Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Цели: учить писать сочинение на лингвистическую тему; продолжить формирование представления о русском языке как системе; совершенствовать умение разграничи-
вать категорию состояния, наречие и краткое прилагательное.
Личностные УУД. Воспитание умения принимать и доказывать собственную точку зрения. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Обоснование гипотезы. Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход уроков
Синтаксическая разминка.
- Запишите предложение, выполните синтаксический разбор. (Один ученик работает на доске.)
Язык никогда не устанавливается окончательно, но он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь. (В. Г. Белинский)
Проверка домашнего задания.
- Ответы на контрольные вопросы по теме «Категория состояния» (странице 133 учебника)
- Проверка таблицы «Самостоятельные части речи в русском и английском языках» (ученик оформил таблицу на доске во время выполнения предыдущих заданий)
Вопросы: Какие самостоятельные части речи есть в русском и английском языках?
Каких самостоятельных частей речи нет в английском языке?
- В русском языке категорию состояния как самостоятельную часть речи выделили сравнительно недавно.
Работа с текстом.
-Прочитаем текст об этом.
Термин «категория состояния» впервые был введён русским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щербой в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных трудах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии, лексикологии.
Льву Владимировичу принадлежит известная фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принадлежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен. Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отечественную науку и культуру.
(По материалам Интернета)
- Какой русский лингвист впервые ввел термин «категория состояния»?
-Как называлась статья, в которой Щерба ввёл новый термин?
-Какой год можно считать годом рождения категории состояния?
-Запишите эти данные в тетрадь. Не забывайте, как пишутся имена собственные.
-Чем ещё прославился Лев Владимирович Щерба?
-Как вы поняли смысл фразы, изобретенной Щербой? Почему Вам понятны слова, которые не имеют лексического значения?
-Определите, к каким частям речи принадлежат слова из этой фразы?
-Найдите предложение, в котором выражена основная мысль.
Сбор материала к сочинению.
- Сегодня нам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»
-Вспомните структуру, назовите типовую лексику сочинения-рассуждения.
-Сформулируйте и запишите тезис: Категория состояния (не) является самостоятельной частью речи.
Обсуждение темы «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную
часть речи?».
-Предлагаю просмотреть § 12, 28, 34 учебника и определить, по какому алгоритму строится описание любой части речи — представление определённой области явлений действительности с характерными морфологическими и синтаксическими признаками.
-Сравните с §49.
-Запишем наши аргументы в виде таблицы:
Тезис | КС — самостоятельная часть речи | КС не является самостоятельной частью речи |
Общее грамматическое значение | Обозначает состояние природы, среды, физическое и психологическое состояние человека, т.е., как каждая часть речи, КС имеет общее грамматическое значение. | КС обозначает очень узкий круг явлений действительности. Состояние природы и человека можно описать и с помощью других языковых средств. |
Морфологические признаки | Не имеет форм словоизменения (КС не изменяется) | Во многих случаях слова КС выражаются безличной формой глагола и могут изменяться по временам: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить. |
Синтаксическая роль | Чётко выражена (КС всегда сказуемое) | КС только в предложении проявляется как самостоятельная, отдельная часть речи: Мне весело (КС). – Мы весело (наречие) поиграли. |
Вывод | Категория состояния — это часть речи, обозначающая состояние природы или человека | Слова категории состояния не являются самостоятельной частью речи. Это особая группа слов (наречий и глаголов), выражающая состояние природы или человека |
Составление плана.
Тезис: Категория состояния (не) является самостоятельной частью речи.
Доказательства (аргументы, примеры) :
А) Общее грамматическое значение.
Б) Морфологические признаки.
В) Синтаксическая роль.
3. Вывод.
Написание черновика сочинения.
Итог урока, рефлексия.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Уроки 95—96. Сочинение на лингвистическую тему
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Термин «категория состояния» впервые был введён русским лингвистом, академиком Львом Владимировичем Щербой в статье «О частях речи в русском языке» (1928). Учёный рассуждал о значении самостоятельных частей речи, об их морфологических и синтаксических признаках. Автор статьи отдельно выделил слова категории состояния, отличающиеся от наречий и кратких прилагательных. В многочисленных трудах Щерба обращался к проблемам фонетики, орфографии, орфоэпии, лексикологии.
Льву Владимировичу принадлежит известная фраза «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Слова лишены лексического значения. Однако сохраняется принадлежность к какой-либо части речи и смысл предложения в целом понятен. Обладая большим умом, способностью самостоятельно и творчески мыслить, Щерба внёс значительный вклад в отечественную науку и культуру.
(По материалам Интернета)
- Какой русский лингвист впервые ввел термин «категория состояния»?
-Как называлась статья, в которой Щерба ввёл новый термин?
-Какой год можно считать годом рождения категории состояния?
-Запишите эти данные в тетрадь. Не забывайте, как пишутся имена собственные.
-Чем ещё прославился Лев Владимирович Щерба?
-Как вы поняли смысл фразы, изобретенной Щербой? Почему Вам понятны слова, которые не имеют лексического значения?
-Определите, к каким частям речи принадлежат слова из этой фразы?
-Найдите предложение, в котором выражена основная мысль.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?»
Заполните таблицу:
Тезис | | |
Общее грамматическое значение | | |
Морфологические признаки | | |
Синтаксическая роль | | |
Вывод | | |