- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | |
(Слайд 1) - приветствие; - готовность учащихся к уроку; - отсутствующие на уроке (сообщают дежурные). Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Это волнительно и для вас, и для меня. Но вы должны уметь собраться и показать все свои способности и все свои знания. | Включаются в деловой ритм урока. |
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. |
Фронтальная работа Задание: (Слайд 2) Из данных чисел: 25; -11; 0; 7,5; -8; 23; 60; 8; -5; -0,5; 12 выберите: Числа, меньше 0. Как называются такие числа? Целые числа Числа, модули которых больше 10; Наименьшее число Число, модуль которого является наименьшим Противоположные числа. Сравните: |-11| и |8| -11 и 8 | Отвечают устно -11; -8; -5; -0.5 (Отрицательн. числа) 25; -11; 0; -8; 23; 60; 8; -5; 12 25; -11; 23; 60; 12. -11 0 -8 и 8 |-11| |8| 11 8 |
Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности. |
Вопросы: А кроме сравнения, что мы умеем делать с положительными и отрицательными числами? Какие случаи нам могут встретится при сложении двух чисел? (Слайд 3) (+) + (+) = ? (+) + ( -) = ? (-) + (+) =? (- ) +( - ) =? Вопрос: В каком из этих случаев, мы уже хорошо умеем выполнять действие сложения? | а) когда оба числа положительные б) когда оба числа отрицательные в) когда одно число, положительное, а другое отрицательное т. е. с разными знаками. когда оба числа положительные |
А вот какой из оставшихся случаев мы будем рассматривать сегодня, нам поможет следующее задание: (Слайд 4) Составьте выражения для решения задачи (Постройте математическую модель, описывающую данные изменения): Из автобуса вышли 4 человека, а вошли 7 человек. Доход 5 руб. и расход 8 руб . Со склада увезли 10 т картофеля, а привезли 7 т. Понижение температуры на 6°С и повышение на 2°С Уровень воды в реке поднялся на 25 мм и опустился на 140мм (Слайд 5) | Записывают дату в тетрадь Записывают в тетрадь составленные выражения -4 + 7 5 – 8 -10 +7 -6 + 2 25 - 140 |
Посмотрите на наши выражения и скажите: Какой случай мы сегодня будем рассматривать? Сформулируйте тему урока. (Слайд 6) А какова цель нашего урока? | Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока. |
Этап постановки проблемы. | |
Ребята, давайте попробуем найти значения данных выражений Вопрос: А что нам поможет в этом? (Слайды 7-11) -7 + 6 = -1 6 – 2 = 4 5 – 8 = - 3 -4 +10 = 6 25 - 140 = ? Значения всех ли выражений мы можем найти с помощью координатной прямой? Удобно ли это? Итак. Перед нами встала проблема: Как сложить любые два числа с разными знаками. Тем более, что если вы посмотрите на полученные значения, то можете заметить, что в ответе могут стоять как положительные, так и отрицательные числа. Как узнать знак суммы? | Координатная прямая Работа с координатной прямой. |
Этап построения проекта выхода из затруднения. |
Ребята, а вы знаете какой сегодня день? Считается, что в этот день зима встречается с весной. (Слайд 12) Хотя за окном лежит снег, но уже днём появляется с крыши капель, ярче светит солнце, а в воздухе чувствуется дыхание весны. Но зима не хочет сдавать свои позиции. Вот сейчас мы будем наблюдать их борьбу, а ваша задача определить победителя Приглашаются 2 учащихся: Мороз и Весна-красна. Они показывают карточки: - 6 и + 1 - 4 и + 5 - 1 и + 3 -10 и + 2 -3 и +1 5 и -5 | Сретение Господне. Двое показывают карточки, остальные определяют какое число по модулю больше |
(Слайд 13) Формулируется правило: Если сложишь минус, плюс, То получится конфуз! Знак числа ты выбирай Что сильнее, не зевай! Модули их отними, Да все числа помири! (Слайд 14) С учётом всего выше сказанного можно сформулировать следующее правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: Найти модули этих чисел; Из большего вычесть меньший; Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем. | |
(Слайд 15) Примеры: 26 + (-6) = + (26 – 6) = 26 -6 = 20 -5,7 + 3,4 = -(5,7 – 3,4) = -2,3 3 – 10 = - 7 -2 + 2 = 0 | |
Физкультминутка: (Слайд №16) Давайте договоримся: -если в результате сложения получается отрицательное число, вы должны развести руки в стороны. -если положительное число, вы должны поднять руки вверх -если ноль, вы должны опустить руки вниз. -17+7 | -3+20 | 3 - 6 | (-4)+1 | 13+(-7) | -11+1 | -3+3 | 6+(-1) | | |
Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления. |
(Слайд №17) Решаем у доски № 954 (2,4,6,8), стр.205(к доске выходят по 2 чел) 2) 4 +(-1) = 4-1=3 4) 20 +(-40) = -20 6) 1,6 + (-4,1) = -2,5 8) -1,8 + 1,8 = 0 | Работают у доски. Комментируют свой ответ, основываясь на правило сложения чисел с разными знаками Каждый решает самостоятельно примеры. Самопроверка. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Проверочная работа. Решите примеры, замените ответы буквой, Расшифрованное слово запишите в тетради. М | Р | Б | Х | А | У | П | Г | Т | 4 | -1 | -15 | -2 | 8 | 0 | -4 | -9 | 1 | -20 + 5 = 8 + (-9) = -7 + 15 = -5 + 3 = 5 + (-1) = 14+ (-6) = 2 - 11 = -0,5 + 0,5 = -21 + 17 = 21 + (-20) = 16+ (-8) = Ответ: БРАХМАГУПТА. Самопроверка по эталону. (Слайд №18) Историческая справка (Слайд №19) | Самостоятельное решение в тетради. Взаимопроверка. |
Этап домашнего задания (Слайд №20) |
§34, стр. 204 № 955; 965; 967 (1) Дополнительное задание: Найдите сумму всех целых чисел от - 499 до 501 | В дневниках записывают домашнее задание. |
Итог урока. |
(Слайд №21) Как вы думаете для чего надо изучать сложение чисел с разными знаками? - Давайте, в качестве итога нашего урока рассмотрим задачу из другой предметной области, для решения которой, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками. Реши задачу (физика): 1 заряд – (+67) Кл 2 заряд – (-89) Кл Найдите общий заряд? | Отвечают на вопросы Решают задачу в тетради с комментированием Решение: +67 + (-89) = 67 – 89 = -22 Ответ: -22 Кл Самопроверка |
(Слайд №22) -Что изучили сегодня на уроке? При сложении двух чисел ты на знаки посмотри. Если разного названья, Победит «сильнейший» знак. Разность модулей найди ты И все время делай так! Найдите ошибку и объясните свой ответ: (при наличии времени) -8 + (+28) = -20 (+21) + (-29) = 50 (-10) + 13 = -23 | Правило сложения чисел с разными знаками |
Рефлексия. (Слайд №23) |
Продолжите предложения: Сегодня я узнал … Мне на уроке было … Я выполнял задания … | Устно дают ответы |
Спасибо за урок, ребята! (Слайд №24 ) | |