СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная разработка   адресована молодым учителям и студентам -практикантам.Урок разработан пошагово,продемонстрированы  все этапы , включены примерные  ответы учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетаниях» 8 класс»



Министерство образования и науки Республики Дагестан

МБОУ «Тукитинская СОШ» Хасавюртовского района с.Тукита







Конспект урока русского языка по теме:

«Синтаксические связи слов в словосочетаниях»

8 класс





Составитель: Шахманова Саният Магомедовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Тукитинская СОШ»

















Тукита-2022г.







Класс: 8.

Предмет: русский язык.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.



Тема урока: Синтаксические связи слов в словосочетаниях.



Цель: закрепить понятие учащихся о словосочетании как о единице синтаксиса; научить находить главное и зависимое слово в словосочетаниях; научить различать виды подчинительной связи в словосочетаниях; научить правильно строить и употреблять словосочетания разных видов.

Задачи урока:

Образовательные:

1)отработка умений опознавать и находить словосочетания в предложениях;

2)отработка умений правильно определять виды грамматической связи в словосочетаниях;

3)отработка умений строить словосочетания разных видов;

Развивающие:

1)развитие образного мышления;

2) развитие исследовательских навыков у учащихся;

3)развитие умения находить взаимосвязь между словами в словосочетаниях.

Воспитательные:

1)воспитание в учащихся целеустремленности, желания достигать поставленных целей.

2)воспитание чувства уважения и любви к русскому языку.

3)воспитание духовно-нравственной, всесторонне развитой личности.

Оборудование для учителя: компьютер, интерактивная доска с проектором.

Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык»

под редакцией Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженской и др. («Просвещение»,2014),карточки.



Ход урока.

I. Орг.момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о синтаксических связях в словосочетаниях.

Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Синтаксические связи слов в словосочетаниях».

Фронтальный опрос учащихся:

Учитель:

- Ребята, что такое словосочетание?

Примерный ответ учащихся:

-Словосочетание - это сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически.

Учитель:

- Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

Примерный ответ учащихся:

- Слово - это основная единица языка, которая служит для именования различных предметов, признаков, действий, явлений действительности. Словосочетание - это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Смыслоразличительная сила словосочетания намного превосходит возможности слова, поскольку словосочетание состоит из двух слов - главного и зависимого - и зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.

Учитель:

-Какие сочетания слов не могут являться словосочетаниями?

Примерный ответ учащихся:

- Сочетания слов, образованные подлежащим и сказуемым, потому что это уже предложение.

- Однородные члены предложения, соединенные сочинительной связью, поскольку ни одно из слов не подчинено другому.

- Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным.

- Сложные составные формы слов.

- Фразеологизмы.

II.Творческий диктант.

Задание:

Учитель:

- Ребята, я буду диктовать вам слова разных частей речи, а вы должны составить с ними словосочетания и определить их вид. Словосочетания пишите в столбик, рядом в скобках вы будете записывать их вид.

Примерная запись в тетрадях:

Слова для диктовки выделены шрифтом.

Бесценный подарок (именное);

Говорить правду (глагольное);

Чуть-чуть заметно (наречное);

Собирать урожай (глагольное);

Очень громко (наречное);

Тихий вечер (именное);

Необычайно холодно (наречное);

Слегка грустно(наречное);

Друг брата (именное);

Полиняли краски (глагольное).

III. Тема урока.

Учитель:

-Ребята, вы уже знаете, что словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Связь ,при которой одно слово зависит от другого называется подчинительной.

Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления и примыкания.

Согласование - вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное слово. При согласовании зависимое слово может быть выражено (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением) и ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное (существительное или другие части речи в значении существительного).

Смысловые отношения данного вида словосочетания - определительные. С изменением главного слова изменяется и зависимое:

Заботливая сестра, просмотренный фильм, моя тетрадь-

- заботливую сестру, о просмотренном фильме, в моей тетради.

Управление - вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом. При управлении зависимое слово может быть выражено именем существительным или личным местоимением. Связь выражается окончанием или предлогом с окончанием. При изменении главного слова зависимое не изменяется:

Поговорить с отцом - поговорю с отцом – поговорил с отцом;

Думать о докладе – думаю о докладе - думали о докладе.

Примыкание - вид связи, при которой зависимое слово является неизменяемым и связано с главным только по смыслу. Зависимое слово в данном виде связи может быть выражено наречием, деепричастием в роли наречия, инфинитивом, простой сравнительной степенью прилагательного. Главное слово может быть выражено глаголом в разных формах, существительным, прилагательным или наречием:

Читать громко, очень красивый, писать аккуратно, чрезвычайно интересно, говорил улыбаясь.

IV. Закрепление новой темы:

Учитель:

-Откройте учебники на странице 40 и выполните упр.64 по условию.

Самостоятельная работа учащихся.

Примерная запись в тетрадях учащихся:

Упражнение 64

Равнодушный человек (согласование), пользоваться компьютером (управление) ,обидел ненароком ( примыкание), где-то растет (примыкание), успеет до рассвета (управление),занимаюсь историей ( управление), собрался в лес (управление), инициатива прекращения (управление),курс реформ (управление),стратегия уничтожения (управление),анализировать это (управление),обсуждение кандидатуры (управление),адресованы читателям (управление),факты утраты (управление),правовое государство (согласование),показывает сходство (управление),гарантия успеха (управление),теплый прием (согласование),политика созидания (управление).

Упр.65 выполняется учащимися письменно в тетрадях.

Примерная запись в тетрадях:

Обсудить (что?) проблему (В.п.); подчеркнуть (что?) главное (В.п.); объяснить (что?) урок (В.п.);определить (что?) дату (В.п.);продумать (что?) ход (В.п.);рекламировать ( что?) продукцию (В.п.);изложить (что?) факты (В.п.).

Упр.66 выполняется устно.

Словосочетания: молодая доцент, внимательная доктор и талантливая профессор построены неверно.

Правильно: молодой доцент, внимательный доктор и талантливый профессор.

Остальные словосочетания построены нормативно.

V. Подготовка к ОГЭ.(Подготовка к устному собеседованию. Упражнения на развитие речи учащихся желательно включать в учебный процесс постепенно, начиная с 5 класса ,1-2 раза в неделю, отводя на него около 5-10 минут. Затем постепенно, по мере освоения данного задания, время можно сократить до 2-х минут. Вначале можно давать всему классу задание составлять рассказ по одной картине. Задание «Опишите фотографию» демонстрируется всему классу на интерактивной доске. Учитель наводящими вопросами помогает учащимся составлять описание. По мере усвоения данного задания учитель только контролирует процесс и вносит необходимые коррективы в работу учащихся ) .

Учащиеся получают раздаточный материал (снимки с различными сюжетами).

Задание: описать фотографии (учащиеся должны составить 10 предложений).

Учитель отмечает наиболее удачные работы учащихся.

VII. Рефлексия:

Учитель:

- Ребята, пожалуйста, опишите какие эмоции вы испытывали в течение урока. Для описания своих чувств вы можете использовать данные предложения. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

VII. Итог урока.

Д/З §11,упр.68,70,стр.41


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!