СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку

 3 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 

Тип и вид урока: открытие  новых знаний.

Цели урока: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

Задачи урока:  

  • Учить:  группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту  орфограммы в слове;
  • Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                      б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                      в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

  •  Воспитывать аккуратность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне".»

Конспект урока по русскому языку

3 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Тип и вид урока: открытие новых знаний.

Цели урока: научить детей определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.

Задачи урока:

  • Учить:  группировать орфограммы по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;

  • Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                      б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

  • Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные:

ученик учится грамотно строить устную речь, используя нужные слова;

ученик научится аргументированно отвечать, доказывать свое мнение;

ученик получит возможность научиться анализировать, делать выводы, сравнивать.

Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;

Коммуникативные универсальные учебные  действия

  • Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Форма урока: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, групповая работа, использование ЭОР.

Технология , методы, приемы: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Структура урока:


Этапы урока

Ход урока

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1)Организация на урок

Мотивация к деятельности

Время:

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

За партой правильно сидим –

За осанкой мы следим…

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.


-Начнем наш урок с разминки:

Алфавит


Это упражнение для развития мышления, внимания и улучшения работоспособности. Кроме того, «Алфавит» помогает снять эмоциональное напряжение и перезапустить мозг.


Работа заключается в следующем. Под каждой буквой есть пометка — Л, П, В. «Л» означает, что нужно поднять левую руку, «П» — правую, «В» — обе руки. Вам необходимо одновременно произнести букву алфавита и выполнить движение, отмеченное под буквой.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р

в л п л п в в л п в п в л в п л

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

в в п п л л п п в л п в л п в


- Молодцы, а теперь…

Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок и успокаиваются.


Ребята открывают тетради, отступают 2 линейки вниз, записывают число, классная работа.





























2) Закрепление пройденного




























Актуализация изученного.

Время:

-К нам сегодня пришел гость-это:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?


-Запишите в тетради слово «Белка» (с большой буквы, поставьте запятую).

- Как называют детёныша белки?

- Запишите слово «бельчонок» в тетрадь, поставьте точку.

- Как мы с вами образовали слово бельчонок? Мы прибавили суффикс, при этом, обратите внимание – в корне слова произошло чередование гласного.

- Разберите эти слова по составу…












- К нам пришёл бельчонок. Давайте поздороваемся с ним, скажем: «Здравствуй, бельчонок!»

-Бельчонок подготовил для нас слова, он записал их на доске.

- Давайте прочитаем их орфографически, т. е. так, как они пишутся.

-Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся.

-Что вас удивило, что интересного заметили?


-Какой же у нас возникает вопрос?


-Почему?

-Перед нами встал вопрос: Почему в некоторых словах «Т» не произносится?

-Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос.

-Давайте сформулируем тему нашего урока, исходя из того, о чем мы сейчас говорили.

- Какие задачи поставим?



-Что придётся выяснить?





белка





бельчонок.





Для того, чтобы разобрать слово "БЕЛКА" (существительное) по составу, определяем корень слова, подбирая однокоренные слова - белки, белкин, белкой, белке и т.д. Значит, корень слова - "БЕЛК". Окончением данного слова будет "А". Основа слова БЕЛК

-Здравствуй, бельчонок!




-Известный, вести, прелестный, прелести, местный, местечко.


Читают слова с доски



-Мы заметили, что, когда произносим слова, то букву «т» в некоторых словах мы не произносим, а на письме мы ее пишем

-Почему буква «т» везде пишется, но не везде произносится

Затрудняются ответить






-Непроизносимые согласные в корне слова


- Научимся проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова и грамотно писать.

- Когда и какие согласные в корне могут быть непроизносимыми и надо ли писать букву, которая не произносится.














Дети

3)Работа по теме урока



































































































































































5) Рефлексивный этап.

Подведение итогов урока.

Время:










- Давайте разбираться, как проверить парный согласный в корне слова и на конце его?

-Рассмотрим слово «местный».

- Пропустите строчку, запишите слово в тетрадь с большой буквы…

- Как же мы будем действовать?

Сначала нам надо изменить форму слова.

- Звук «т» произносится?

-Подберём однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный.

-Слышим звук «т»?

-Гласный помогает услышать согласный [т].

- Поставьте тире, запишите слово «место» в тетрадь.

- Давайте сделаем вывод, что нам надо сделать, чтобы проверить непроизносимый согласный?

-Совершенно верно! Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.

-Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Сверим наше высказывание с правилом в учебнике.

-Открываем учебник на стр. 118, находим правило в желтой рамочке. Поставили на него все палец. Читаем.

- Подтвердилось ваше предположение?

-Как же нам проверить непроизносимую согласную?


-Верно!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы снежинки, мы пушинки, покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили, крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли и от стужи сберегли.

-А сейчас, ребята, мы рассмотрим ещё слова с непроизносимыми согласными и узнаем в каких случаях согласный будет непроизносимым.

-В этом нам поможет упр.223 на стр. 117.

-Давайте прочитаем слова орфографически, т. е. так, как они пишутся.

-Молодцы! А теперь прочитаем орфоэпически, т. е. так, как они произносятся.

-Какие согласные не произносятся?

-Сколько согласных букв стоят рядом?

- Пропустите строчку, запишите Упр.223.

Запишите слова в тетрадь…

- Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится:

На доске: здн праздник

вств здравствуй, чувство

рдц сердце

лнц солнце

стн тростник, честный

стл счастливый

подчеркните буквосочетания…

-Когда согласный может не произноситься?


-Верно! Согласный может не произносится если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

-Теперь нам надо выстроить план действий: (на карточках на доске)

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем, произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

-Потренируемся.

Прочитайте строчки из известного стихотворения А. С. Пушкина:


Моро… и со…нце день чудес…ный!

Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный.

-Наша задача вставить пропущенные буквы(работа выполняется коллективно)

-Первое слово с пропуском- моро…

-Как будем рассуждать?



-Слово со…нце. Как будем рассуждать?











-Чудес…ный.


-Дру…




-Прелес…ный











-Откроем тетради, пишем на следующей строчке стихотворение с доски, выделяя орфограммы, в скобках пишем проверочные слова.

-Отложили тетради и ручки, все внимание на меня.

-Наш гость Бельчонок приготовил для вас загадки, попробуем их отгадать( правильный ответ вывешиваю на карточке на доску,)

Он прекрасный и чудесный

В этот день он для тебя

Словно радость и улыбка

Поздравляют все тебя


День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук


Колобок - горячий бок.

Ох, не любит лежебок.

Тучу-платье надевает

Раньше всех оно встаёт.


Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «Привет!»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик….»

-Спишите слова в тетрадь и подчеркните сочетания букв в слове.

(проверить)

- Какова тема нашего урока?


- Какова цель нашего урока?



- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

-Достигли мы цели?

-Ребята, у вас на парте есть 3 кружка ( зеленый, красный, жёлтый)

Оцените вашу работу на уроке:

Зеленый- отлично

Желтый- хорошо

Красный- плохо

Ребята, вы были очень активны на уроке, выполняли задания разного уровня сложности. Вы все молодцы. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за внимание. Урок окончен!








-мес[-]ный -мес[-]ная


-Нет

-Место-местечко.



-Да



Местный – место,

=


-Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы он отчётливо произносился и после согласного стоял гласный.













-Наше предположение подтвердилось.


-Надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный будет произноситься отчетливо.

















-Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство.

Читают



- д,т, л, в

-3-4




Праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство.








- Согласный может не произноситься если в слове встречается сразу 3-4 согласных.






























-Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово морозы, четко слышим букву «з». Значит, ее вписываем в пропуск.

-Действовать будем по плану, т. к. в слове «солнце» орфограмма непроизносимая согласная.

1)Выделим корень: солнц

2)Смотрим на сочетаемость согласных: ЛНС

3)Сонце, произносятся не все согласные

4)Подбираем однокоренное слово: солнышко

5)Вписываем в пропуск букву «л»


-Проверочное слово: чудесен, чудеса

Ничего вписывать не будем в пропуск.

-Орфограмма парная буква в конце слова. Проверочное слово нет друга, четко слышим букву «г». Значит, ее вписываем в пропуск.

-Действовать будем по плану, т. к. в слове «спрелестный» орфограмма непроизносимая согласная.

1)Выделим корень: прелест

2)Смотрим на сочетаемость согласных: СТН

3)Прелесный, произносятся не все согласные

4)Подбираем однокоренное слово: прелесть

5)Вписываем в пропуск букву «т»















-Праздник





-Сердце





-Солнце





-Здравствуй




- Непроизносимые согласные в корне слова

- Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова

- Посмотреть на сочетаемость согласных в слове. Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал отчетливо слышен.

-Да










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!