Тема : Случаи деления , когда делитель больше делимого.
Цели :
познакомить со случаем деления с остатком , когда в частном получается ноль ( делимое меньше делителя ) , закреплять приемы вне табличного умножения и деления;
совершенствовать вычислительные навыки , умение решать задачи изученных видов ;
развивать мышление , математическую речь , память ;
воспитывать интерес к математике .
Планируемые результаты:
• Личностные:
- воспитывать интерес к математике;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении тетради;
- воспитать желание преодолевать трудности.
• Предметные:
- учащиеся научатся выполнять деление с остатком в случаях, когда делимое меньше делителя;
- решать задачи на деление с остатком; работать в парах, группах;
- выполнять задачи творческого и поискового характера.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Математика» 3 класс, карточки, интеррактивная доска (экран), компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой .
- Посмотрите друг на друга . Подарите друг другу улыбку и пусть это настроение сохранится у вас до конца урока. Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, поэтому давайте к ним повернёмся и поприветствуем их. Молодцы. Начнём урок.
Вот звонок нам дол сигнал ,
Поработать час настал .
Время зря мы не теряем
И работать начинаем. ( слайд. 2 )
Наш девиз :
Мы – умные !
Мы – дружные !
Мы – внимательные !
Мы – старательные !
В третьем классе учимся !
Все у нас получится ! ( слайд. 3 )
- Надеюсь , что у вас сегодня хорошее настроение ! ( слайд 4 )
Ребята , на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие , получить новые знания . сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.
Математика –королева наук !
Без нее не летят корабли ,
Без нее не поделишь ни акра земли ,
Даже хлеба не купишь ,рубля не сочтешь ,
Что почем не узнаешь ,
А , узнав , не поймешь ! (слайд .5)
2.Минутка чистописания
- Сели ровно, открыли тетради, записываем число –
«20 февраля, Классная работа» ( __Обратить внимание детей на написание слов). ( Слайд 6-7)
И начнём урок с минутки чистописания: « Письмо числа 20»
- Что нам известно про число 20 ? ( Четное , двухзначное,
в числе 20 - 2 дес.,соседи числа 20 : 19 и 21 )
Составьте примеры на произведение чисел с результатом 20 . (2х10,4х5)
Молодцы , сейчас мы проверим вашу смекалку, логику и знание таблицы умножения .
Актуализация опорных знаний
Устный счет.
78 : 6 = 23 х 3 = 5 х 17 = (слайд 8 – 9)
48 : 24 х 23 + 22 = 77 : 7 х 5 +35 = (слайд 10)
. Работа над задачами.
Мама купила 5 пакетов картошки по 4 кг и пакет морковки
массой 5 кг. Сколько кг овощей купила мама?
( 4 х5 ) +5 = 25 кг. ( слайд. 11 )
Папа принёс 3 пакета слив по 2 кг в каждом и 4 пакета
яблок по 3 кг в каждом. Сколько всего кг фруктов принёс папа?
( 3 х2 ) + (4х3) = 18 кг ( слайд. 12 )
За обедом съели 3 пирожных, что составило одну четвёртую
часть всех купленных пирожных. Сколько пирожных купили?
(3 х 4 ) = 12 ( п) ( слайд 13 )
Определение темы, цели урока.
Посмотрите на запись, Ребята, а что общего в этих примерах?
- Они все на деление. Молодцы !
- Над какой темой мы работали на последних уроках ? (Деление с остатком )
-Решите примеры с устным объяснением.
43:6= 24:5= 73:8= 2:3= (слайд.14-15)
- Почему мы не можем решить последний пример?
(Не хватает каких–то знаний.)
-Какое самое главное правило должно соблюдаться при делении с остатком?
-Остаток всегда должен быть меньше делителя. Молодцы!
-Какие цели и задачи ставим на урок ?
( Получить новые знания , чтобы научится решать такие примеры ).
-Как называются компоненты и результат при делении?
(Делимое , делитель ,частное)
-Что особенного в данном примере?
(Делитель больше делимого или делимое меньше делителя.)
-И какая у нас сегодняшняя тема
(Деление ,когда делитель больше делимого.)
Работа по теме урока
1.Практическая работа
1)-Какие остатки могут получаться при делении на 2, 4, 7, 1?
0,1; 0,1,2,3; 0,1,2,3,4,5,6; 0 (слайд 19)
2)Илья решил пример так: 13:2=5(ост.3).
Правильно ли это?
