10.12.18г Русский язык 10 класс
Тема урока: Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Цели: 1. Образовательные: создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А/Я или О, Е или И в корнях с чередованием, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
2. Развивающие : включить каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе, находить слова с буквами чередующихся гласных в корне, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием, развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой.
3. Воспитательные: формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.
В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.
Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне. Что происходит со звуком? Редуцируется. Прежде, чем мы пройдем новую тему, проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Словарный диктант:
Сложение, вырастить, подросли, возлагать, выращенный, отрасль, росток, растение, горит, соприкасаются, убирала, застилает, выбирать, зарница, плавать, утварь, скачок, прискакать, вымокнуть, обмакнуть, умирает, загорелый
Работа с правилами.
Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:
- от суффикса, следующим за корнем;
- от ударения;
- от буквы, следующей за гласной;
- от значения слова.
Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.
Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем:
-бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,
-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,
-тир/-тер, -чит/-чет
-и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-
стИрАть - стЕреть
расстИлАется – расстЕлить;
-ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:
занИМАть - занять
сжИМАть – сжать;
–кос-/-кас, -лаг-/лож пишется -а-, если есть суффикс -а-
кАсАться - кОснуться
предлАгАть – предлОжить, предлОг.
Написание гласных, зависящее от ударения:
- под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-:
загАр – загОрЕть;
- в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:
зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.
-клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:
поклонИться, клАняться, но: поклОн
творИть, твАрь, но : затвОр, притвОра, Утварь;
-плав-/-плов- в безударном положении -о-
пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк.
Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной:
-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-:
рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.
-скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях:
скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.
Написание гласных, зависящее от значения слова:
-мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:
-мак- -погружать в жидкость, -мок- -
пропускать жидкость:
мАкать в хлеб, промОкашка
(промОкательная бумага)
-равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;
-ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий».
Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень – слова-исключения.
Итог урока. Рефлексия.
Какие орфограммы мы изучили?
От чего зависит выбор гласных в корне?
Какие есть слова-исключения?
Домашнее задание:
Выучить параграф № 20.
Подготовка к ЕГЭ, задание №9