Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) определить содержательные рамки урока («могу»). |
- Добрый день, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Почему книга закрыта? - Скажите, какими качествами должен обладать ученик, чтобы получить новые знания? - Надеюсь, все эти качества вы сможете применить в ходе нашего урока для получения новых знаний | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку, настраиваются на работу. Воспринимают речь учителя. - Нам не хватает знаний, чтобы ее открыть. - Нам поможет ответственность, усидчивость, целеустремленность. |
Актуализация знаний (5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде устного опроса по предыдущей теме;3) самостоятельно осуществить пробное учебное действие. |
- Откроем тетради, запишем число/классная работа. Чистописание Сс сс Слова на доске: спросил, воскликнул, вымолвил, произнес, сказал. - Что общего у этих слов? - Составьте с каждым словом предложение. - Как называются такие слова? - Предположите, над чем мы будем продолжать работу сегодня на уроке? - Какова наша цель? - Какие задачи решим в ходе урока? | - Выполняют чистописание. - Составляют предложения: Вася спросил у своего товарища домашнее задание. Громко воскликнул учитель о дисциплине на уроке и т.д. - Эти слова схожи по значению - Такие слова называются синонимами. - Тема урока: «Синонимы» - Цель урока: «Закрепить знания о словах, близких по значению.» - Задачи урока: 1. Закрепить знания о составлении синонимичных групп. 2. Самостоятельно применить полученные знания в ходе решения упражнений. |
3. Закрепление и систематизация изученного материала. (20 - 25 мин.). Образовательные задачи этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. |
- Для начала вспомним, с какими словами мы познакомились на прошлых уроках? - Продолжите фразы на слайде: Слома, имеющие одинаковое звучание и написание, называют… Слова, близкие по значению … - С какой группой слов мы познакомились на прошлом уроке? - Выполним упражнение 48. Можно ли заменить слово юркие синонимом изворотливые? - Подчеркните буквы безударных гласных. - Прочитаем слова – синонимы из упражнения 49. Запишите их. - Какие из перечисленных слов вы чаще всего употребляете в речи? - Прочитайте слова на слайде. - Подберите синонимы к данным словам. Составьте с ними предложения. - Ребята, как вы думаете, что общего у синонимов и чем они различаются. - С какой задачей урока мы справились? ФИЗКУЛЬМИНУТКА 1.Руки вверх, правую ногу назад на носок. 2. Руки вверх, левую ногу назад на носок. 3.Круговые движения плечевым суставом. 4.Наклоны вправо-влево. | - Воспроизводят текст. - Омонимы, синонимы. - Синонимы. - Да, можно. - Списывают предложение: Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали. - Подчеркивают синонимы. - Работают над списыванием. - Читают слова: бросать, шалить, дрожать. - Составляют слова, 3 ученика читают свои варианты. - Мы решили первую задачу урока: узнали, что такое омонимы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.). Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе сопоставления своего решения с образцом. |
- Сейчас каждый из вас поработает самостоятельно. - Придумайте диалог со словами: мама, мамочка, матушка и разыграйте его голосом. - Далее у вас на партах лежат карточки для самостоятельной работы, приступайте к их выполнению. Задание1. Объясните значение слова «янтарный» путём замены его синонимом. Задание 2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду: Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. | - Составляют текст. - Проверяют правильность выполнения. |
Включение нового знания в систему знаний и повторение (10-15 мин.). Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом;3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках. |
- Сейчас мы закрепим полученные знания сегодня на уроке. Выполним упражнение 50. - Прочитаем текст. - Какие синонимы можем подобрать к выделенному слову? - Спишите текст А.С.Пушкина. - Какую задачу урока мы решили? | - Выразительно читают текст. - Находят в нем слова – синонимы. К слову матушка – мама, маменька, родитель. - Мы решили третью задачу урока. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. |
- Наш урок подходит к концу. - Назовите тему нашего урока. То нового вы узнали в ходе сегодняшнего урока? - Домашнее задание: составить синонимы к слову говорить. Записать предложения с этими словами. – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. Урок окончен. До свидания! | Воспринимают речь учителя. - Слова - синонимы. |