Урок русского языка в 6-м классе на тему
Тема урока: «Притяжательные местоимения».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели:
1.Обучающие:
- знакомство с новым разрядом местоимений – притяжательными местоимениями, их морфологическими признаками.
2.Развивающие:
- развитие умения правильно употреблять притяжательные местоимения в речи, правильно писать местоимения.
- развитие умения рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы.
3.Воспитывающие:
- воспитание интереса к русскому языку, способствование эстетическому воспитанию детей.
Задачи:
- закрепление знаний об изученных разрядах местоимений;
- выработка орфографической и пунктуационной грамотности;
-развитие памяти, речи в употреблении местоимений.
Технологии урока: проблемно-диалогическое обучение, элементы проектной деятельности.
Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах. Опорные понятия: часть речи, орфограмма, правописание
Новые понятия: притяжательные местоимения, памятка.
Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред. Т.А.Ладыженской, раздаточный материал, лист самооценки, презентация к уроку.
Ход урока.
1) Организационный момент
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу и еще раз скажем ЗДРАВСТВУЙТЕ!!! Мы пожелали здоровья, настроились на хорошую работу и можем идти вперед. Желаем всем удачи!
2) Актуализация знаний
Учитель с помощью магнита притягивает разложенные вещи на столе и предлагает озвучить процесс. Ответы учащихся (притягивает, притяжение…). Запись на доске слова ПРИТЯГИВАЕТ. Далее учитель показывает несколько предметов, принадлежащих кому-либо, спрашивает: «Это чье?» Ребята отвечают (мое, ваше, наше, Танина, заячий и т.д.). Слова записываются в два столбика.
- Что общего между этими словами?
Отвечают на одинаковые вопросы.
- Чем они отличаются?
В правом столбике записаны прилагательные.
- Определите, пожалуйста, разряд данных прилагательных.
Притяжательные, отвечают на вопрос ЧЕЙ?
- Почему они так называются?
Показывают принадлежность предмета.
Учитель записывает рядом с глаголом ПРИТЯГИВАЕТ слово ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.
- Что у них общего?
Значение. Учитель предлагает посмотреть значение слов.
Лексическое значение слов
https://ozhegov.textologia.ru/definit/prityanut/?q=742&n=198045
https://ozhegov.textologia.ru/definit/prityazhatelniy/?q=742&n=198040
- Теперь давайте обратим внимание на слова в левом столбике. Что вы можете сказать о них?
Учащиеся предполагают, что это местоимения (идет изучение этого раздела).
- Вспомним, какие разряды мы изучили.
Повторение изученных тем.
- Как вы сформулируете тему урока?
3) Формулирование темы и целей урока
- Записываем в тетрадях число, классная работа и тему урока «Притяжательные местоимения».
- Какие цели мы поставим?
Определять характерные признаки притяжательных местоимений (основное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль).
4) Выявление места и причины затруднения
- Прочитайте местоимения и определите их разряд, можете подбирать к ним слова.
ЕЁ, ЕГО, ИХ
Ответы учащихся (работа с личными местоимениями).
- Сравните, пожалуйста, предложения.
1. Люди внимательно читали его произведения. Увидели его недалеко от полянки.
2. Её чтение было лучшим. Мы пригласили ее в гости.
3. Их результаты были выше. Заметили их рано.
- Выделите в них местоимения. Отметьте отличия и схожесть. Всегда ли данные местоимения являются личными?
Учащиеся задают вопросы, определяют разряды местоимений, работают более подробно с личным местоимением (изученная тема).
5) Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала)
- Что вы можете сказать о притяжательном местоимении?
Учитель организует учащихся к исследованию проблемной ситуации: возвращаются еще раз к слайду (в два столбика напечатаны притяжательные прилагательные и местоимения).
- Давайте с вами проведем исследование.
Задания:
- озаглавьте столбики,
- сравните значения слов в левом столбике и в правом.
- найдите отличия и схожесть.
- А теперь сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника. Самостоятельно прочитайте, пожалуйста, правило, затем расскажите соседу по парте, стараясь подбирать свой пример. Внимательно выслушайте друг друга. Постарайтесь построить алгоритм.
Организует работу с учебником (§82, с.85), обращает внимание местоимение ИХ (не ИХНИЙ).
- Давайте построим алгоритм.
6) Физминутка
7) Первичное закрепление полученных знаний
- Прочитайте внимательно стихотворение Р.Рождественского
Родимая земля…
Земля моих отцов,
Земля родных людей,
Печаль моя, забота и награда.
Наверно, земли есть и краше, и теплей,
Наверно, есть,
Но мне других не надо.
- Определите тему и основную мысль стихотворения.
- Что значит Родина для вас?
- Составьте предложения о своей малой Родине, употребив них притяжательные местоимения.
- К содержанию этого стихотворения мы вернемся позже. Выделите в тексте, пожалуйста, притяжательные местоимения. Как вы определили разряд местоимений?
Учащиеся выполняют задание, определяют род, число, синтаксическую функцию.
8) Самостоятельная работа
- Для закрепления материала выполним упражнение 475.
После выполнения задания осуществляется самопроверка и фронтальная проверка.
9) Рефлексия деятельности (итог урока)
- Что нового узнали? Чему научились? Что не получилось? Почему? Что необходимо сделать: обратиться к учебнику, к учителю, сверстникам, к информационным источникам?
Продолжите предложения:
На этом уроке я понял...
На этом уроке я вспомнил....
На этом уроке я запомнил....
Я никогда не ошибусь...
- Проанализируйте свою работу на уроке и оцените себя снова.
10) Домашнее задание
- Данную тему мы продолжим изучать на следующем уроке, поговорим о правописании местоимений с заглавной буквы.
Учитель инструктирует учащихся к выполнению домашнего задания:
1. Упражнение 476.
2. Составить предложения, употребив в них местоимения ЕЁ, ЕГО, ИХ как личные и притяжательные.
3. Написать сочинение-рассуждение о малой Родине, употребив в нем притяжательные местоимения.
Приложения
Критерии проверки самостоятельной работы.
«5»- 0 ошибок
«4»-1-2 ошибки
«3» 3-4 ошибки
«2» -5 и более ошибок