СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сфера духовной жизни" 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сфера духовной жизни" 8 класс»

Открытый урок обществознания в 8 классе по теме «Сфера духовной жизни»

Цель урока:

Систематизировать у восьмиклассников имеющиеся знания о сущности духовной культуры, усвоенные при изучении обществознания в 6-7 классах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся со структурой духовной сферы общества, с путями приобщения человека к культуре, противоречивыми процессами, разворачивающимися в современной культурной жизни России.


  1. Способствовать осознанию культурной привлекательности подлинных произведений духовной культуры, их влияния на культуру отдельной личности и всего общества, воспитанию гордости за вклад России в мировую культуру, уважения к культурному наследию прошлого и современного.


  1. Создавать возможности для совершенствования умений использовать источники научной и текущей информации для характеристики процессов присущих современной культурной жизни страны. Использовать полученные знания и умения для успешной реализации роли хранителя и ценителя культуры совей страны.


В ходе урока учащиеся смогут:

  • Уяснить основные черты понятия культура, понять невозможность существования культуры вне созидающей деятельности, без человека, вне человеческих ценностей.

  • Понять важность ценностей для человека и культуры в целом.

  • Научиться анализировать сущность духовных ценностей.

  • Высказывать свое мнение по дискуссионным вопросам современной духовной жизни.

  • Понять важность защиты своих ценностей от девальвации и уничтожения.

  • Продолжить формирование навыков работы при фронтальном взаимодействии с учителем, участия в дискуссии, анализа проблемных ситуаций.


Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УДД – 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УДД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего, осмысление опыта предшествующих поколений.


Форма урока - комбинированный (урок, сочетающий объяснение учителя, беседу и выполнение познавательных заданий).


Ход урока
I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

На доске таблица основных сфер общественной жизни общества

Вопрос ученикам: Вспомни!

  1. Какие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная).

  2. В чем проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни?

(ответ учеников по предыдущим темам).


III. Введение в новый материал

Человек стремится выполнять не только различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различается материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Тема урока ««Сфера духовной жизни»

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

(ученики высказывают свои предположения).

План урока

1. Духовная сфера жизни общества.

2. Культура личности и общества.

3. Развитие культуры в современной России.


Проблемные вопросы

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

-Почему нет «царского» пути в культуре?


IV. Работа по теме урока

Никто не станет спорить, что в жизни каждого общества и отдельного человека существенную роль играет культура.
Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями того понятия.

Культура (от лат. сulture – возделывание) – 1) всё созданное человеком, т.е. сотворённая человеком 2вторая природа»; 2) все виды преобразовательной деятельности человека, а также её результаты – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми.

-Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать одно-два слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слова «культура».

(в ходе выполнения составляется перечень)

Запись в тетради

Культура – это

1) совокупность материальных и духовных ценностей;

2) то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
3) творчество, изменяющее жизнь.

Учитель.

Задание: Прочитать фрагмент документа на стр.47 учебника - отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым.
Выделите элементы духовной культуры

-Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.


(в ходе выполнения задания составляется схема).

Образование

Философия

Наука

Искусство

Правила и нормы

Фольклор

Мораль

Религия










Вопросы и задание к тексту:

  1. Какие объекты составляют духовные ценности?

  2. Как вы понимаете слова автора о том, что культурные ценности не ограничиваются только объектами, которые могут быть перечислены в списках и каталогах?


Проблемный тренинг.

Учитель предлагает написать на листочке бумаге самое дорогое для учеников, то, что приносит радость, дарит смысл жизни. И предлагает смять листочки. Затем снова развернуть.

Вопросы учителя:
Что Вы почувствовали, когда смяли листок?
Что Вы почувствовали, когда вновь развернули?

Это и есть Ваши ценности! То, что Вы боялись потерять, но не потеряли!

 Вывод учителя
Духовные ценности:

1) долговечны;

2) потребности в них безграничны;

3) запечатлевают особенности личности их создателей.


Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввёл в оборот метафору «культура (совершенствование) души». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусственным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Моно сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.

-Послушайте отрывок из рассказа американского писателя-фантаста.

Рабочий материал

Отрывок из рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По все равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы – всё говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившую земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на это планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было и одного разумного существа, н осталось даже животных.

Вопросы к тексту

-Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?

-К какой культуре – материальной или духовной – оно относится?

(ответы учеников)


Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации – часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли.

Культура неразрывно связана с обществом – она всегда социальна.

Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Культура



Духовная культура

Материальная культура


Предметы труда

Средства производства

Результаты труда

Наука

Политика

Философия

Литература и искусство

Религия

Мораль






-Что можно отнести к материальной культуре, а что к культуре духовной?

(в ходе выполнения задания составляется схема).на слайде


У духовной культуры есть характерные особенности (слайд)


2. Культура личности и общества.

- Может ли культура развиваться отдельно от общества?

(ответы учеников)

Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура – это достояние и богатство человеческой личности.

-Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.

(проверка выполнения задания)

Вывод. К подлинной культуре ведёт единственный путь – это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.

Что же представляет собой культурный человек?

-Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.

(в ходе выполнения задания составляется схема).

Высокие

моральные качества


Соблюдение

экологической морали


Человечность


Сопереживание


Интеллигентность


Образованность


Порядочность











(проверка выполнения задания, подведение итогов по работы по данному заданию).


3. Развитие культуры в современной России

Мнения о развитии культуры в современной России достаточно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.

-Разделитесь на две группы. Работая с п. 3§ 6 учебника, заполните таблицу.

Первая группа определяет положительные черты развития культуры современной России.

Вторая группа анализирует негативные черты развития культуры современной России.

Развитие культуры в современной России

Положительные черты

Негативные черты

1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием.

2. Общество освободилось от господства одной идеологии.

3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.

4. Многонациональность культуры России.

5. Многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов.

1. Наличие низкопробных и малобюджетных поделок.

2. Засилье жестокости, криминальной романтики.

3. Отсутствие цензуры привело к открытию «шлюзов» перед низкими вкусами.

4. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры.


Вернемся к проблемным вопросам

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с.53-54 учебника.

2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с.54 учебника.

(проверка выполнения заданий).

Наш урок подходит к концу.

-Что вы получили от урока?

-Что чувствовали?

-Что вас удивило?

-За что вы можете себя похвалить?

-За что вы можете похвалить одноклассников?


Домашнее задание.

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Выполнить задания 3 и 5 рубрики «В классе и дома» на с.54 учебника (на выбор).


Задание 1: Прочитать фрагмент документа на стр.47 учебника - отрывок из декларации прав культуры, разработанный академиком Д.С. Лихачевым.
Выделите элементы духовной культуры

(в ходе выполнения задания составляется схема).










Задание 2.

Отрывок из рассказа Р.Шекли «Абсолютное оружие»

Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По все равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы – всё говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившую земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на это планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было и одного разумного существа, н осталось даже животных.

Вопросы к тексту

-Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?

-К какой культуре – материальной или духовной – оно относится?


Задание 3. Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.

(в ходе выполнения задания составляется схема).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!