СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока (с использованием ИКТ). «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 7 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока (с использованием ИКТ). «Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». 7 класс.»

Тема: Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Конспект урока (с использованием ИКТ)

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с художественными особенностями комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина; рассмотреть проблематику произведения, сформировав представление об истинном гражданине в комедии.

Задачи:

Предметные: развитие умения характеристики образов литературного произведения и навыков анализа драматического произведения.

Метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение работать в команде, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Личностные: формирование духовно-нравственной компетентности, воспитание уважительного отношение к близким, формирование гуманизма и гражданского мировоззрения, стремления быть полезными своему Отечеству.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: текст комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», презентация к уроку, толковый словарь С.И. Ожегова.


Ход урока.

I. Организационный этап.

Приветствие. Здравствуйте, ребята, сегодня нам с вами снова предстоит путешествие в мир комедии великого сатирика Д. И. Фонвизина.

Проверьте, все ли необходимое для урока у вас есть на партах..


II. Этап активизации знаний учащихся.


Сообщение темы учителем. Учащиеся самостоятельно определяют цели и способы действия.


III. Этап проверки домашнего задания.

-Беседа по ранее изученному материалу.

1.Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»?

2.Чем может быть интересна комедия современному читателю?

3. Почему до сих пор пьеса входит в репертуар современных театров?

4. Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума. Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?

Молодцы!

Отметки.


-Устный монологический ответ: «Жизнь и творчество истинного гражданина и патриота Д. И. Фонвизина».

Самооценка.

-Викторина «Узнай героя».



  1. Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

  2. Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

  3. Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такадрянь в глаза лезла.

  4. Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

  5. Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

  6. Софья. Я получила сейчас радостное известно. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила.

  7. Правдин. Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве.

  8. Милон. Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете

  9. Еремеевна. Да не гневи дядюшку. Вон, изволь посмотреть, батюшка, как он глазки-то вытаращил, и ты свои изволь так же вытаращить.

  10. Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.

  11. Стародум. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому.всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного

12)Вральман. Матушка мая! Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристотелис, да в могилу.




IV. Этап усвоения новых знаний. Работа со словарем.

Определение значения слов: гражданин, недоросль.


Учащиеся: гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

1 проблемный вопрос: что значит быть истинным гражданином?

Учащиеся: любить Родину, трудиться на её благо, быть честным, справедливым, умным, подчинять свои интересы общественным.


Учитель: комедия называется «Недоросль». Дайте определение понятию «недоросль».

Учащиеся: недоросль – 1. В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. Глуповатый юноша – недоучка.


- В каком значении Фонвизин употребляет это слово?

( Митрофан- недоросль)

- Подберите синоним к слову «недоросль».

( Недоросль - лодырь, бездельник).


V. Работа в группах.


2 проблемный вопрос: следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?



1 группа (Теоретики). Особенности комедии как

драматического произведения.

Следует ли считать, что комедия

«Недоросль» написана по

правилам классицизма?


2 группа (Исследователи). О чём заботилась Простакова,

(Д.1,явл.4, д.2,явл.6) воспитывая сына?


3 группа (Актеры). Митрофан на уроке. (Чтение по ролям).

( Д.3, явл.7) Чему учился Митрофан на уроке?

4 группа (Аналитики). Каков итог воспитания?

(Д.5, явл. посл.)


Общий вывод.

(Можно ли считать Митрофана истинным гражданином? А есть ли антиподы Митрофану?)



VI. Подведение итогов урока.

Учитель: назовите тему урока. Сформулируете ещё раз цели урока. К какому выводу в ходе урока вы пришли?


Проблема воспитания и образования молодёжи никогда не сходила с повестки дня. Актуальна она и сегодня. Молодёжь – это будущее страны. Мысли Фонвизина о воспитании и образовании не устарели, а его комедия - это и совет, и предостережение.


VII. Рефлексия.


- Какие задания были самыми интересными?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие трудности при подготовке к уроку вы испытали?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Работа с сигнальными карточками).

Все молодцы! Отметки.

VIII. Домашнее задание.


1.Письменно ответить на вопрос: «Кто опасней: Простакова или Митрофан».

2.Подобрать цитаты к характеристике Простаковой.

3.Написать синквейн «Гражданин».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!