СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста"»

Конспект урока русского языка в 6 классе

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Тип урока: урок развития речи

Цель деятельности учителя: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомить со способами связи предложений в тексте; разъяснить учащимся определение текстов разных типов речи и форм, его жанров; учить определять тему и основную мысль текста, озаглавливать его

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия «тема» и «основная мысль» текста, его признаки; уметь различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.

Оборудование и материалы: учебник по русскому языку для 6 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, и др.); раздаточный материал.

Организационная структура (ход) урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

              Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является,  конечно, умение  ясно, понятно говорить на своем языке.

                                                                                                          Л.Н. Толстой.



  1. Актуализация

Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)



  1. Выявление места и причины затруднения

Беседа

Для чего нам нужны предложения? (предложения нужны для того, чтобы выражать свои мысли)

А если одного предложения мало для выражения мысли? (тогда для развития мысли мы составляем текст)

Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Из чего состоит текст? (предложения, абзацы, разделы, главы)


Работа с раздаточным материалом

Перед вами, ребята, карточки. Ознакомьтесь с ними. Попробуем определить, что перед нами текст.


Необычные обряды

Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, Обряды жатвенные совершались при жатве озимой ржи, яровых злаков. Окончание жатвы обычно отмечалось сытным обедом с пирогом. Существовали и забавные обычаи изгнания насекомых. В Костромской губернии мух выгоняли последним снопом. Связывали сноп, вносили его в дом и обходили все комнаты три раза. При этом приговаривали:

Уходи, муха, вон,

Хозяин идет в дом.

Ты лето летовала,

Дай мне зиму зимовать.

После этого ставили сноп к иконам.


Что вы почерпнули из этого текста? Можем ли обозначить тему и основную мысль текста? Что вы можете сказать о строении данного текста? (ответы учащихся, работа с текстом)


  1. Целеполагание (постановка целей и задач урока)

Что лично вам может дать расширение знаний о тексте, его видах, признаках, особенностях? (Дети формулируют цель учебной деятельности, осознают свои возможности в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием)

  1. Работа над темой урока

Знакомство с теоретическими сведениями, помещенными в учебнике (пар. 13, стр. 34, 35; пар. 14, стр. 37, 38), беседа по прочи­танному, составление кластера в тетради, комментарии учителя.

  • Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

  • Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письмен­ными.)

  • Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)

  • На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повество­вание, рассуждение.)

  • Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фик­сирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их вре­менной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно ме­няются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (ос­новная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в раз­говоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

  • Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его пред­ложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

  • Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нуж­но сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

  • Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выра­жать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его пе­редать.

Слово учителя. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложении, а также интонация. Предложения могут связываться при помощи повторяющихся или однокоренных слов (трудом – без труда, верный слову – верность слову), местоимений (человек – он), синонимов (книга – издание).

  1. Первичное закрепление

Работа с материалом учебника. Выполнение упражнений 62, 64 (устно), 65 (письменно), 66 (устно, обсуждение).

  1. Рефлексия

Что нового вы узнали о тексте?

Составьте синквейн на тему «Текст». Напомню структуру синквейна: понятие, 2 определения, 3 глагола, предложение о понятии, вывод (синоним к первой строке)

  1. Домашнее задание

Выполнить упражнение 61 или 63 на выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!