Яна Георгиевна Судакова
Урок русского языка в 8 классе по теме
«Прямая и косвенная речь»
Цели:
дать понятие прямой и косвенной речи;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки при работе с предложениями с прямой и косвенной речью; научиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания;
воспитывать чувство языка.
Ход урока
ОНУ
Этап мотивации
Работа с высказыванием о русском языке К.Г. Паустовского:
«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Определение темы урока, постановка целей.
1) Посмотрите на схемы и скажите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке и зачем это нужно изучать.
А: «П?»
«П,» - а.
«П! – а. – П.»
2) Спишите схемы. Оформите высказывание К.Г. Паустовского о русском языке в предложения с прямой речью, соответствующие данным схемам.
Пунктуационный минимум
Я знаю проговорила она вас не убедишь.
Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.
Он и спрашивает что ж мы теперь Пантелей делать станем?
IV. Организация проблемной ситуации
Рассмотрим предложение: Чехов говорил, что «не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».
- Всё ли верно звучит в этом предложении?
- В чём заключается ошибка? Как её исправить?
Варианты исправления:
Чехов говорил: «Не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».
Чехов говорил, что он не верит в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верит в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России.
- В первом предложении прямая речь, а во втором – косвенная.
V. Исследование предложений с косвенной речью и взаимообучение
Обучающиеся получают карточки с теоретическим материалом: I вариант – карточку №1 – с примерами замены прямой речи косвенной, II вариант – карточку №2 – с правилами оформления предложений с косвенной речью. Ученикам даётся 4 минуты на внимательное изучение материала. Затем их задача – рассказать соседям по парте то, что они поняли из своей карточки.
VI. Закрепление материала.
Задание №1
Замени прямую речь косвенной.
«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.
«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.
«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, - проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».
«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.
Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»
Я спросил его: «Да ты умеешь ли плавать?»
Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»
Задание № 2
Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.
Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.
Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.
Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме.
Сергей спросил тихо, почему она ушла.
Обрати внимание на возможные варианты.
Проверка.
Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»
Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»
Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»
Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»
Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»
Задание № 3
Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.
А: «П (?!).» «П (?!,» - а. «П! – а. – П (?!).» «П? – а. – П (?!).»
Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.
Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.
Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали.
Что же ты стоишь закричал я сердито.
Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.
Задание №4.
Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.
Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
Меня спросили, где я раньше работал?
Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.
Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
IX. Подведение итогов. Рефлексия
Карточка № 1
1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся:
Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.
Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.
После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:
Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается.
Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.
Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).
Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли.
Карточка № 1
1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей ли. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")
2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся:
Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.
3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.
4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:
Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.
5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается.
Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.
6. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).
7. Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли.
Карточка № 2
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. | Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» | Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
Командир приказал: «Огонь!». | Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» | Врач спросил, какая у меня была температура. |
«Который час?» - спросил я. | Я спросил, который час. |
Карточка № 2
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. | Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» | Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
Командир приказал: «Огонь!». | Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» | Врач спросил, какая у меня была температура. |
«Который час?» - спросил я. | Я спросил, который час. |
Карточка № 2
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
Предложения с прямой речью | Предложения с косвенной речью |
«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. | Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. |
Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!» | Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. |
Командир приказал: «Огонь!». | Командир приказал, чтобы открыли огонь. |
Врач спросил: «Какая у вас была температура?» | Врач спросил, какая у меня была температура. |
«Который час?» - спросил я. | Я спросил, который час. |