебника)

- Проверка таблицы «Самостоятельные части речи в русском и английском языках» (ученик оформил таблицу на доске во время выполнения предыдущих заданий)

Вопросы: Какие самостоятельные части речи есть в русском и английском языках?

Каких самостоятельных частей речи нет в английском языке?

- В русском языке категорию состояния как самостоятельную часть речи выделили сравнительно недавно.

  1. Работа с текстом.

-Прочитаем текст об этом.

Термин «категория состояния» впервые был введён русским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щербой в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных трудах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии, лексикологии.

Льву Владимировичу принадлежит известная фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принадлежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен. Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отечественную науку и культуру.

(По материалам Интернета)

- Какой русский лингвист впервые ввел термин «категория состояния»?

-Как называлась статья, в которой Щерба ввёл новый термин?

-Какой год можно считать годом рождения категории состояния?

-Запишите эти данные в тетрадь. Не забывайте, как пишутся имена собственные.

-Чем ещё прославился Лев Владимирович Щерба?

-Как вы поняли смысл фразы, изобретенной Щербой? Почему Вам понятны слова, которые не имеют лексического значения?

-Определите, к каким частям речи принадлежат слова из этой фразы?

-Найдите предложение, в котором выражена основная мысль.

  1. Сбор материала к сочинению.

- Сегодня нам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»

-Вспомните структуру, назовите типовую лексику сочинения-рассуждения.

-Сформулируйте и запишите тезис: Категория состояния (не) является самостоятельной частью речи.

Обсуждение темы «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную

часть речи?».

-Предлагаю просмотреть § 12, 28, 34 учебника и определить, по какому алгоритму строится описание любой части речи — представление определённой области явлений действительности с характерными морфологическими и синтаксическими признаками.

-Сравните с §49.

-Запишем наши аргументы в виде таблицы:


Тезис

КС — самостоятельная часть речи

КС не является самостоятельной частью речи

Общее грамматическое значение


Обозначает состояние природы, среды, физическое и психологическое состояние человека, т.е., как каждая часть речи, КС имеет общее грамматическое значение.

КС обозначает очень узкий круг явлений действительности. Состояние природы и человека можно описать и с помощью других языковых средств.

Морфологические признаки


Не имеет форм словоизменения

(КС не изменяется)


Во многих случаях слова КС

выражаются безличной формой

глагола и могут изменяться по временам: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.


Синтаксическая роль


Чётко выражена

(КС всегда сказуемое)


КС только в предложении проявляется как самостоятельная, отдельная часть речи: Мне весело (КС). – Мы весело (наречие) поиграли.

Вывод

Категория состояния — это часть речи, обозначающая состояние природы или человека


Слова категории состояния не являются самостоятельной частью речи. Это особая группа слов (наречий и глаголов), выражающая состояние природы или человека



  1. Составление плана.

  1. Тезис: Категория состояния (не) является самостоятельной частью речи.

  2. Доказательства (аргументы, примеры) :

А) Общее грамматическое значение.

Б) Морфологические признаки.

В) Синтаксическая роль.

3. Вывод.

  1. Написание черновика сочинения.

  2. Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

























Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Термин «категория состояния» впервые был введён русским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щербой в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных трудах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии, лексикологии.

Льву Владимировичу принадлежит известная фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принадлежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен. Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отечественную науку и культуру.

(По материалам Интернета)

- Какой русский лингвист впервые ввел термин «категория состояния»?

-Как называлась статья, в которой Щерба ввёл новый термин?

-Какой год можно считать годом рождения категории состояния?

-Запишите эти данные в тетрадь. Не забывайте, как пишутся имена собственные.

-Чем ещё прославился Лев Владимирович Щерба?

-Как вы поняли смысл фразы, изобретенной Щербой? Почему Вам понятны слова, которые не имеют лексического значения?

-Определите, к каким частям речи принадлежат слова из этой фразы?

-Найдите предложение, в котором выражена основная мысль.


  1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»

Заполните таблицу:


Тезис



Общее грамматическое значение





Морфологические признаки








Синтаксическая роль







Вывод













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!