СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание разделительных Ь/Ъ знаков" в системе РО Эльконина-Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-решение орфографической задачи: как выбрать разделительный Ь или Ъ знак. Опора на позиционное положение звука Й.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание разделительных Ь/Ъ знаков" в системе РО Эльконина-Давыдова»

Русский язык

Методическая копилка


Конспект урока русского языка

Учитель:

Болотова Елена Вячеславовна

Учебный предмет:

русский язык (система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В.), учебник Ломакович С. В., Тимченко Л. И.

Класс:

3

Тема урока:

Правописание разделительных Ь/Ъ знаков.

Дидактические

материалы:

«Справочник», в который ученики вписывают способы решения орфографических задач, орфографические и словообразовательные словари, карточки с текстами

Технические средства:

SMARTдоска, документ камера

Тип урока:

Воспроизведение и решение учебной задачи с использованием технологии проблемного обучения

Цель:

«Открыть» способ выбора разделительных Ъ и Ь знаков.



Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Записи на доске

Актуализация знаний

-Запишите слова: ёлка, лейка, трамвай, ружьё, юрта, съёмка,

- Какой звук есть во всех словах?

- Одинаково ли обозначается звук й на письме?






- От чего зависит выбор буквы?

- Покажите на моделях способы обозначения звука й.


Ёлка, лейка, трамвай, в(ь/ъ)юга, София, в(ь/ъ)езд

- Во всех словах есть звук й.

- Звук й на письме обозначен по-разному: с помощью буквы Й, гласными буквами-йотоносителями, разделительными знаками и гласными-йотоносителями.

- От позиции звука й.

(на индивидуальных маркерных досках)

Ёлка, лейка, трамвай, в(ь/ъ)юга, София, в(ь/ъ)езд




[ й ]


Й


[ й ]


е, ё, ю, я, и


[ й ]


разд.(ь/ъ)

ья ье ьё ью ьи

ъя ъе ъё ъю -


Постановка учебной задачи

- В какой позиции звук й образует орфограмму?

- Для чего нужны разделительные знаки?


- По вашей схеме видно, что работа букв Ь, Ъ одинаковая. В чём проблема?

- Сформулируйте проблему (тему) урока.


- В позиции после согласного перед гласным.

- Чтобы показать звук й в позиции после согласного перед гласным.

- Зачем тогда две буквы, может, достаточно одной?


- Как выбрать разделительный знак?









Тема: Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Поиск решения (гипотезы)



- Какие есть гипотезы?




- Как проверить это предположение?





- Запишите слова в два столбика из упр. 57 на с. 42.










- Как это доказать?


- Верно ли было ваше предположение?

- Как выбрать разделительный знак?

- После мягкого согласного пишется Ь знак, после твёрдого согласного пишется Ъ знак (Ошибочная версия)

- Выполнить звуковой анализ слов.

вйу г а вйэ с т

- Вывод: Мягкость и твёрдость согласного не влияет на выбор знака.

Упражнение №57.

Вьюн

подъём

колья

подъезд

соловьи

объявление

шьёт

съехать

судья


ружьё


- В словах второго столбика есть приставки, а в словах первого столбика нет приставок.

- Выполнить морфемный разбор.

- Да.


- Найти корень в слове. Мягкий знак пишется в корне или после корня, Ъ знак пишется после приставки, заканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся на гласную.







Работа детей проецируется через документ камеру на доску

Воспроизведение

(формулирование, опорный сигнал)

- В какие столбики нужно записать слова въезд, вьюга?




- Измените схему, чтобы по ней можно было определить написание Ь и Ъ знаков.





- Слово вьюга в первый столбик, потому что корень вьюг-, слово въезд во второй столбик, потому что корень -езд-, приставка в-.


[ й ]


Ъ + Я, Е, Ё, Ю


[ й ]


Ь + Я, Е, Ё, Ю, И


Отработка нового способа действия

Текст на карточках.

З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла.

- О чем говорится в предложениях?

-Можно их назвать текстом? Почему? Докажите.

Парная работа (вставить пропущенные буквы)

С. 43 упр. 59

Итог: чему научились на уроке? Как это делали?

- В предложениях говорится о борьбе зимы с весной. Эти предложения связаны между собой по смыслу, объединены одной темой, поэтому их можно назвать текстом.





Работа в парах


















Проверка через документ камеру

ДЗ:

с. Упр. придумать загадки про разделительные знаки







Приложение №1



Детские стихи, загадки


Без меня все в лужу сели,
А со мной все кашу съели.

(Бхуртиал Максим)



Буква - проказница

За приставкой прячется,

А сама не читается.

Ей звук Й обозначается.

А слова так отличаются:

Предлагают тебе сесть,

А тебе хотелось съесть.

(Арюзин Никита)




0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!