СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 11 классе "Однородные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет обобщить и систематизировать материал по теме. Практические задания ориентированы на ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 11 классе "Однородные члены предложения"»

Урок русского языка в 11 классе. Тема: «Однородные члены предложения»

Звучит на перемене мелодия П.И.Чайковского «Весна»

Учитель: Сегодня я встречаю вас мелодией Петра Ильича Чайковского «Весна» из известного цикла «Времена года». Надеюсь, что эта музыка (да ещё и видеоряд на экране) придала вам хорошего весеннего настроения и вы улыбнулись друг другу в преддверии солнечных дней и первых подснежников. Думаю, вы все согласитесь, что музыка обладает необыкновенной магической силой, способностью проникать в наши души. У каждого из нас свои любимые мелодии. А есть ли среди вас предпочитающие органную музыку???

Я хочу сегодня познакомить вас с органной музыкой, которая часто звучит в католических соборах… И тем впечатлением, которое она произвела на известного вам писателя Виктора Петровича Астафьева во время посещения Домского собора. Совершим и мы небольшое путешествие в этот собор.


Справка о Домском соборе и уникальном органе. (индив. сообщение)

В Риге, столице Латвии, есть удивительный Домский собор – это старинный собор, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней.. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен уникальный орган, клавишный музыкальный инструмент, обладающий неимоверной акустической силой. Он имеет 4 набора клавиш для рук. Его трубы высотой 25 метров. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган звучит идеально.

Учитель: Спасибо…… Вот этот знаменитый орган услышал Астафьев и написал рассказ «Домский собор». Он перед вами. Возьмите тексты.

Чтение текста под органную музыку

1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..(5)Пением органа наполнены своды собора. (6)С неба плывет то рокот, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то говор перекатного ручья...

(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы и осязаемы.(9)0ни всюду, и все наполнено ими: и душа, и земля, и мир.

(10)Все замерло, остановилось.

(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, и мелкие страсти, и будничные заботы — всё это осталось в другой жизни.

«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»

(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...

(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.

(25)Нет собора… (26)Есть мир и я, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(27)3ал полон старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, усталыми и восторженными людьми.

(28)И никого нет в зале!(29)Есть только моя присмирелая и счастливая душа, и она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(30)Она очищается, и чудится мне, что весь мир затаил дыхание и готов вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(31)А ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыкуи пушками, и бомбами, и ракетами…
(32)Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть хоть смерть наша будет свободной. (33)Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.
      (34)Домский собор! (35)Домский собор! (36)Музыка! Что ты сделала со мною? (37)Ты дрожишь под сводами, омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в сердца.

(38)Домский собор. (39)Домский собор.

(40)3десь не рукоплещут. (41)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. (42)Плачет каждый о своем.

(43)Домский собор. (44)Домский собор.

(45)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (46)Склоняю голову перед твоим певцом и благодарю за счастье и за восторг, за веру в разум людской, за чудо воскрешения веры в жизнь. 3а все, за все благодарю! ( В.Астафьев)

Учитель: Я понимаю, что слушать одновременно 2 произведения( муз и литер) непросто. Но удалось ли вам почувствовать орган? Какой вам показалась эта музыка? (торжественная, тревожная, величественная, праздничная, уходящая в небо… - именно для собора)

-А какое впечатление осталось у Астафьева? Обратимся к тексту?

Работа с текстом

Словарно- лексическая работа

Какие слова вам незнакомы? Выясним их значение, заглянув в словари. Воспользуйтесь своими гаджетами.

Веста́лки— жрицы богини Весты, покровительницы семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме.

Рулады - переливы голоса в пении, быстрый, виртуозный пассаж.

Бла́говест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения.


Тема (о музыке)

Сформулируйте проблему текста так, как вы это делаете в сочинении ЕГЭ. (-как влияет музыка на душу человека? в чем её сила?)

( - проблема роли музыки в жизни человека, … силы её воздействия)


Какие предложения вы взяли бы для комментария? Называйте их номер, прочитайте, поясните.


-(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, и мелкие страсти, и будничные заботы — всё это осталось в другой жизни. – дарит гармонию, умиротворенность, заставляет забыть о проблемах)

-(30)Она (душа) очищается, и чудится мне, что весь мир затаил дыхание и готов вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

-(37)Ты дрожишь под сводами, омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в сердца.делает человека чище, помогает раскаяться, избавиться от пороков, побуждает творить добро.

-(46)Склоняю голову перед твоим певцом и благодарю за счастье и за восторг, за веру в разум людской, за чудо воскрешения веры в жизнь. – помогает поверить в торжество разума в мире, придает сил жить и уверенно смотреть в будущее.

Рассказ "Домской собор" (1971 год) имеет глубокий философский смысл. Он даёт понять читателю, что музыка способна на многое. Она может излечить глубокие душевные раны, исцелить людские сердца, дать необходимые силы и наполнить жизнь необходимым смыслом.

Учитель: Текст я взяла из банка открытых заданий ФИПИ. Возможно, вы вспомните о нем и используете как аргумент при написании сочинения по поднятой проблеме. А сейчас он пригодится нам при работе над темой урока.


1. Определение темы и целей урока. Сегодня у нас урок повтор. и систематиз. знаний по теме «Однор. члены пр.»

Знать: что такое однородные члены предложения, их признаки, сочинительные союзы, правила постановки знаков препинания при ОЧ,

Уметь: находить однородные члены предложения, правильно расставлять в них знаки препинания, правильно составлять предложения с ОЧ, решать задания ЕГЭ.


2. Повторение и систематизация теор. материала п. 76, стр.185

Чтение материала (до таблицы).

- Что такое однородные члены?

-Что ещё нового узнали или вспомнили забытое? Что взяли на заметку?

(см. фраз. обороты)

См.на экране таблица сочинительных союзов.

- Какие союзы выделены красным цветом? Синим?

-Какие союзы самые «проблемные»?

Изучите материалы таблицы – по рядам

1 гр. – пункт 1 (запятая ставится)

2 гр. – пункт 2 (запятая не ставится)

3 гр. – пункт 4 (знаки при обобщ. слове)

Отчет: у доски по 1 чеку: прокомментировать схемы


3. Практическая часть. Зная теорию, поработаем с языковым материалом. Задание 1. Спишите выделенные предложения, расставьте в них знаки препинания и графически объясните условия их постановки. – 1 вар.

Задание 2. Схематический диктант ( среди предложений 30 - 46 найдите предложения, осложненные однородными членами, составьте схемы однородных членов). Если в предложении несколько рядов ОЧ, пронумеруйте их. Указывайте, какими членами предложения являются ОЧ. – 2 вар.


Проверка:

! Обратить внимание на встретившиеся ССП, напомнить пунктуацию в них.

9, №29

-Возможно ли отсутствие запятой между частями ССП.?


Учитель: умение расставлять знаки в ССП и в предложениях с ОЧ проверяется в задании №16 ЕГЭ. Думаю, вы успешно с ним справитесь.




Выполнение тестового задания №16 ЕГЭ


Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

I.1.Чайковский без остатка отдал своё сердце лесам и деревушкам России её песням.

2. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3. Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников.

4. Дни и ночи месяцы и годы столетия и тысячелетия безвозвратно уносит река жизни.

5. В гавани огни фонарей столпились и видны были стволы матч.

II. 1. Фонарик задрожал и красные и синие и жёлтые лучи его полетели по стенам.

2. Под столом фыркнул и зашипел со злости кот Васька.

3. В тесноте да не в обиде.

4. В капитане Курочкине я видел умного и решительного смелого и бескомпромиссного милиционера.

5. В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.

III. 1. Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

2. Наш поезд останавливался не только на больших но и на маленьких станциях.

3. Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

4. Мишка принёс и букет цветов и конфеты и торт.

5. Люди в толпе начали доставать мелочь из карманов и сумок и бросать их в шляпу фокусника.

Ключ: 1- 1,2 2 – 3,4 3 – 2,3

Сдать листочки

Проверка по ключу + обсуждение опасных моментов. (СМ. экран)

Обращу внимание на ССП . См. ССП с общим второстепенным членом. См. фразеологический оборот




Учитель: Важно не только видеть ОЧ в тексте, но и правильно строить

предложения с ними. Этому уделяется внимание в задании №8 ЕГЭ, где вам для анализа предлагаются предложения с грамматическими ошибками


Перед вами текст.

Найдите ошибки в построении предложений с однородными членами. ?Выпишите номера этих предложений, приготовьте исправленный вариант, прокомментируйте ошибку.


(1)В студенческие годы мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (2) Слушали не только лекции на своих курсах, а так же ходили на лекции, читаемые старшекурсникам.

(3)Я старался не отставать от всех, и мне это удавалось. (4)Но вот когда мои товарищи слушали и наслаждались какой-либо мелодией, я скучал, томился. (5)А они восхищались симфониями, сонатами, музыкой, ораториями.

(6)Хорошо помню, как произошёл перелом: друзья торжественно вручили мне билет на вечер Д.Д. Шостаковича. (7) С тех пор серьёзная музыка стала для меня необходимостью, потребностью, счастьем. (8) Я всегда это помню и остался благодарен своим друзьям. (По С. Львову)

Ключ: 2, 4, 5, 8


2) Во-первых, нельзя составлять неправильные пары двойных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО и, КАК… ТАК И. Во-вторых, важно, чтобы части таких союзов стояли перед ОЧ одного ряда. В нашем случае : перед сказуемыми слушали и ходили.

4) Неправильно употреблено общее дополнение мелодией. Глагол слушали требует В.П. (кого? что?) – мелодию, а глагол наслаждались – Т.п (кем? чем?) мелодией.

5)В данном предложении смешаны в ряду однородных членов общее понятие музыка и видовые понятия симфонии, сонаты… Надо убрать более широкое понятие музыка.

8)Во-первых, в данном предложении употреблены сказуемые разных типов- глагольное и именное. Во-вторых, эти сказуемые разного вида и времени ( наст. и прош.вр.)

Итак, умение видеть ошибки в построении предл. с однор. членами проверяется в задании 8-ЕГЭ.


Задание: Придумать предложение с ОЧ: что значит музыка в моей жизни?


Учитель: В каких ещё заданиях ЕГЭ проверяется умение видеть в тексте и анализировать роль ОЧ? ( № 26 – анализ средств выразительности)

Устная работа. В данном тексте ОЧ много, без них невозможно автору передать свои чувства, их оттенки.

-Приведите примеры предл., в которых ОЧ помогают передать разнообразие звуков органа и создаваемых ими образов. (6, 11)

-Укажите предложение, в котором ОЧ участвуют в создании синтаксического приема – антитезы. (27)

- В каких предложениях ОЧ помогают понять, что чувства автора возрастают, становятся напряженнее? (30, 32, 37, 46) Как называется такой стилистический прием? ( градация) ( её использует автор, чтобы передать всю глубину переживаний, эмоций, рожденных музыкой)

Итоги урока.

-Чем полезен был сегодняшний урок для вас?

Закрепили умение находить предл. с ОЧ, расставлять знаки,

исправлять ошибки в построении предложений с ОЧ,

анализировать ОЧ как средство выраз,

работать с текстом.

Текст запомним для экзамена как аргумент по проблеме влияния искусства на человека.

Познакомились с органной музыкой.


Оценки ( см. тест + у доски)


Д/з. Тесты Цыбулько. Варианты 24-28, задания 8 и 16.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!