Конспект урока русского языка в 6 классе
Дата:
Тема:Условное наклонение глагола.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Урок первичного предъявления новых знаний
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательные цели:
-закрепить знания о наклонении глагола,
-распознавать глаголы в условном наклонении,
-образовывать формы условного наклонения,
- отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.
Формирование УУД:
Личностные действия:
воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, нравственных качеств
Регулятивные действия:
- высказывать предположения на основе наблюдений,
- формулировать вопрос (проблему) урока,
- искать пути решения проблемы,
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию,
- соотносить цели и результаты своей деятельности,
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные действия:
-анализировать, классифицировать, обобщать,
- задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
- анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.
- классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
- владеть приемами отбора и систематизации материала.
- анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.
- представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).
Коммуникативные действия:
-овладение всеми видами речевой деятельности,
-осуществлять нормативное употребление форм слов различных частей речи
- слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Ход урока
Орг. момент.
«Ладошки». (СЛАЙД 1)
-покажите ладошки
-что можно ими сказать
-поприветствуйте гостей
-пожелайте удачи друг другу
-Запишите дату, классная работа и оставьте строчку для темы урока. Мы её запишем позже.
Мотивация. (СЛАЙД 2)
Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. (Китайская пословица)
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? К чему призывает эта пословица? И мы сегодня на уроке будем познавать новое, будем добывать новое знание.
Актуализация знаний. Фронтальная беседа. (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
-Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение.
-Какие постоянные признаки имеет глагол?
-Как изменяется глагол?
-С каким наклонением мы познакомились? Расскажите о нём.
(Оценивание своей работы во время беседы)
Пробное действие.
-Перед вами рабочий лист ученика. Найдите задание №1. Выразительно прочитайте текст. Озвучьте, что нужно сделать.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
-работаем индивидуально в рабочих листах! (ЛИСТ САМООЦЕНКИ) (оценивание своей работы над заданием№1)
4. Фиксация затруднения. Причина затруднения.
- Возникли ли у вас затруднения?
-Поднимите руку, если вы определили наклонение у всех глаголов.
- А у кого возникли затруднения? Давайте определим причину затруднения.
-какую интересную закономерность вы увидели?
(в 1 абзаце все глаголы изъявительного наклонения)
-какое действие обозначают глаголы изъявительного наклонения?
(во 2 абзаце все глаголы условного наклонения)
-темой прошлого урока было «Глаголы изъявительного наклонения», а сформулируйте тему сегодняшнего урока (СЛАЙД 4).
-Запишите ее в тетрадь.
- Давайте сформулируем цели нашей деятельности.
5.Формулировка цели деятельности (СЛАЙД 5)
6. Открытие нового знания.
1) Работа с диалогом (стр. 117)
-Откройте учебник на странице 117, найдите диалог, прочитайте задание
- Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. А что сделали бы вы?
- Ребята, а когда (при каком условии) эти желания могли бы осуществиться?
-сделайте вывод о том, какие действия обозначают глаголы условного наклонения.
(глаголы, обозначающие действия, которые могут произойти только при определённых условиях, и есть глаголы в условном наклонении).
Вновь обратимся к диалогу.
- Обратите внимание на подчёркнутые глаголы.
- Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?
- Можете ли вы сделать вывод об образовании формы условного наклонения?
2) Работа со стихотворением Юлии Друниной (СЛАЙД 6)
-разбираем задание.
-Как понимаете смысл этого стихотворения?
-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.
-Какой вариант частицы бы вы встретили?
Проверка по эталону (слайд 7)
(оценивание своей работы)
-Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.
-Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.
- Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении. Опираясь на материал стихотворения, сделайте вывод.
-давайте заглянем в учебник на стр 118, прочитаем, что нам говорит учебник и посмотрим, мы верно делали выводы или нет.
7.Фиксация нового знания.
-Попробуйте теперь свои выводы изобразить графически (в виде схемы). Схему внесите в тетрадь.
(Работа в парах).
Условное наклонение=
глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б)
(Он увидел бы тебя. Он бы сильно ударился). (СЛАЙД 8)
(Оценивание своей работы)
8. Закрепление. (СЛАЙД 9)
Задание 1.
Образуйте форму условного наклонения данных глаголов.
(Индивидуальная работа -по вариантам).
1 вариант – сеять, зависеть, клеить
2 вариант – реять, ненавидеть, обидеть
Проверка по эталону. (СЛАЙД 10) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
(оценивание своей работы)
ФИЗМИНУТКА
Задание 2. Работа со стихотворением Бориса Заходера «Петя мечтает».
Стр 118, упр 543
-разбираем задание
-выпишите глаголы в условном наклонении, укажите, как они образованы, в скобках запишите н.ф. число и род определять не нужно
(Индивидуальная работа)
Проверка по эталону. (СЛАЙД 11) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)
(Оценивание своей работы)
Задание 3. Самостоятельная работа (в рабочих листах найдите задание №4 стихотворение Юрия Энтина) (СЛАЙД 12)
-Разбор задания
-Выполнение
-Проверка по эталону (СЛАЙД 13)
(Оценивание своей работы) (Лист самооценки)
Задание 4. «Солнышко в ладошках»
-у нас на доске солнышко. Вы его, конечно, уже видели и обратили внимание на то, что у него не хватает …ЛУЧИКОВ. Перед вами лежат лучики-ладошки. На них вы можете записать желание, касающееся всех людей на планете.
На лучике есть фраза: Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ …
Я раздам вам ладошки-лучики на парту, а вы запишите это самое желание, что бы вы сделали для всех людей планеты, используя при этом глаголы условного наклонения (Мы бы…).
-возвращаем лучик солнышку, озвучив пожелание (назовите глаголы условного наклонения)
Хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет теплее, светлее и лучше.
(РАБОТА В ПАРАХ)
10. Рефлексия.
-Что мы сегодня узнали нового?
- Что обозначает глагол в условном наклонении?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
-достигли ли цели?
11. Домашнее задание. (СЛАЙД 14)
На выбор:
Упр.545
Упр.547(творч.)
- теперь я задаю вопросы, а вы отвечаете и показываете ладошками:
-можете ли вы найти в предложении глаголы в условном наклонении?
-можете ли вы сами образовать повелительное наклонение?
-знаете ли вы, как образуются глаголы повелительного наклонения?
- как изменяются?
-оцените свою работу в листах самооценки и сдайте листы.
Спасибо за урок!
(СЛАЙД 15)
Рабочий лист ученика
Ф.И.____________________________________________________________________
Задание №1.
-Выразительно прочитайте текст.
-Найдите в нём глаголы, подчеркните их, определите наклонение.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
Задание №2.
(Юлия Друнина)
-прочитайте выразительно. Как понимаете смысл этого стихотворения? Спишите в тетрадь.
-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.
-Какой вариант частицы бы вы встретили?
-Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.
-Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.
- Выясните, как изменяются глаголы в условном наклонении, сделайте вывод.
Задание №3.
Свои знания об условном наклонении отобразите в схеме. Начертите схему в тетрадь.
Условное наклонение = _______________________________________ +
_______________________________________
Работаем в парах!
Задание №4. Самостоятельная работа. (слайд 12)
-Прочитайте стихотворение.
-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их.
- Укажите, как они образованы.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он являлся бы в гости... с дубиной!
(Юрий Энтин)