СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Правописание чередующихся гласных в корне слова".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Правописание чередующихся гласных в корне слова".»

10.12.18г Русский язык 10 класс

Тема урока: Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Цели: 1. Образовательные: создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А/Я или О, Е или И в корнях с чередованием, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.

2. Развивающие : включить каждого обучающегося в осознанную учебную деятельность, предоставить возможность продвигаться в изучении материала в оптимальном для себя темпе, находить слова с буквами чередующихся гласных в корне, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием, развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой.

3. Воспитательные: формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать закон, применять его на практике.

В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне. Что происходит со звуком? Редуцируется. Прежде, чем мы пройдем новую тему, проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Словарный диктант:

Сложение, вырастить, подросли, возлагать, выращенный, отрасль, росток, растение, горит, соприкасаются, убирала, застилает, выбирать, зарница, плавать, утварь, скачок, прискакать, вымокнуть, обмакнуть, умирает, загорелый

Работа с правилами.

Написание чередующихся гласных а-о, е-и, а(я)-им, а(я)-ин может зависеть:

- от суффикса, следующим за корнем;

- от ударения;

- от буквы, следующей за гласной;

- от значения слова.

Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.


  1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем:

-бир/-бер, -блист/ -блест, -дир/-дер,

-жиг/-жег, -мир/-мер, -пир/-пер, -стил/-стел,

-тир/-тер, -чит/-чет

-и- пишем, если за корнем есть суффикс -а-

стИрАть - стЕреть

расстИлАется – расстЕлить;


-ин/ -им, если дальше следует суффикс -а-:

занИМАть - занять

сжИМАть – сжать;


кос-/-кас, -лаг-/лож пишется -а-, если есть суффикс -а-

кАсАться - кОснуться

предлАгАть – предлОжить, предлОг.

  1. Написание гласных, зависящее от ударения:

- под ударением пишем -а- в корне -гар-, без ударения -о- в корне -гор-:

загАр – загОрЕть;

- в корнях -зар-/-зор- в безударном положении -а-, под ударением -а- или -о- в соответствии с произношением:

зарЯ, зарнИца, но: зОри, зАрево зависят от произношения.


-клан-/-клон-, -твар-/-твор- в безударном положении - -о-, под ударением - -а-/-о- в соответствии с произношением:

поклонИться, клАняться, но: поклОн

творИть, твАрь, но : затвОр, притвОра, Утварь;


-плав-/-плов- в безударном положении -о-

пишется только в двух словах: плОвец, плОвчиха, но плЫвун в соответствии с произношением, в остальных -а-: поплавОк, плавнИк.

  1. Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной:

-раст-, -рос- пишется -а- перед СТ и Щ, в остальных случаях -о-:

рОсла, рАсти, но: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав, отрасль -слова-исключения.

-скак-, -скоч- пишется -а- перед К, -о- перед Ч в безударных корнях:

скАКать, вскОЧить, но: скАЧок, скАЧу.


  1. Написание гласных, зависящее от значения слова:


-мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от значения:

-мак- -погружать в жидкость, -мок- -

пропускать жидкость:

мАкать в хлеб, промОкашка

(промОкательная бумага)

-равн- пишем -а- в значении «рАвный, одинаковый»;

-ровн- пишем -о- в значении «рОвный, прямой, гладкий».

Но: рАвнина, рОвесник, порОвну, урОвень – слова-исключения.

Итог урока. Рефлексия.

Какие орфограммы мы изучили?

От чего зависит выбор гласных в корне?

Какие есть слова-исключения?


Домашнее задание:

Выучить параграф № 20.

Подготовка к ЕГЭ, задание №9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!