Учитель: | Болотова Елена Вячеславовна |
Учебный предмет: | русский язык (система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В.), учебник Ломакович С. В., Тимченко Л. И. |
Класс: | 3 |
Тема урока: | Правописание разделительных Ь/Ъ знаков. |
Дидактические материалы: | «Справочник», в который ученики вписывают способы решения орфографических задач, орфографические и словообразовательные словари, карточки с текстами |
Технические средства: | SMARTдоска, документ камера |
Тип урока: | Воспроизведение и решение учебной задачи с использованием технологии проблемного обучения |
Цель: | «Открыть» способ выбора разделительных Ъ и Ь знаков. |
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Записи на доске |
Актуализация знаний | -Запишите слова: ёлка, лейка, трамвай, ружьё, юрта, съёмка, - Какой звук есть во всех словах? - Одинаково ли обозначается звук й на письме? - От чего зависит выбор буквы? - Покажите на моделях способы обозначения звука й. | Ёлка, лейка, трамвай, в(ь/ъ)юга, София, в(ь/ъ)езд - Во всех словах есть звук й. - Звук й на письме обозначен по-разному: с помощью буквы Й, гласными буквами-йотоносителями, разделительными знаками и гласными-йотоносителями. - От позиции звука й. (на индивидуальных маркерных досках) | Ёлка, лейка, трамвай, в(ь/ъ)юга, София, в(ь/ъ)езд [ й ] Й | | [ й ] е, ё, ю, я, и | [ й ] разд.(ь/ъ) ья ье ьё ью ьи ъя ъе ъё ъю - | |
Постановка учебной задачи | - В какой позиции звук й образует орфограмму? - Для чего нужны разделительные знаки? - По вашей схеме видно, что работа букв Ь, Ъ одинаковая. В чём проблема? - Сформулируйте проблему (тему) урока. | - В позиции после согласного перед гласным. - Чтобы показать звук й в позиции после согласного перед гласным. - Зачем тогда две буквы, может, достаточно одной? - Как выбрать разделительный знак? | Тема: Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. |
Поиск решения (гипотезы) | - Какие есть гипотезы? - Как проверить это предположение? - Запишите слова в два столбика из упр. 57 на с. 42. - Как это доказать? - Верно ли было ваше предположение? - Как выбрать разделительный знак? | - После мягкого согласного пишется Ь знак, после твёрдого согласного пишется Ъ знак (Ошибочная версия) - Выполнить звуковой анализ слов. вйу г а вйэ с т - Вывод: Мягкость и твёрдость согласного не влияет на выбор знака. Упражнение №57. Вьюн | подъём | колья | подъезд | соловьи | объявление | шьёт | съехать | судья | | ружьё | | - В словах второго столбика есть приставки, а в словах первого столбика нет приставок. - Выполнить морфемный разбор. - Да. - Найти корень в слове. Мягкий знак пишется в корне или после корня, Ъ знак пишется после приставки, заканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся на гласную. | Работа детей проецируется через документ камеру на доску |
Воспроизведение (формулирование, опорный сигнал) | - В какие столбики нужно записать слова въезд, вьюга? - Измените схему, чтобы по ней можно было определить написание Ь и Ъ знаков. | - Слово вьюга в первый столбик, потому что корень вьюг-, слово въезд во второй столбик, потому что корень -езд-, приставка в-. | [ й ] Ъ + Я, Е, Ё, Ю [ й ] Ь + Я, Е, Ё, Ю, И |
Отработка нового способа действия | Текст на карточках. З_ма об_явила в_йну в_сне. Пр_л_тел вет_р, с_брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В_сна п_сыпала м_л_дой тра_ке теплые капли д_ждя. 3_ма их замораживала. На д_рев_ях с_ёжились почки. 3_ма щипала их м_ро_цем. Смешались дождь со снегом, в_сенний гром с в_югой. Раз_яренная з_ма старалась нанести удар в самое сердце в_сне, но не см_гла. - О чем говорится в предложениях? -Можно их назвать текстом? Почему? Докажите. Парная работа (вставить пропущенные буквы) С. 43 упр. 59 Итог: чему научились на уроке? Как это делали? | - В предложениях говорится о борьбе зимы с весной. Эти предложения связаны между собой по смыслу, объединены одной темой, поэтому их можно назвать текстом. Работа в парах | Проверка через документ камеру |
ДЗ: | с. Упр. придумать загадки про разделительные знаки | | |