СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку. 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»»

Конспект урока русского языка во 2 классе

«Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова»

Цель: создание условий для формирования умений применять правила правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  1. Тренировать орфографическую зоркость учащихся

  2. Формировать умение применять правила правописания слов с орфограммами «Парный звонкий и глухой согласный в корне» и «Безударная гласная в корне»

  3. Развивать умение классифицировать слова с орфограммами по заданному основанию.

  4. Формирование умения анализировать, выделять существенные признаки предмета (при работе с загадками)

  5. Повторить правописание словарных слов.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель:

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в интересное и сложное путешествие. Нашими верными помощниками будут учебные принадлежности: учебник русского языка, тетради, ручки и карандаши. Проверьте, все ли готовы отправиться в путь? (Дети проверяют)

На магнитной доске карточки с личными качествами: внимательность, дисциплина, аккуратность, активность, трудолюбие, хорошее настроение, лень, раздражительность, перебивать товарища или учителя.

Карточки расположены в произвольном порядке.

Учитель: Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке? (Дети выходят к доске, выбирают необходимые качества и группируют их в один столбик)

внимательность

дисциплина

аккуратность

активность

трудолюбие

хорошее настроение

Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать? (Ответы учеников)

Возьмём ли мы в путешествие лень, раздражительность и привычку перебивать товарища или учителя? (нет)

  1. Постановка цели и определение учебных задач

Актуализация знаний

Учитель: Я хочу познакомить вас с одним мальчиком. Зовут его Петя. Послушайте стихотворение о нём:

Давным-давно на белом свете

Жил второклассник, мальчик Петя,

Хоть был талантлив и умён,

Но с русским был не дружен он.

И дома, в школе, на уроке

Все сыпали ему упрёки:

«Правописанья правил он

Не знает, глупых мыслей полн!»

Пришёл конец терпенью Пети, И он решил, вы все заметьте,

Пойти в страну правописанья

И осмотреть всё со стараньем…

Шёл долго, коротко ли шёл,

Но всё ж страну он ту нашёл…

На интерактивной доске появляется слайд 1

ДОРО…КА Р..КА Д…МА …БЛАКА

У: Как называется страна, в которую пришёл Петя?

Дети: Правописание

У: Как вы думаете, почему она так называется? (Варианты ответов: «В этой стране все правильно пишут», «Там все знают правила правописания»)

У: Внимательно посмотрите на доску и скажите, кто населяет эту страну?

Д: В этой стране живут слова с орфограммами. (Слова: дорожка, река, дома, облака)

У: С какими орфограммами эти слова?

Д: Безударная гласная и парные согласные в корне слова

У: Подберите проверочные слова и вставьте нужную букву. (Выполняется устно)

У: Как вы думаете, зачем Петя пришёл в эту страну?

Д: Научиться писать слова с орфограммами.

У: И поговорить с Королевой Правописания, которая даст ему мудрые советы!

Поможем Пете стать грамотным второклассником? (да)

Чему будем учиться на уроке?

Д: Мы будем учиться писать гласные и согласные в корнях слов.

III. Каллиграфическая минутка

Тренируемся в написании прописной буквы П. Из каких элементов состоит буква?

Что мы должны соблюдать? (наклон, параллельность линий, размер, расстояние между буквами)

Чьи имена записаны? (русских писателей)

Внимательно спишите.

IV. Закрепление.

Отработка правила написания парных согласных и безударных гласных в корне слов.

А) типовые задания:

1. У: Итак, Петя пришёл ко дворцу Королевы Правописания. (слайд 2) Но чтобы до неё добраться ему нужно выполнить задание. Посмотрите на картинку и сформулируйте задание. Что нужно сделать?

Д: Нужно вставить пропущенную букву.

У: Прочитаем слова (ска..ка, кра..ка, реди..ка, берё..ка, ука..ка, доро..ка, выре..ка)

Какая орфограмма в них спряталась?

Как проверить согласный в корне? Вспомним правило. Обратимся к нашему помощнику Учебнику. На стр.101 прочитаем информацию.

«Услышав два глухих согласных подряд, обязательно выполняй проверку. Для проверки измени слово или подбери родственное – так, чтобы после «опасного» звука стоял гласный.»

Выполните задание самостоятельно. Запишите в тетрадь сначала проверочные слова, затем проверяемые, подчеркните «опасное место» в слове.

Проверка: на интерактивной доске появляются пропущенные буквы в словах.

У: Сравните написание слов на доске и в тетради. У кого нет ошибок, поднимите зелёную карточку. У кого 1 или 2 ошибки (красная карточка). Если больше 2х ошибок, жёлтая карточка.

Разбор и определение причин ошибок. Почему допущена ошибка? (Неправильно воспользовался способом проверки: подобрал слово, в котором после согласного не стоит гласный звук) Подбор верного слова, помощь класса.

У: Подберите другие слова с орфограммой парный звонкий и глухой согласный в корне

Дети предлагают варианты слов.

