СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "Алгоритм написания сжатого изложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Алгоритм написания сжатого изложения"»

Л.Н.Костенок












Урок-мастерская

с использованием технологий

индивидуальной, коллективной проектной деятельности и дифференцированного обучения



















Конспект урока русского языка

9 класс


Тема урока: Алгоритм написания сжатого изложения.


Форма проведения урока: творческая мастерская.


Цель урока: составить алгоритм написания сжатого изло­жения.


Тип урока: урок открытия нового знания.



Задачи урока:

предметные

  • повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста;

  • научить выделять главную информацию;

рефлексивные

  • научить приемам самостоятельной работы;

  • активизировать мыслительную деятельность;

коммуникативная

  • развивать письменную и устную речь;

воспитательные

  • формировать культуру речи;

  • воспитывать бережное отношение к русскому языку.


Оборудование: тексты, памятки, план-схема, справочные материалы, презентация



I.Организационный (мотивационный) этап

(Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания эвристической ситуации. Учащимся раздают тексты.)


  • Каковы способы компрессии текста? (Исключение, обоб­щение, упрощение на уровне содержания текста — выделе­ние микротем текста, на уровне языковых единиц.)

II.Целеполагание

(Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации.)


Исследование текстов публицистического стиля типа речи «рассуждение» с последующей компрессией текста; выявле­ние затруднений, типичных ошибок, проблем-доминант в из­ученной теме с целью установления общих задач (цели) уро­ка; определение микротем текста-рассуждения; при помощи собранных микротем выполнение конструирования сжатого текста на уровне содержания текста.



III.Актуализация знаний


Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:


  1. Отредактируйте образец (пример) алгоритма сжатия тек­ста на уровне его содержания.

  2. Коллективная беседа.

  • Назовите признаки сжатого изложения.

  • Каков алгоритм работы над сжатым изложением?

  • Уточним порядок действий над сжатым изложением (в перспективе моделирования алгоритма выполнения задания).

  1. Вопрос-диагностика (рефлексия):

  • Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруд­нение? Назовите вашу проблему-доминанту. (Выявление и конструирование микротем.)


IV.Закрепление знаний


  • Что называют микротемой? (Ответ. Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма микротем передает основное содержание текста.)


Исследовательская работа по тексту «Память» (презента­ция + текст на столах):

  1. Смысловое чтение текста, акцентированное на его теме и проблеме.

  2. Определение типа речи (рассуждение).

  3. Определение композиционной схемы рассуждения (те­зис — доказательство — вывод).

  4. Конструирование текста (работа с таблицей).

  • Назовите 1 микротему (можно обозначить как тезис).

  • Определите 2 микротему (можно обозначить как доказа­тельство).

  • Сформулируйте 3 микротему (можно обозначить как вывод).

  1. Формулирование основной мысли текста в соответствии с микротемами. (Ответ. Хранить память — это наш нравствен­ный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.)

Вывод. Сжатие текста на уровне содержания завершено, пе­реходим к компрессии на уровне языковых единиц.

  1. Применение способов компрессии на уровне предложе­ния. Применим способы сжатия к каждому абзацу. (Учащиеся работают с карандашами, называют возможные способы сжа­тия текста.)


V.Физминутка


VI.Диагностическая работа


Групповая работа:

  1. Каждая группа получает текст и с ним работает по алго­ритму выполнения задания.

  2. Отчет каждой группы при консультативном сопровожде­нии учителя с последующей (параллельной) само- и взаимо­проверкой учащимися этапов выполнения задания — компрес­сии публицистического текста.


VII.Домашнее задание (приём «Три уровня домашнего задания»)_


1 уровень

Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его содержания (ИК1).

2 уровень

Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведе­ния компрессии текста на уровне его языковых единиц (ИК2).

3 уровень

Предложите свой вариант памятки, алгоритма компрес­сии текста на уровне его содержания и языковых единиц (ИК1, ИК2).

VIII.Рефлексия


- Оцените себя на уроке, выбрав соответствующий цвет (приём «Дерево настроения).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!