СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе "Разряды частиц по значению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пордробный конспект урока русского языка в 7 классе " Разряды частиц по значению"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 7 классе "Разряды частиц по значению"»

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Разряды частиц по значению.

Цели урока:

- продолжить знакомство с разрядами частиц и их особенностями;

- закрепить знания о частице как служебной части речи;

-развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять разряд частиц, замечать оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь;

-продолжить работу по развитию связной устной и письменной речи учащихся с использованием произведений литературы и живописи;

-учить учащихся воспринимать произведения искусства эстетически, развивать их художественный вкус;

Ход урока.

1. Оргмомент

Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

2. Проверка домашнего задания. (упр. 362)

1) выписать слова с формообразующими частицами

2) взял бы (3)

3) синтаксич. разбор предлож.

1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок – экскурсия по картинной галерее. Я не ошиблась, урок русского языка мы проведем с помощью знаменитых художников и поэтов. Записываем число в тетради .

-Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:

2. Работа с эпиграфами к уроку(см. Презентация, слайд 1). "Чем иным тебя прославить, жизнь души, весны приход?» (В.Жуковский)

- Ребята, а какое время года называет Жуковский "жизнью души"? Почему?

-Мы сегодня обязаны не только хорошо усвоить новую тему, но и получить прекрасное весеннее настроение .

- И вот мы в картинной галерее. Перед нами портрет Пушкина и два отрывка, принадлежащие перу великого поэта. Давайте их прочтем.

А) Как грустно мне твое явленье, б) Теперь моя пора: я не люблю весны;

Весна, весна! Пора любви! Скучна мне оттепель;

Какое томное волненье Вонь, грязь – весной я болен…

В моей душе, в моей крови! А.С.Пушкин

А.С.Пушкин

-Какое настроение присутствует в словах первого отрывка?

-Второго отрывка?

- Одинаковы ли чувства поэта?

- Какая часть речи помогла Пушкину, в одном случае, восхититься весной, а в другой – высказать иное чувство?

- А что вы уже знаете об этой части речи?

Оказывается, частица, хотя и мала по размерам, но отличается разнообразными значениями. Какие это значения – мы и будем выяснять на уроке.

-запишем тему урока " Разряды частиц по значению"

Цель: В ходе нашего урока – экскурсии мы продолжим знакомство с разрядами частиц по значению, будем отрабатывать навыки определять разряд частиц, замечать оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь;

Помогут нам разобраться в этом отрывки из стихотворений известных русских поэтов и репродукции картин русских живописцев. Мы побываем в своеобразных творческих мастерских Пушкина и Левитана, Плещеева и Саврасова.

-Чтобы продолжить путешествие по картинной галерее, нужно преодолеть небольшое препятствие.

- работа с предложениями у доски

а) Всматриваясь в полотна, написанные рукой большого мастера, мы невольно проникаем в его внутренний мир.

Б) Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни самое дорогое его сердцу мгновение.

В) Посмотреть бы картину Левитана “Март”.

Г) Пусть экскурсовод познакомит нас с этим произведением живописи.

- в чем синтаксические особенности данных предложений? Постройте схемы первых двух предложений. С помощью чего связаны 1-ое и 2-ое предложения? Какие частицы встретились во 2-ом предложении? В 3-ем и 4? Одинаковы ли по функции эти частицы?

- предлагаю обратить все внимание на экран, мы продолжим знакомство с разрядами частиц по значению

- все частицы можно разделить на две части в зависимости от их функции.

1) одни - формообразующие и словообразующие (служат для образования слов и форм слова)

2) другие - модальные (смысловые) - вносят различные оттенки значения в предложение.

- А с какими частицами мы уже познакомились?

-что вы знаете про формообразующие частицы? Какие формы слова они образуют?

-Теперь познакомимся со словообразующими частицами, вообще-то они давние ваши знакомые. они помогают образовывать местоимения и наречия. Частицы так тесно привязались к этим частям речи, что стали морфемами. Но хочу заметить, что НЕ и Ни являются словообразующими, только когда пишутся слитно.

Следующий разряд - смысловые частицы. Посмотрите их сколько. И это, конечно, не все частицы. здесь представлены основные смысловые оттенки.

- Для каждого из вас я заготовила таблицу, которой вы будете пользоваться на уроке и добавите ее в свою папку подсказок.

- чтобы вы смогли проверить, насколько понятна новая тема для вас, предлагаю ответить на 5 тестовых заданий, а затем - оценить себя.

- Итак, мы вновь в картинной галерее.

- обратите внимание на репродукции и стихотворные отрывки. Наша задача –определить значение и разряд встретившихся здесь частиц.



1)- Перед нами знаменитая репродукция картины Левитана "Март". Что изображено на ней?

Только(выделительно-ограничительная) повеет весной, на меня нападает тоска, мне не (отриц.) усидеть дома, даже (усилит.) моя кисть находит новые силы.

И.И. Левитан

2) - Следующая, не менее знаменитая картина Саврасова "Грачи прилетели".

Что мы видим на этой картине?



2) Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за (воскл.) звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

Иван Никитин

3) Еще одна картина Левитана "ВЕСНА - БОЛЬШАЯ ВОДА".



Едва лишь ( выделит. -огранич.)в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей еще не (отр.) смеет

Запеть в смородинном кусте…

Афанасий Фет



А сейчас посмотрим, как вы усвоили материал. Одни из вас будут работать по карточкам, другие - займутся работой с текстом.

задания с разноуровневыми карточками (по выбору):

1)задания на розовой карточке – для сильных учащихся,

2) на зеленой – для средних

3) желтые– для не очень сильных.

Проверьте свои силы. Но все вы можете заработать хорошие отметки.

Остальные учащиеся работают с текстом.

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте.

  2. Определи тему (о чем текст?)

  3. Определите стиль, тип текста

  4. Выпишите из текста частицы по разрядам

О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна...те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту привыч...ку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают придумывать опр..вдания и вспоминать, что с утра нет сил, времени не хватает, да не так это уж и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможност... превратить своё утро в самое бодрое, самое энергичн...е и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время! Настало время избавит..ся от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!


О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна...те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту привыч...ку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают придумывать опр..вдания и вспоминать, что с утра нет сил, времени не хватает, да не так это уж и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможност... превратить своё утро в самое бодрое, самое энергичн...е и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время! Настало время избавит..ся от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!



1. Придумай и запиши предложения с данными частицами, определи разряд частиц и смысловой оттенок.

бы ,что за , вовсе не, пусть, даже и , ли , менее







зеленая

  1. Прочитайте высказывания классиков литературы.

  2. Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.

  3. Над вставленными частицами надпишите их разряд и смысловой оттенок.


1) Трус посылает угрозы___________ тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете)
2)__________________ прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин)
3)______ упоителен,_________ роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь)
4) Глупость не могли победить ___________боги. (Ф.Шиллер)


Слова для справок: только, даже, что за, как.





желтая

Подчеркни формообразующие частицы (зеленая карточка):

1. Щепотки волосков Лиса не пожалей,

Остался б хвост у ней. (И.Крылов)



2. Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.


3. А ну-ка, девушки!

А ну, красавицы!

пускай поет о нас страна!

И. звонкой песнею пускай прославятся

Среди героев наши имена. (В.Лебедев-Кумач)


Итоги

- как вам наша экскурсия?

- о чем мы говорили на уроке? Что узнали нового?

Рефлексия

- с помощью частиц вырази впечатление от своей работы на уроке.

Домашнее задание (по выбору): § 63-64.

1. упр.367,

2. Выписать 3-4 отрывка из стихотворений о природе с использованием частиц. Определить их разряд


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!