СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение личных местоимений по падежам"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в  4 классе по программе "Школа России". Тип урока "открытие нового знания".  К конспекту урока прилагаются карточки для индивидуальной  работы и работы в парах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе "Изменение личных местоимений по падежам"»

Предмет: Русский язык Класс: 4 Тема: Изменение личных местоимений по падежам.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить с изменением личных местоимений по падежам.

Задачи: учиться изменять личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам.

  • использовать полученные знания при самостоятельной работе;

- учиться формулировать, высказывать и аргументировать свои предложения, обосновывать свою позицию;

  • Развивать навык самооценки;

  • способствовать формированию универсальных учебных действий.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: познакомятся с особенностью изменений личных местоимений 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа по падежам; научатся определять падеж личных местоимений, ставить местоимения в начальную форму, указывать лицо и число личных местоимений

Метапредметные УУД:

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом .

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные: осознание необходимости применять полученные знания в повседневной жизни; положительного отношения к занятиям русским языком.

Формы работы:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.

Оборудование: проектор, экран, карточки для групповой работы, парной работы





Этап урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент.

Мотивационный этап.

5 мин.

Настрой на работу. Наш урок я начну словами нидерландского философа 17 века Бенедикта Спинозы

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, начните день с полезного дела».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- какое дело можно назвать полезным? - можем мы применить эти слова к сегодняшнему уроку?

нас на уроке какое дело может быть полезным? - Откройте тетради – запишите число, классная работа.

Где опасное место в записи числа

ВПР найди слово, где все согласные звонкие (жизнь)

Все согласные звонкие, мягкие. (день) + -

Что делать тем детям, у кого -?



Организация к деятельности.


Объяснение смысла слов.


Запись числа.



2. Актуализация знаний

10 мин.

Для начала давайте вспомним, над каким разделом мы работаем на протяжении нескольких уроков?

- какую группу местоимений мы изучаем?

Давайте проверим, насколько усвоили изученный материал.

- вставим недостающие слова в предложения, записанные в кластере. Работу выполняем в парах. Карточка №1

  1. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это (личные местоимения)

  2. Личные местоимения употребляются вместо имен_______ 3. Род можно определить у местоимений ____ лица. (3)

4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа. И.п.

5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________

Для тех, кто испытывает затруднения, подготовлены карточки-помощники.

  • Пришло время проверить. Оцените себя. + -

  • - зачем мы выполняли это задание? (чтобы определить, насколько усвоили тему местоимение, повторить изученное.)

5 человек получают карточки. Остальные работают в тетрадях

Задание: выписать услышанные местоимения.



Утром -
Так заведено -
Разомкнешь ресницы,
видишь- вдруг идет Оно
Розовой жар-птицей.

А стемнеет - Он придет:
Тоненький,
Смущенный, -



О ком идет речь в загадках? Солнце,месяц, луна.

Какие местоимения выписали? Оно, он, она

Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.

Срок прошел -
Плывет 
Она
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто несмеяна...

Кто же Он, Оно, Она?
Месяц, солнце и луна!





Работа со словарными словами

Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА? Кто может выполнить без помощи словарика – просто замечательно!

1 ряд – он салют, вагон

2 ряд - она тарелка, экскурсия

3 ряд –оно богатство, хозяйство



  • Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания. (Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.)



  • Что мы с вами повторили, выполнив это задание? Где может пригодиться это умение?

(Правильно заменять сущ местоимениями в изл, сочинениях)










На Д 1 с карточками

оценка



Выполняют задания , проверяют себя по, оценивают по предложенным критериям.








Оно, он, она




















Дети самостоятельно выписывают слова из словаря.









3.Создание проблемной ситуации










5мин.

- Перед вами таблица. Впишите данные местоимения в соответствующую строку:

он, я, вы, мы, они, ты, мной

2-е л., мн.ч.


3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-е л., ед.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.





- Проверим, как вы справились с заданием.

- Какие трудности возникли. Какое слово не занесли в таблицу? Почему?


Работа в парах.

Расставляют местоимения в строку с их грамматическими признаками.


Затруднение – куда отнести слово «мной»

(одна пара работает около доски)

Постановка темы и целей урока

2 мин.

- Какой частью речи является слово «меня»? (местоимением) поставьте в Н.Ф. (Я)

- С какой частью речи мы продолжим работу?

- Но почему мы не можем определить в какую строку должны отнести это местоимение?

- Тему урока:

«Изменение личных местоимений по падежам»

- Сформулируйте задачи нашего урока.

