Л.Н.Костенок
Урок-мастерская
с использованием технологий
индивидуальной, коллективной проектной деятельности и дифференцированного обучения
Конспект урока русского языка
9 класс
Тема урока: Алгоритм написания сжатого изложения.
Форма проведения урока: творческая мастерская.
Цель урока: составить алгоритм написания сжатого изложения.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока:
предметные
повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста;
научить выделять главную информацию;
рефлексивные
научить приемам самостоятельной работы;
активизировать мыслительную деятельность;
коммуникативная
воспитательные
формировать культуру речи;
воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: тексты, памятки, план-схема, справочные материалы, презентация
I.Организационный (мотивационный) этап
(Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания эвристической ситуации. Учащимся раздают тексты.)
Каковы способы компрессии текста? (Исключение, обобщение, упрощение на уровне содержания текста — выделение микротем текста, на уровне языковых единиц.)
II.Целеполагание
(Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации.)
Исследование текстов публицистического стиля типа речи «рассуждение» с последующей компрессией текста; выявление затруднений, типичных ошибок, проблем-доминант в изученной теме с целью установления общих задач (цели) урока; определение микротем текста-рассуждения; при помощи собранных микротем выполнение конструирования сжатого текста на уровне содержания текста.
III.Актуализация знаний
Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Отредактируйте образец (пример) алгоритма сжатия текста на уровне его содержания.
Коллективная беседа.
Назовите признаки сжатого изложения.
Каков алгоритм работы над сжатым изложением?
Уточним порядок действий над сжатым изложением (в перспективе моделирования алгоритма выполнения задания).
Вопрос-диагностика (рефлексия):
Какой этап алгоритма вызывает у вас наибольшее затруднение? Назовите вашу проблему-доминанту. (Выявление и конструирование микротем.)
IV.Закрепление знаний
Что называют микротемой? (Ответ. Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста. Сумма микротем передает основное содержание текста.)
Исследовательская работа по тексту «Память» (презентация + текст на столах):
Смысловое чтение текста, акцентированное на его теме и проблеме.
Определение типа речи (рассуждение).
Определение композиционной схемы рассуждения (тезис — доказательство — вывод).
Конструирование текста (работа с таблицей).
Назовите 1 микротему (можно обозначить как тезис).
Определите 2 микротему (можно обозначить как доказательство).
Сформулируйте 3 микротему (можно обозначить как вывод).
Формулирование основной мысли текста в соответствии с микротемами. (Ответ. Хранить память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство.)
Вывод. Сжатие текста на уровне содержания завершено, переходим к компрессии на уровне языковых единиц.
Применение способов компрессии на уровне предложения. Применим способы сжатия к каждому абзацу. (Учащиеся работают с карандашами, называют возможные способы сжатия текста.)
V.Физминутка
VI.Диагностическая работа
Групповая работа:
Каждая группа получает текст и с ним работает по алгоритму выполнения задания.
Отчет каждой группы при консультативном сопровождении учителя с последующей (параллельной) само- и взаимопроверкой учащимися этапов выполнения задания — компрессии публицистического текста.
VII.Домашнее задание (приём «Три уровня домашнего задания»)_
1 уровень
Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его содержания (ИК1).
2 уровень
Отредактируйте текст алгоритма (памятки) проведения компрессии текста на уровне его языковых единиц (ИК2).
3 уровень
Предложите свой вариант памятки, алгоритма компрессии текста на уровне его содержания и языковых единиц (ИК1, ИК2).
VIII.Рефлексия
- Оцените себя на уроке, выбрав соответствующий цвет (приём «Дерево настроения).