СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сказуемое.Виды сказуемого.Простое глагольное сказуемое" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сказуемое.Виды сказуемого.Простое глагольное сказуемое" 8 класс»

Сачьян Наталья Сергеевна

Русский язык 8 класс

__.__.2021 № 25

Тема: Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое

Цель

Образовательная: углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

Развивающая: развивать умения находить сказуемое, простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

Воспитательная: воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Задача урока: углубить и расширить понятие о сказуемом, его признаках; научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом; показать способы выражения этих значений в простых глагольных сказуемых.

Планируемые результаты освоения урока

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения предложения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: учебник, презентация





















Ход урока

 

1.Актуализация изученного.

- Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.) 

Цель урока нашего урока- уточнить понятие о сказуемом и научиться находить простое глагольное сказуемое в предложении.

Фронтальный опрос:

- Что вы знаете о сказуемом? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено с примерами).

(Слайд 2)


Работа с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.


  1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

  2. Он был хорошим актером.


-Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

-Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

-Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.


2. Объяснение нового материала. Формирование новых понятий.


Запишите 1 предложение.

— Чем выражено первое  сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр.,ед. ч., изъявит.накл.)

- Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

- В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему)


— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему).

Запишем 2 предложение.

— Определите сказуемое в 2-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого?(существительным — «актером»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. (учащиеся записывают название сказуемого в схему).

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

   

Вывод (подводит учитель):               

     - В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

-В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах (2-3 столбики)


3) – Прочитайте предложения : (Слайд 4, 5)

Девочка читает.

Девочка    читала.

Девочка будет читать.

 -  Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

 - Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

- Обратите внимание, что сказуемое в 3-м предложении состоит из двух слов. Это простое глагольное сказуемое или составное?

(глаголы несоверш. вида образуют сложную форму буд. времени, состоящее из двух слов)


(Слайд 6, 7)

Девочка читала бы.

Пусть девочка читает.

  - Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

Вывод (делает учитель):

 - Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого.

  - Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым.  (Слайд 8,9)


4.Закрепление изученного. (Слайд 10)


А) – Выделите грамматическую основу в предложениях. . Определите наклонение и время глаголов – сказуемых.

Честь ум рождает. (изъяв. Наст.вр)

Добрый человек в добре проживает свой век. (изъяв. Наст.вр)

Доброго не бойся, а худого не твори. (повелит.)

Добрая слава при дорожке лежит, а худая слава по дорожке бежит. (изъяв. Наст.вр)


- С какими членами предложения согласуются глаголы-сказуемые? (с подлежащим)

- Как согласуются? ( в лице и числе,  в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).


Б)  -  Перед вами текст (слайд 11),  согласуя сказуемые с подлежащими, допишите окончания. Укажите их общие грамматические значения.

     Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным –огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Василий Александрович Сухомлинский

-Проверим, правильно ли вы вставили окончания (Слайд 12)


 - Подумайте и скажите, почему известный педагог Сухомлинский Василий Александрович иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? Какой вывод вы для себя сделали, прочитав этот текст?


В) Проверочный диктант. (2 ученика у доски). Мартин получает карточку с предложениями и заданием. Остальные работают с учителем.

Задание:

- запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем (изъяв. Наст.) , гнезд их не трогаем (изъяв. Наст.).

2.Тянулись (изъяв. Прош.) по синему небу облака.

3.Я сдержу (изъяв. Буд.) своё слово.

4.Мы будем танцевать (изъяв. Буд.) до утра.

5.Мы убрали бы (усл.) урожай вовремя, если бы дожди не затянулись (усл.) на две недели.

6.Помолчите (повелит.) , пожалуйста.

7.Давайте (повелит.) пообедаем.


4.Итог урока.

- Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? (Слайд 13)

Подведение итога урока и выставление оценок.


5.Домашнее задание: (Слайд 15).

 

Выучить правила. Упр. 99, упр.100





Приложение

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я  вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.


Мать… Больно мне становится сейчас, когда я  вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.



Мать… Больно мне становится сейчас, когда я  вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.



Мать… Больно мне становится сейчас, когда я  вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.



Мать… Больно мне становится сейчас, когда я  вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.






Задание:

- запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

2.Тянулись по синему небу облака.

3.Я сдержу своё слово.

4.Мы будем танцевать до утра.

5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.

6.Помолчите, пожалуйста.

7.Давайте пообедаем.


Задание:

- запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

2.Тянулись по синему небу облака.

3.Я сдержу своё слово.

4.Мы будем танцевать до утра.

5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.

6.Помолчите, пожалуйста.

7.Давайте пообедаем.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!