СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2,3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.  развивать умение распознавать падежи, тип склонения имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;  познакомить с таблицей падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 - го склонения единственного числа и повторить способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных;  развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мыслительную деятельность; воспитывать интерес к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2,3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.»

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема: Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2,3 склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Цель. развивать умение распознавать падежи, тип склонения имён существительных, правильно писать безударные падежные окончания существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения; познакомить с таблицей падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 - го склонения единственного числа и повторить способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мыслительную деятельность; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки, анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;

Метапредметные:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные - постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Тип урока. Урок-путешествие.

Формы работы. В парах, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, учебник «Русский язык 4 класс, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий», конверты с заданиями для индивидуальной работы, ребусы, костюмы для инсценировки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Здравствуйте, садитесь.

(На половинках доски висит замок) Сегодня мы отправляемся в путешествие в волшебную страну. Послушайте стихотворение. Выскажите предположения, о чем оно?

Он и могучий,

Он и набатный,

Он величавый,

Он и стозвонный,

Гибкокурчавый,

Но непреклонный!

Он поразительный!

И поражающий!

Так изумительно

Многовмещающий!

Все, кто на нем изъясняться привык,

Любят чудесный наш …….(русский язык!) (Н. Скакунова) Слайд 1.

























По какой же стране мы будем путешествовать? (ответы детей).

По стране Русский Язык. (Даю ключ ученику, открываем замок и половинки доски).




















(На доске Русский Язык).

- В этой стране много разных государств. Какое государство мы посетим первым, должны отгадать вы. Внимание! Внимание! К нам приехал король этого государства.

Король - Здравствуйте! Здравствуйте! В моей стране живут разные жители. Одни отвечают на вопрос кто? Другие Что? Одни любят гулять в одиночестве, другие целыми компаниями. В моей стране много одушевленных и неодушевленных предметов, все они любопытны и задают разные вопросы кого? Чего? О ком? О чем? Кому? Чему? Кто? что? кем? Чем? Иногда мы уступаем место друг- другу, главные становятся второстепенными, второстепенные - главными. В, общем, мы живем в мире и согласии!

-Ребята догадались, что это за государство? (Имя существительное)

Отправляемся в путь. Первая остановка Улица Урожайная Слайд 2

(на доске изображение овощей и фруктов 3 корзины.) На улице Урожайной живет замечательная семья. (выходят дети)

В гости приходите к нам,

Мы семью покажем вам:

Первые в семье, поверьте,

ПапА, мамА, а не дети.

А второе — это сын,

Сын, да только не один,

) Существо на пару с ним.

Ну а третье — это дочь,

Будешь помнить день и ночь.

-Догадались, что это за семья ? (Это склонения.)

  1. Актуализация знаний.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Каллиграфическая минутка. Какая орфограмма находится в названии этой улицы. Можно ли проверить это слово? Пропишите красиво слово, подчеркните орфограмму. (Урожай)















На партах конверты. Откройте конверты ,прочитайте задание от жителей ,которые живут на улице Урожайной.

Задание №1.Жителей улицы Урожайной.

Прочитайте слова, на какие 3 группы их можно разделить?

По какому признаку вы их разделили на 3 группы.

Запишите слова в 3столбика, выделите окончания.

Помидор, слива, огурец, вишня, зелень, картофель, черешня, клубника, перец, кабачок морковь, капуста.




Записывают в тетрадях.

Какие окончания имеют имена существительные 1,2,3 склонения?

Проверка по образцу на доске.

1ряд Положите в корзину имена существительные, которые относятся к 1 склонению (выходят цепочкой) Слива, вишня, клубника, черешня, капуста.

2ряд. Положите в корзину, имена существительные, которые относятся ко 2 склонению.

Огурец, перец, помидор, картофель, кабачок.

Зряд. Имена существительные З склонения.

З елень, морковь.













Проверка.(Сигнальные карточки, ладошки)

Слайд 3. Молодцы! Справились с заданием.

Следующая улица Вопросительная. Слайд 4.

П риглашаем жителей этой улицы!! Выходят жители.

Именительный

Он - начинающий падеж,

Вопросы - КТО? и ЧТО?

В нём - мама, папа, слон, манеж,

И школа, и пальто.

Родительный

Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?

Вот у меня нет брата И хомяков - ни одного...

Всё мама виновата!