- Будем учиться изменять по падежам личные местоимения.

- Учиться определять падеж местоимений.

- Учиться правильно записывать местоимения.








Тема на экране.

Задачи на экране.


Работа по теме урока, выход из затруднения


5 мин.















С новой строки в столбик пропишите все падежи.

-Просклоняйте местоимение Я по падежам.

  • Возникли ли у вас трудности при склонении местоимения Я по падежам?

  • Как вы думаете, почему вам трудно это сделать?

А правильно просклонять местоимение Я нам поможет шуточное стихотворение


Перво-наперво решительно, скажет вам семья моя,

Что, конечно, Именительный-

Это…( кто?) Я и только Я!

Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж Родительный для ….(кого?)

А для … меня.

Все заботятся старательно И заслуженно вполне и дают подарки Дательный

Это значит – только (кому?) Мне!

Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается (кого?) Меня!

Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не (кем?) не Мной! Ждете, видимо, Предложного?

Новых данных (о ком?) обо Мне?

Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.


Вывод - местоимения изменяются по падежам как имена сущ, но меняется не окончание, а все слово.


- что значит просклонять местоимение?




На Д. и в тетради

Заполняют таблицу







Физминутка

2 мин.

Отдохнем и поиграем.

- Если я называю местоимение, то вы хлопаете, а если другую часть речи – топаете:

Мы, веселый, доктор, без, нас, тебе, вас, ходить, весна, она. Мне, около

Гимнастика для глаз.

- Посмотрите вверх, посмотрите вниз, влево, вправо. Нарисуйте глазами круг, а теперь нарисуйте глазами первую букву своего имени.


Первичное закрепление.

10 мин.

Для выполнения след. Задания ответьте на ? что можно сказать о местоимениях Я,ТЫ,МЫ,ВЫ?

Задание:

- Ваша задача заполнить таблицу, изменив по падежам личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. На работу 5мин. По рядам 3 чел у Д


Падеж

Вопрос




И.п.

Кто?

ты

мы

вы

Р.п.

Кого?




Д.п.

Кому?




В.п.

Кого?




Т.п.

Кем?




П.п.

(о) ком?





Проверка. Зачитывают свои варианты

- Проверка по учебнику на стр.57

- Как же определить лицо и число местоимения «МНой»?

- Поставить в начальную форму. (правило на стр.57)


Работают в парах















Самостоятельная работа

10 мин.

Слайд

определи падеж, лицо, число мест

Как ты(2л,ед.ч И.п) относишься к людям, так и к тебе. (2л.ед.ч.,Д.п) люди.

Не хвалитесь, пусть люди о вас (2 л,мн.ч Т.п.) тихо скажут.

Я _(1л,ед.ч,И.п) друга выручил, а друг меня (1 л,ед ч. В.п.) выучил.


  • К (мы) приехала бабушка из деревни.

  • О (ты) написали в газете.

  • Ехал к (вы), да попал к (мы).

  • Друг часто выручает (я).

Проверка

ВПР замени в последнем предложении слово выручил близким по значении. (помог)


1 предл на Д вместе

2,3 –Сам. в тетрадях, двое около доски


Проверяем.по эталону

Итог урока.

Рефлексия.

5 мин.

На уроке я научился…

Больше всего на уроке мне понравилось….

Самым трудным для меня было….



Дом.задание


Табл. С. 57, упр 124





1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это

2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______

3. Род можно определить у местоимений ____ лица.

4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.

5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________

он, вы, мы, они, ты, мной

2-е л., мн.ч.


3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.






он, я, вы, мы, они, ты, мной

2-е л., мн.ч.


3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-е л., ед.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.






1.я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это

2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______

3. Род можно определить у местоимений ____ лица.

4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.

5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________

1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это

2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______

3. Род можно определить у местоимений ____ лица.

4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.

5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________

1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это

2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______

3. Род можно определить у местоимений ____ лица.

4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.

5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________

1.Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это

2.Личные местоимения употребляются вместо имен_______

3.Род можно определить у местоимений ____ лица.

4 начальная форма местоимений – форма ____ падежа.

5. предлоги с личными местоимениями пишутся ________

он, мы, они, ты, мной

3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.






он, мы, они, ты, мной

3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.






он, мы, они, ты, мной

3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.






он, мы, они, ты, мной

3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.






он, мы, они, ты, мной

3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.






он, мы, они, ты, мной

3-е л., ед.ч., м.р.


3-л., мн.ч.


1-л., мн.ч.


2-е л., ед.ч.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!