13:2=6 (ост.1)
1
Физминутка (слайд 21)
-Возьмите 2 палочки и постройте треугольник .
- Сколько треугольников у вас получилось? ( Ни одного.)
-Почему ? ( У треугольника 3 стороны ,а палочек 2)
2 :3 = 0(ост.2)
- Возьмите 3 палочки и постройте квадрат.
-Сколько квадратов получилось ? (Ни одного )
-Почему ? (У квадрата 4 стороны ,а палочек 3)
-Какое выражение можно составить ?
3: 4=0 (ост.3)
-Посмотрите внимательно на полученные выражения и сделайте вывод: каким будет результат деления , если делимое меньше делителя?
(В частном получается ноль а остаток равен делимому ) (слайд.22)-
2.Работа по учебнику
-Читаем задачу стр.31 №3 , сначала вслух, а потом про себя.
-Сколько планок идет на одну рамку ?(4)
-Сколько планок имеется ?(16)
-Сколько рамок можно сделать?(16:4=4устно)
-А если есть 10 планок ?(10:4=2(ост.2)устно)
-А если только 3 планки? (з:4=0(ост.3)-в тетрадь , ответ устно)
-Сделайте вывод о применении знаний( Если что-то изготавливаем, сначала проверяем, хватит ли материала)
-Где еще можно применить полученные знания? (Слайд .23)
Задача №4 стр.31
-Прочитайте условие задачи
-- Какие слова выберем для краткой записи? (Привезли…,
Израсходовали…., Осталось…)
- Что означает число 36? ( Количество привезённых досок.)
- Что означает число 27? (Количество оставшихся досок.)
- Сколько досок израсходовали? (Неизвестно.)
- Прочитайте вопрос. Что необходимо узнать?
Привезли – 36 д.
Израсходовали - ? во ? раз б.
Осталось – 27 д.
- Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать?
Привезли – 36 д.
Израсходовали - ? на ? досок м.
Осталось – 27 д.
- Чем эти задачи похожи и чем отличаются?
(Похожи условиями и отличаются вопросами.)
- Чем будут отличатся решения?
( Последним действием.)
- Как узнать, во сколько раз больше?
( Большее число разделим на меньшее.)
- Как узнать, на сколько раз меньше?
(Из большего числа вычесть меньшее.)
27 : (36 - 27) = 3 (р.) - в 3 раза больше осталось
27 - (36 - 27) = 18 (д.) - на 18 досок меньше израсходовали
О т в е т: в 3 раза больше осталось; на 18 досок больше израсходовали.
6.Физминутка
7.Закрепление изученного материала
1.Работа в группах
Примеры №5 стр.31
1-вариант 2-вариант
72:9х12=96 64:8х11=88
9х9:3=27 7х8:2=28
81:9х11=99 56:7х10=80
8х9:4=18 6х8:3=16
-Возьмите карточки. Выполняем задание.(По цепочке с устным объяснением. Два последних примера самостоятельно. Потом проверка)
6:8= 0(ост.6) 1:4= 0(ост.1) 9:12=0(ост.9)
5:6= 0(ост.5) 8:9= 0(ост.8) 14:30=0(ост.14)
Работа в паррах
2__ : 3 = 7 (ост.2)
4 __ : 7 =__ (ост.5)
77 : __ =__ (ост.5)
__9 : 2 = __(ост.1)
__9 : 7 =__ (ост.3)
8.Оценка эффективности урока.
Радуга. Это капельки дождя, которые отражают солнечный свет. И сейчас мы попробуем установить связь множеством натуральных чисел и цветом радуги. В этом нам поможет счастливое число 7.(В таблице каждому числу соответствует цвет радуги.)
Таблица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
к | о | ж | з | г | с | ф | к |
(Красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый , красный . )
-Давайте, определим, какого цвета дата вашего рождения. (Учащиеся выполняют деление даты своего рождения и по таблице остатков определяют цвет, после приведенного примера )
18:7= 2(ост.4)-цвет-зеленый
-Ребята рисуют цвет своей радуги на отдельном листе бумаги.
9. Рефлексия
-На доске плакат со словами ,дети подходят и ставят знак у тех слов которые им больше подходят к окончанию урока.
1. Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Еще придется потрудится.
4. Да, трудно все таки учится!
10.Подведение итога урока
-Назовите тему и цель урока.
- Были ли трудности?
- Справились вы с ними?
- На парте у вас лежат «смайлики», которые вы получили за урок – давайте их посчитаем. (Учитель считает и выставляет оценки, комментирует.)
- Наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке.