1)Организация на урок Мотивация к деятельности Время: | -Прозвенел уже звонок, Начинается урок. За партой правильно сидим – За осанкой мы следим… -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Начнем наш урок с разминки: Алфавит Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг. Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка — Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» — правую, «В» — обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р в л п л п в в л п в п в л в п л С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я в в п п л л п п в л п в л п в - Молодцы, а теперь… | Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок и успокаиваются. Ребята открывают тетради, отступают 2 линейки вниз, записывают число, классная работа. | |
2) Закрепление пройденного Актуализация изученного. Время: | -К нам сегодня пришел гость-это: Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? -Запишите в тетради слово «Белка» (с большой буквы, поставьте запятую). - Как называют детёныша белки? - Запишите слово «бельчонок» в тетрадь, поставьте точку. - Как мы с вами образовали слово бельчонок? Мы прибавили суффикс, при этом, обратите внимание – в корне слова произошло чередование гласного. - Разберите эти слова по составу… - К нам пришёл бельчонок. Давайте поздороваемся с ним, скажем: «Здравствуй, бельчонок!» -Бельчонок подготовил для нас слова, он записал их на доске. - Давайте прочитаем их орфографически, т. е. так, как они пишутся. -Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся. -Что вас удивило, что интересного заметили? -Какой же у нас возникает вопрос? -Почему? -Перед нами встал вопрос: Почему в некоторых словах «Т» не произносится? -Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос. -Давайте сформулируем тему нашего урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили. - Какие задачи поставим? -Что придётся выяснить? | белка бельчонок. Для того, чтобы разобрать слово "БЕЛКА" (существительное) по составу, определяем корень слова, подбирая однокоренные слова - белки, белкин, белкой, белке и т.д. Значит, корень слова - "БЕЛК". Окончением данного слова будет "А". Основа слова БЕЛК -Здравствуй, бельчонок! -Известный, вести, прелестный, прелести, местный, местечко. Читают слова с доски -Мы заметили, что, когда произносим слова, то букву «т» в некоторых словах мы не произносим, а на письме мы ее пишем -Почему буква «т» везде пишется, но не везде произносится Затрудняются ответить -Непроизносимые согласные в корне слова - Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать. - Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится. | Дети |
3)Работа по теме урока 5) Рефлексивный этап. Подведение итогов урока. Время: | - Давайте разбираться, как проверить парный согласный в корне слова и на конце его? -Рассмотрим слово «местный». - Пропустите строчку, запишите слово в тетрадь с большой буквы… - Как же мы будем действовать? Сначала нам надо изменить форму слова. - Звук «т» произносится? -Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный. -Слышим звук «т»? -Гласный помогает услышать согласный [т]. - Поставьте тире, запишите слово «место» в тетрадь. - Давайте сделаем вывод, что нам надо сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный? -Совершенно верно! Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный. -Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Сверим наше высказывание с правилом в учебнике. -Открываем учебник на стр. 118, находим правило в желтой рамочке. Поставили на него все палец. Читаем. - Подтвердилось ваше предположение? -Как же нам проверить непроизносимую согласную? -Верно! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь. Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли. -А сейчас, ребята, мы рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым. -В этом нам поможет упр.223 на стр. 117. -Давайте прочитаем слова орфографически, т. е. так, как они пишутся. -Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся. -Какие согласные не произносятся? -Сколько согласных букв стоят рядом? - Пропустите строчку, запишите Упр.223. Запишите слова в тетрадь… - Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится: На доске: здн праздник вств здравствуй, чувство рдц сердце лнц солнце стн тростник, честный стл счастливый подчеркните буквосочетания… -Когда согласный может не произноситься? -Верно! Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных. -Теперь нам надо выстроить план действий: (на карточках на доске) 1.Выделим корень. 2.Смотрим на сочетаемость согласных. 3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки. 4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 5.Делаем вывод. -Потренируемся. Прочитайте строчки из известного стихотворения А. С. Пушкина: Моро… и со…нце день чудес…ный! Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный. -Наша задача вставить пропущенные буквы(работа выполняется коллективно) -Первое слово с пропуском- моро… -Как будем рассуждать? -Слово со…нце. Как будем рассуждать? -Чудес…ный. -Дру… -Прелес…ный -Откроем тетради, пишем на следующей строчке стихотворение с доски, выделяя орфограммы, в скобках пишем проверочные слова. -Отложили тетради и ручки, все внимание на меня. -Наш гость Бельчонок приготовил для вас загадки, попробуем их отгадать( правильный ответ вывешиваю на карточке на доску,) Он прекрасный и чудесный В этот день он для тебя Словно радость и улыбка Поздравляют все тебя День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук Колобок - горячий бок. Ох, не любит лежебок. Тучу-платье надевает Раньше всех оно встаёт. Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «Привет!» А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик….» -Спишите слова в тетрадь и подчеркните сочетания букв в слове. (проверить) - Какова тема нашего урока? - Какова цель нашего урока? - Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? -Достигли мы цели? -Ребята, у вас на парте есть 3 кружка ( зеленый, красный, жёлтый) Оцените вашу работу на уроке: Зеленый- отлично Желтый- хорошо Красный- плохо Ребята, вы были очень активны на уроке, выполняли задания разного уровня сложности. Вы все молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен! | -мес[-]ный -мес[-]ная -Нет -Место-местечко. -Да Местный – место, = -Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный. -Наше предположение подтвердилось. -Надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный будет произноситься отчетливо. -Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство. Читают - д,т, л, в -3-4 Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство. - Согласный может не произноситься если в слове встречается сразу 3-4 согласных. -Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово морозы, четко слышим букву «з». Значит, ее вписываем в пропуск. -Действовать будем по плану, т. к. в слове «солнце» орфограмма непроизносимая согласная. 1)Выделим корень: солнц 2)Смотрим на сочетаемость согласных: ЛНС 3)Сонце, произносятся не все согласные 4)Подбираем однокоренное слово: солнышко 5)Вписываем в пропуск букву «л» -Проверочное слово: чудесен, чудеса Ничего вписывать не будем в пропуск. -Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово нет друга, четко слышим букву «г». Значит, ее вписываем в пропуск. -Действовать будем по плану, т. к. в слове «спрелестный» орфограмма непроизносимая согласная. 1)Выделим корень: прелест 2)Смотрим на сочетаемость согласных: СТН 3)Прелесный, произносятся не все согласные 4)Подбираем однокоренное слово: прелесть 5)Вписываем в пропуск букву «т» -Праздник -Сердце -Солнце -Здравствуй - Непроизносимые согласные в корне слова - Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова - Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен. -Да | |