СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием технологии взаимообучения по теме "Прямая и косвенная речь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе с использованием технологии взаимообучения по теме "Прямая и косвенная речь" позволяет обучающимся самостоятельно познакомиться с приёмами замены прямой речи косвенной и научить друг друга. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием технологии взаимообучения по теме "Прямая и косвенная речь"»

Яна Георгиевна Судакова

Урок русского языка в 8 классе по теме

«Прямая и косвенная речь»

Цели:

  1. дать понятие прямой и косвенной речи;

  2. совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки при работе с предложениями с прямой и косвенной речью; научиться заменять прямую речь косвенной, учитывая особенность предложений по цели высказывания;

  3. воспитывать чувство языка.



Ход урока

  1. ОНУ

  2. Этап мотивации

Работа с высказыванием о русском языке К.Г. Паустовского:

«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

  1. Определение темы урока, постановка целей.

1) Посмотрите на схемы и скажите, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке и зачем это нужно изучать.

А: «П?»

«П,» - а.

«П! – а. – П.»

2) Спишите схемы. Оформите высказывание К.Г. Паустовского о русском языке в предложения с прямой речью, соответствующие данным схемам.

  1. Пунктуационный минимум

Я знаю проговорила она вас не убедишь.

Гроза будет сказал Федя посматривая на облака.

Он и спрашивает что ж мы теперь Пантелей делать станем?



IV. Организация проблемной ситуации

Рассмотрим предложение: Чехов говорил, что «не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».

- Всё ли верно звучит в этом предложении?

- В чём заключается ошибка? Как её исправить?

Варианты исправления:

  1. Чехов говорил: «Не верю в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верю в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России».

  2. Чехов говорил, что он не верит в прекрасные слова, в абстрактные понятия, а верит в определённых людей, в конкретные личности, разбросанные по всей России.

- В первом предложении прямая речь, а во втором – косвенная.


V. Исследование предложений с косвенной речью и взаимообучение

Обучающиеся получают карточки с теоретическим материалом: I вариант – карточку №1 – с примерами замены прямой речи косвенной, II вариант – карточку №2 – с правилами оформления предложений с косвенной речью. Ученикам даётся 4 минуты на внимательное изучение материала. Затем их задача – рассказать соседям по парте то, что они поняли из своей карточки.

VI. Закрепление материала.

Задание №1

Замени прямую речь косвенной.

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» - крикнул Николай Петрович.

«Да, я знаю вас, Базаров», - подтвердила она.

«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, -  проговорил Аркадий, - и я ничем не занимаюсь».

«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», - продолжал говорить Николай Петрович.

Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову: «Евгений, возьми меня с собой!»

Я спросил его: «Да ты умеешь ли плавать?»

Илюша крикнул ему вслед: «Смотри, не упади в реку!»

Задание № 2

Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

  1. Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была.

  2. Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет.

  3. Отец крикнул Феде. Чтобы он держал правее.

  4. Дубровский спросил, все ли здесь  и не осталось ли кого в доме.

  5. Сергей спросил тихо, почему она ушла.

Обрати внимание на возможные варианты.

Проверка.

  1. Кирилла Петрович спросил: «Маша, где ты была?» или Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»

  2. Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода будет славная!»

  3. Отец крикнул Феде: «Держи правее!» или Отец крикнул: «Федя, держи правее!»

  4. Дубровский спросил: «Все здесь? Никто не остался в доме?» или Дубровский спросил: «Все ли здесь, не осталось ли кого в доме?»

  5. Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»

Задание № 3

Рассмотри схемы предложений и проиллюстрируй каждую из них предложениями из предложенных.

А: «П (?!).»    «П (?!,» - а.     «П! – а. – П (?!).»      «П? – а. – П (?!).»

Зачем откладывать спросил меня Швабрин за нами не смотрят.

Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп.

Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори  меня с печали.

Что же ты стоишь закричал я сердито.

Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу.

Задание №4.

Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

  2. Меня спросили, где я раньше работал?

  3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

IX. Подведение итогов. Рефлексия



Карточка № 1

1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей лиМать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")

  1. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся:

Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.

  1. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

  2. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.

  1. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. 

Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

  1. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).

  2. Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли.



Карточка № 1

1. Предложение с косвенной речью состоит из двух частей: одна часть, как и в предложении с прямой речью, представляет собой слова автора. Другая часть выражает содержание чужой речи (косвенную речь). Она присоединяется к первой союзами (что, будто, чтобы), местоимениями и наречиями (кто, что, как, какой, где, когда, почему) или частицей лиМать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. (Сравни с прямой речью: Мать просила: "Не опаздывайте к чаю!")

2. В предложении с косвенной речью кавычки не ставятся:

Тренер сказал, что он уверен в нашей победе.

3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой.

4. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится:

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Москву.

5. При замене прямой речи косвенной личные и притяжательные местоимения (а также личные формы глаголов) передаются от лица автора, рассказчика, а не от того лица, чья речь передается. 

Я поинтересовался, можно ли мне остаться на ночь.

6. Предложения с косвенной речью по форме представляют собой СПП (сложноподчинённое предложение): главное предложение содержит слова автора, а придаточное – чужую речь (косвенную).

7. Прямую речь можно заменить косвенной, используя подчинительные союзы (что, будто) или частицу ли.



Карточка № 2

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал: «Огонь!».

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

Врач спросил, какая у меня была температура.

«Который час?» - спросил я.

Я спросил, который час.





Карточка № 2

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал: «Огонь!».

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

Врач спросил, какая у меня была температура.

«Который час?» - спросил я.

Я спросил, который час.





Карточка № 2

Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.

Предложения с прямой речью

Предложения с косвенной речью

«Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал: «Огонь!».

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

Врач спросил, какая у меня была температура.

«Который час?» - спросил я.

Я спросил, который час.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!