Аксенова Лариса Ивановна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Березовская СОШ им. Героя
Советского Союза Г.А.Рубцова»
Аннинского муниципального района
Информационно-коммуканиционная технология
Урок русского языка в VII классе
Дата проведения урока: 05.04.2018г.
Тема урока: Предлоги и союзы
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Цель: Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний о предлогах и союзах
Задачи:
Общеобразовательные:
1.Закрепить правописание производных предлогов и подчинительных союзов;
2. Углубить знания о служебных частях речи как средствах связи слов и предложений, ликвидировать пробелы.
Развивающие:
1. Формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с интерактивным тестом, текстами
2. Способствовать развитию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций.
Воспитательные:
1.Продолжить формирование основ культуры общения, умение адекватно оценивать работу одноклассников; 2. Бережное отношение к родному языку
Планируемые результаты:
Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов и союзов; уметь находить предлоги и союзы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение совершенствовать и редактировать текст
Личностные: уважительное отношение к родному языку; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы обучения: словесные (наглядные, информационно-развивающие), практические
Формы работы: коллективная, индивидуальная
Технологии: информационно-коммуканиционная, здоровьесберегающая
Материально-технические средства:
1. Компьютер, проектор, экран
2. Интерактивный тренажер «Тест по теме «Предлоги и союзы» https://infourok.ru/trenazhyor-po-russkomu-yaziku-na-temu-soyuzi-i-predlogi-1075855.html
Основные понятия: служебные части речи, предлоги, союзы
Этапы урока
I.Организационный этап. Организация индивидуального рабочего места.
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
(Слайд 1) Ребята, вспомните наше правило: «Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением», улыбнитесь друг другу и скажите слова поддержки: «Ты со всеми трудностями справишься, у тебя всё получится».
III. Актуализация знаний и способов деятельности с целью подготовки к уроку-обобщению
(Слайд 2) Диктант «По следам ошибок».
Как будто, вследствие, впоследствии, в течении реки, в течение недели, чтобы, в продолжение нескольких дней, в продолжении рассказа, из-под дивана, из подворотни, то есть, ибо, из-за шкафа, потому что, по-над Доном.
IV. Формулирование темы урока и целеполагание
- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, нужно выполнить следующее задание. Называется оно «Третий лишний».
(Слайд 3) 1. Существительное, союз, прилагательное
2. Глагол, предлог, местоимение
- Молодцы, все справились с заданием.
- Какой частью речи являются данные слова? Самостоятельной или служебной?
Попробуйте сформулировать тему урока.
(Слайд 4) Верно. Запишите тему урока: «Предлоги и союзы».
Определите цель нашего урока (Слайд 5)
V. Применение знаний и способов деятельности
Обобщение и систематизация знаний
Организация диалога, направленного на включение изученного в систему знаний.
(Слайд 6) Закончите предложения:
1. Предлог – это…
2. Предлоги связывают…
3. К предлогам нельзя…
4. Предлоги, образованные путём перехода самостоятельной части речи в служебные называются…
5. К непроизводным предлогам относятся…
6. Предлоги не …
(Слайд 7) Продолжите предложения:
1. Союз – это…
2. Союзы связывают…
3. Союзы бывают…
4. Составные союзы пишутся…
5. Сочинительные союзы связывают…
6. Подчинительные союзы подчиняют…
7. Союзы не являются…
VI. Обобщение и систематизация знаний
Отличие предлогов от самостоятельных частей речи.
Запишите предложения:
1. Максим уходил от знакомых, благодаря их за теплый приём.
2. Благодаря помощи друга Алёша решил задачу.
- Какой частью речи является слово «благодаря» в данных предложениях?
- Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
- Сделайте морфологический разбор предлога «благодаря».
Значения предлогов
(Слайд 8) Определите значения предлогов в следующих словосочетаниях:
Находиться около школы (место); выучить за ночь (время); отстать из-за болезни (причина); идти впереди всех (пространственные отношения); лекарство от болезни (целевые).
- Молодцы, все справились. Сделаем небольшую паузу.
VII. (Слайд 10) Физкультминутка. Снятие локального утомления, напряжения мышц спины, пальцев рук.
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Контроль усвоения знаний, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Интерактивный тест «Предлоги и союзы».
- Как вы думаете, можно ли обойтись без предлогов и союзов? Что будет, если из текста исключить все предлоги и союзы? Понятен ли будет смысл текста?
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Стр 162, задания 6, 9
X. Рефлексия. Определяют своё эмоциональное состояние и свои учебные достижения; оценивают других.