Дательный

Это яблоко, скажите,

Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?

Может, Лене? Или Вите?

Нет, пожалуй, никому...

Винительный

Ой! В игрушках - кавардак!

Не пойму сама никак:

Обвинить КОГО? и ЧТО?

Куклу? Кубики? Лото?

Творительный Хочу я песни сочинять.

С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?

Писать мне ручкой иль пером,

Или цветным карандашом?

Предложный

Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?

О школе, о глаголах.

Верней, я думаю о том,

Как надоела школа...

Зато теперь все падежи

Я твёрдо заучила.

Попробуй тоже так учи,

Ведь знанья - это СИЛА!!! (Фрида Полак) (Уходят)

Скажите,кто же живет на этой улице? (падежи)

III. Самоопределение к деятельности.

З адания жителей улицы Вопросительной Ребусы.






























Решите ребусы. Что вы можете сказать про эти слова?.

К какому склонению относятся первая пара слов?

Вторая пара, третья?

Как определили склонение?

Задание №2 жителей улицы Вопросительной .

Просклонять имена сущ. 1скл. (1ряд) Выделите окончания. Поставьте ударения. Просклонять имена сущ.2скл. (2ряд) Выделите окончания. Поставьте ударения. Просклонять имена сущ. 3 скл. (Зряд) Выделите окончания. Поставьте ударения.

3 человека у доски, остальные в тетрадях. Проверка. (Ладошки)

III. Самоопределение к деятельности

-Что можете сказать про окончания 1 склонения, 2 склонения, Зсклонения?

- Как вы думаете, одинаковые ли падежные окончания они имеют?

- От чего это зависит?

-Сформулируйте тему урока. (Обобщить знания о правописании падежных окончаний имён существительных и способы их проверки).

Улица Музыкальная. Физминутка. Слайд 5

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику, с.102

- Рассмотрите таблицу. Назовите окончания имен существительных 1, 2, 3 - го склонения в начальной форме. - Какие способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных вы знаете?

Продолжаем путешествие. Наша остановка -улица Словарная. Слайд 6

Жители этой улицы не смогут прийти, их напугал Незнайка. Заходит Незнайка.

-Привет!

Почему все разбежались? Я старался! Я писал!

Только буквы испугались, как писать я их не знал!

То ли а ,а может о? Не пойму я ничего ! Е писать ,а может и?

Не помогут словари!

Что же делать? Помогите! Научите,Научите!

Правильно слова писать! Чтоб в тетради было пять! (уходит)

Ребята,поможем Незнайке?

Прочитайте задания жителей улицы Словарной.

2 человека у доски.

Задание № 3 жителей улицы Словарной.

1 вариант. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сверху напишите склонение
и падеж имени существительного. Подчеркните орфограммы. Объясните написание окончаний.

Идти по ал.е., приехать из д.ревн., д.журить в кла.., о красивом п.йзаж., участвовать в су.отник., быть долго в д.р.г., под.езжать к д.ревн. .


2 вариант. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сверху напишите склонение и падеж имени существительного. Подчеркните орфограммы. Объясните написание окончаний.

Л.теть в сам.лет., р.совать в .льбом., встать наз.р., читать в б.бл..тек., говорить о д. ректор., в кр.сив.й .дежд., выйти из б.бл..тек. .


Проверка.

Какие буквы вставили вместо пропусков?

Как проверить безударные окончания имен существительных? (ответы детей).

Следующая улица Игровая.Задание. Слайд 7

Кто больше придумает слов-ключей к 1,2,3 склонению за 1мин.?

На доске по рядам дети цепочкой записывают слова - ключи. Кто больше написал, тот ряд выиграл. Проверка.

Выходит Незнайка.

Учитель. -Незнайка, чтобы ты не ошибался дети нарисовали тебе словарные слова в картинках. Мы тебе их дарим.

Незнайка,- Спасибо ребята, я обязательно их выучу.

Ну, а наше путешествие подошло к концу.

Оцените свою работу по 10-балльной шкале. 8 9 10 я доволен своей работой,5 6 7 я работал хорошо, но не все получил ось,4 3 2 мне было трудно.








V. Рефлексия.

Закончите предложения : Слайд 8










Домашнее задание.

Придумать слова-ключи и нарисовать их для 1.2,3 склонения.

А урок я хотела бы закончить словами:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!