Слайд 2

выре…ка до…ка ука…ка берё…ка реди…ка кра…ка ска…ка

Вот и встретился Петя с Королевой Правописания. Вот что она ему посоветовала:

Русский – наш родной язык, Если буква гласная вызвала

Он прекрасен и велик сомнение,

В нашей солнечной стране Ты её немедленно ставь под

Близок он тебе и мне ударение

Буквы как нам выбирать?

Вдруг начнут озорничать?

Прыгать, бегать и скакать.

Не в то место могут встать


Проверяй согласный,

За ним поставь ты гласный.

2. У: Воспользуемся советами мудрой Королевы и выполним задание в тетради «Пишу грамотно».

С.44 №7. Прочитайте задание сначала про себя. Что нужно сделать?

Д: Проверить орфограммы. Вставить пропущенные буквы. Списать стихотворение в тетрадь.

У: Послушайте стихотворение

Нел..гко сн..мать зв..рей!

Заяц просит: «Поск..рей!»

Мышь п..щит: «Б..юсь немно..ко»,

Что увидит снимо.. ко..ка»

«Ук..лю, - гр..зится ё…, -

Если снимка не пришлёшь!»

У: О чём стихотворение?

Какие орфограммы встретились? Какие способы проверки вы знаете?

Выполним упражнение «по цепочке» , диктуя слова орфографически и объясняя орфограммы.

V. Словарная работа

Один ученик у доски записывает словарные слова, отгадывая загадки.

Остальные дети записывают слова в тетрадь. Контролируют запись на доске. Если ученик у доски допустил ошибку, поднимают красную карточку.

Слова для записи:

1.Выходной (воскресенье)

2.Птица, которая приносит новости на хвосте (сорока)

3.Орган вкуса (язык)

4. Куда бежит — сама не знает

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это?...(дорога)

5. Раньше был он сорняком,
А теперь на грядке
Всходит он густым пучком,
В щи идёт в достатке. (щавель)

6. Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...(Ворона)

7. Красна, сочна, душиста,
Растет низко, к земле близко. (земляника)

Физминутка

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)

VI. Этап применения знаний

Выполним упражнение 6 в тетради «Пишу грамотно».

Прочитайте задание. Что нужно сделать? ( Распределить слова по столбикам)

С какой орфограммой эти слова? (парный звонкий и глухой согласный в корне)

По какому признаку будем распределять слова по столбикам? ( В первый столбик – слова, написание которых совпадает с произношением, а во второй – слова, написание которых не совпадает с произношением)

Упражнение выполняют два ученика у доски, записывая проверочные слова. Остальные ученики выполняют упражнение в тетради.

Образец разбора первого слова:

Прочитай слово (тра [ фк]а)

Подбери проверочное (трава) Какую согласную букву напишешь в слове травка? (в) Совпадает ли написание и произношение? (нет, значит запишу это слово во второй столбик)


После выполнения упражнения делается вывод, что иногда произношение совпадает с написанием, а иногда нет. Поэтому нужно делать проверку.

Работа в парах

Детям выдаются карточки с заданиями

У: Постарайтесь выполнить задание быстро и правильно. Обсудите ваши варианты ответов в паре, объясните друг другу, почему вы так считаете, старайтесь внимательно слушать товарища.

Задание на карточке: вставить буквы

Н..винка, пол..вать, х..лмы, л..шадка, сугро.., улы..ка, голу..ка, зу..ки, л..нивый, в..шнёвый.

Проверка: пары отвечают устно, дети дают обратную связь с помощью карточек (зелёные – верно, красные – неверно)

Дифференцированная работа

Вы уже очень хорошо знаете, как писать слова с орфограммами. А вот Пете предстоит экзамен. Королева Правописания дала ему очень много работы. Поможем мальчику справиться с ними. Каждому из вас пришло письмо, а в нём задания от Пети.

Задания для среднеуспевающих учеников

Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.

Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.

Плавить металл -

Переписать бумаги -

Посадить лес -...

Отправить письма -

Заготовить сено -...

Поливать огород -

Рубить дрова -...

Доставить мебель -

Смазать колеса -...

Погрузить багаж -

Какое из однокоренных слов является проверочным?


Задания для хорошо успевающих учащихся

Прочитай цепочки слов. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В каждой группе слов найди лишнее и подчеркни его.

  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;

  2. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;

  3. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;

  4. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;

  5. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?

Задания для учеников с высоким уровнем подготовки.

Заполни свободные клеточки таблицы

Существительное

Прилагательное

Глагол


З..ленеть


Стр..ительный


Дру..ба





Др..жать


Перехо..ный



Т..рговый




Зат..ился

Гн..здо




Внимательно прочитай получившиеся слова. Обведи слова с парными согласными в корне синим карандашом, а слова с безударной гласной в корне – зелёным карандашом.

Попробуй придумать свои ряды слов с этими орфограммами.

У доски работают представители от каждой из трёх групп. Дети могут сравнить результаты своей работы с записью на доске.

VII Итог урока.

У: Какой теме был посвящён наш урок? О чём говорили?

Д: О правилах правописания слов с парными согласными и безударными гласными в корне.

У: Чему мы учились?

Д: Учились писать слова с этими орфограммами, подбирать проверочные слова, находить орфограммы в словах.

У: Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово с орфограммой?

Д: Вспомнить правило проверки.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!