1. Предлагает ответить на вопрос: - О какой части речи здесь говорится? Что без меня предметы? Лишь название. А я приду- Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. - Что мы знаем о глаголе? Предлагаю карточку « Я глагол» - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу. Я глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму) | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | время число лицо род (в прошедшем времени) вид спряжение | – Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму. (слайд 2) Ключевое слово подскажет, что необходимо вписать в 6 пункт. -Какова же тема сегодняшнего урока? Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться». Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу». - А как это слово связано с глаголом мы должны выяснить сегодня на уроке. – Определите цели урока. – Сегодня мы узнаем, что такое спряжение, будем учиться спрягать глаголы. | Отвечают на вопрос учителя. Работают в паре. Заполняют таблицу. Глаголы для кроссворда. 1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу. Решают кроссворд. Читают ключевое слово «спряжение». |
1. Организует наблюдения над изменением глаголов по лицам и числам. - Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы занести, играть, лежать, поверить при помощи личных местоимений. - Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать формынастоящего и будущего времени? При спряжении поставьте в глаголах ударения, выделите окончания. Единственное число 1л. занесу играю лежу поверю 2л. занесёшь играешь лежишь поверишь 3л. занесёт играет лежит поверит Множественное число 1л. занесём играем лежим поверим 2л. занесёте играете лежите поверите 3л. занесут играют лежат поверят 2.Предлагает сделать выводы и подвести промежуточный итог. Вывод: - Как изменяли глагол? По лицам и числам - Какая часть изменилась? Окончание - Назовите личные окончания глаголов первых двух столбиков. Что можете отметить общее в этих окончаниях? (Имеют гласную -е-, а в форме 3л.мн.ч. окончания –ут, -ют) Такие глаголы 1 спряжения. - - Назовите личные окончания глаголов последних двух столбиков. Что можете отметить общее в этих окончаниях? (Имеют гласную -и-, а в форме 3л.мн.ч. окончания –ат, -ят)- Такие глаголы 2 спряжения. Мы изменяли окончания глаголовпо лицам и числам или спрягали. - Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются? (У глаголов одного и того же спряжения бывают окончания ударные и безударные). -Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? (Нет, окончания одинаковые) -Обобщите наши рассуждения по плану: Какого спряжения бывают глаголы? Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения? Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения? Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний одного и того же спряжения? -Составьте схему к нашему правилу. – Прочитайте таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени». – Прочитайте вопросы, на которые отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа. Назовите глаголы в этом лице и числе, четко проговаривая их личные окончания. – Какая часть слова меняется при изменении глагола по лицам и числам? - Так, что же такое спряжение? - Справились ли мы с одной из задач, поставленной в начале урока? С какой? 3. Устраивает физминутку Я буду называть глаголы 1 и 2 спряжения. Если назову глагол 1 спр.. приседают ученики 1 варианта, если произнесу глагол 2 спр. , приседают ученики 2 варианта. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной вами схемой. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, замолчат, цветут, заплывёшь, прилетят, бежишь, даёт. 4. Закрепление Проводит дальнейшую работу по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Упражнение 1 В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-то явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: причина-следствие. При написании предложений одинаковые слова заменяйте другими, близкими по смыслу. Укажите спряжение глаголов. Саксаул не даёт тени. У саксаула очень маленькие листья. В степи не хватает влаги. Зимой в степи мало снега, а летом редко идут дожди. Тюлень прекрасно ныряет и плавает. Вместо ног у тюленя ласты. Упражнение 2 Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы. 7. Тест - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. Тест 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1)настоящего времени 2)будущего времени 3)прошедшего времени 8.Домашнее задание Карточки (Базовый) - Определите лицо глаголов, подставляя к ним местоимения: Думаю, течет, цветут, бродишь, лечу, греет, кормишь, пьют, ждет, собираем, продаете, шепчут, считаю. (Повышенный) Проспрягать глаголы в наст. и будущ. времени учить и петь - Прочитаете оба задания, выберите для себя то, с которым вы справитесь. | Выполняют задание. Высказывают свое мнение, делают выводы. Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают с тем, что изложили сами. Применяют на практике полученные знания, выполняя упражнение,некоторые выполняют у доски, проверка в парах. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Делают вывод: при изменении глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени меняется окончание. Выполняют упражнение. Работают в парах. Делают вывод: глагол «рассказал» не спрягается, так как стоит в форме прошедшего времени. Его окончания не меняется. Читают правила, убеждаются, что их предположения верны. Записывают личные окончания. -ешь -ишь -ет -ит -ем -им -ете -ите -ут (-ют) -ат(-ят) 1 спряж. 2 спряж. Выполняют упражнения. • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам. • Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, в единственном числе – по родам. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения. Выполняют задание. Систематизируют знания. Проверка в парах. У саксаула очень маленькие листья. Это дерево не даёт (1 спр.) тени. Зимой в степи мало снега, а летом редко идут (1 спр.) дожди. В этом краю не хватает (1 спр.) влаги. Вместо ног у тюленя ласты. Это морское животное прекрасно плавает (1 спр.) и ныряет (1 спр.). |