Урок по русскому языку в 9 классе
Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Цель: повторить тему «Бессоюзное сложное предложение».
Задачи:
1) повторить, что такое бессоюзное сложное предложение;
2) повторить, когда в бессоюзном сложном предложении ставится запятая;
3) повторить, когда в бессоюзном сложном предложении ставится точка с запятой;
4) повторить, когда в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие;
5) повторить, когда в бессоюзном сложном предложении ставится тире.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1
Этап урока 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Здравствуйте! Я желаю вам, ребята, чтобы доброе настроение сопровождало вас не только в течение нашего урока, но и всего дня. Улыбнитесь.
II. Актуализация темы. Слайд 1.
- Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Для темы оставляем строчку.
- Обращаю ваше внимание, что ваша отметка за урок будет складываться из трёх: вашей, из листа самооценки, отметки товарища по плечу и моей.
- Возьмите лист самооценки. Подпишите его. Отметьте пункты 1 и 2. Также подпишите «Лист продвижения по теме».
Этап урока 2. Актуализация (2 мин.) Слайд 2.
- Перед вами предложение.
В начале апреля уже поют соловьи и летают бабочки.
Запишите его. Если необходимо, поставьте знак препинания. Определите тип этого предложения.
(Индивидуальная работа учащихся)
- Ребята, расскажите товарищу по плечу, нужен ли знак препинания в этом предложении, кроме точки, в этом предложении и его типе.
(Работа в паре)
- Итак, скажите, нужен ли знак препинания в этом предложении?
- Почему?
- Как нужно писать слово «желтокрылые»? Почему?
(Желтокрылые – слово образовано на основе словосочетания желтые крылья. Значит, пишем слитно).
(Фронтальный опрос)
- Проверяем. Слайд 3
- Итак, это сложносочиненное предложение. Знак препинания не нужно ставить, потому что есть общий второстепенный член предложения.
Выход на тему урока.
- Что изменится в типе предложения, если мы уберём союз И? Слайд 4
- Верно. Перед нами бессоюзное сложное предложение. Какой знак препинания в этом предложении нужно поставить? Почему?
(Запятую, потому что значение перечисления) Слайд 5
(Фронтальный опрос)
- Исходя из выше сказанного, определите тему урока. И скажите её товарищу по плечу.
- Итак, тема нашего урока? (Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение»).
- Верно. Ребята, запишите эту тему в тетрадь Слайд 6
- Подумайте и поставьте цель нашего урока. Скажите эту цель товарищу по плечу.
- Итак, цель нашего урока… Слайд 7 (Повторить тему «Бессоюзное сложное предложение»).
- Какие задачи нам необходимо поставить перед собой для достижения поставленной цели?
- Верно. Слайд 8
- Итак, чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо:
- повторить, что такое бессоюзное сложное предложение;
- повторить, когда в бессоюзном сложном предложении ставятся запятая, точка с запятой, а также двоеточие и тире.
В листе самооценки отметьте пункты 5 и 6.
Этап урока 3. Повторение.
1. Актуализация знаний.
Я подготовила для вас «тонкие вопросы» по теме «Бессоюзное сложное предложение». Вы отвечаете только «да» или «нет». Можно хором.
1. Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором простые предложения объединены между собой союзом? (Нет)
2. Бессоюзное сложное предложение – это такое предложение, в котором простые предложения объединены между собой по смыслу и интонационно? (Да)
3. Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится запятая? (Да)
4. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится, если уже есть запятые или другие знаки препинания? (Да)
5. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть раскрывает содержание первой части? (Нет)
6. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части? (Да)
7. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если содержание первой части указывает время или условие того, о чём говорится во второй? (Да)
(Фронтальный опрос)
2. Задание 2. Пунктуационный практикум. Слайд 9
- Ребята, перед вами предложения. Ваша задача: расставить знаки препинания, объяснить, почему именно этот знак препинания, подчеркнуть грамматическую основу в каждом предложении. При выполнении задания обращаемся к Алгоритму определения грамматической основы, а также к теоретическим сведениям. Выполняем задание в самой карточке. (Время выполнения: 7-10 мин.)
(Индивидуальная работа)
- Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение этого задания друг у друга.
(Взаимопроверка)
- Проверяем. Слайды 10-23
1. Моросили дожди, вода помутнела. (Запятая. Значение перечисления)
(Саша, Настя)
2. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. (Точка с запятой ставится, потому что внутри предложения уже есть другие знаки препинания. Деепричастный оборот). (Даниил, Костя)
3. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (Двоеточие в этом предложении ставится, потому что вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой части, для проверки можно подставить «а именно», запятая – значение перечисления).
(Никита, София)
4. Счастливы сосны и ели: вечно они зеленеют. (Двоеточие в этом предложении ставится, потому что вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части. Для проверки можно подставить союз «потому что»).
(Гриша, Таня/Настя)
5. Настанет утро – отправимся в путь. (Тире в этом предложении ставится, потому что первая часть предложения содержит значение времени. Для проверки можно подставить союз «когда»).
(Данил, Костя)
6. Труд человека кормит – лень портит. (Тире в этом предложении ставится, потому что содержание первой части противопоставляется содержанию второй. Для проверки можно подставить союз «а»).
(Катя, Настя)
- Выполняя это задание, встретили ли вы предложение, которое будет лишним? Почему? (Простое предложение).
7. Мягкий ветер дул в лицо, колыхал пароходные флаги. (Простое предложение).
(Гриша, Костя/София)
- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
- Как выполнение этого задания помогало достичь цели урока?
- В листе самооценки отметьте пункты 8 и 9.
Физкультминутка Слайд 24
- Сейчас я буду читать вам предложения. Если предложение простое, то вы хлопаете в ладоши, если бессоюзное, то встаёте.
1. Неожиданно похолодало. (Хлопают в ладоши)
2. Поднялся сильный ветер, небо затянуло тучами. (Встают)
3. Листья срывались с деревьев, ветер быстро подхватывал их. (Встают)
4. Внезапно выглянуло солнце и осветило всё вокруг. (Хлопают в ладоши)
5. Я обрадовался и улыбнулся. (Хлопают в ладоши)
- Ребята, это текст или набор предложений? Почему?
3. Работа с текстом. Слайд 25
- Ребята, перед вами фотография «Гроза». Вам нужно составить 1 бессоюзное сложное предложение или 2.
- Работаем в паре. (Время выполнения: 5-6 минут)
- Найдите свою пару на ____ часов и обменяйтесь предложениями.
- Проверяем.
- Слайд 26 Ребята, посмотрите, какой текст по теме «Гроза» создал писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский.
- Какие он использовал предложения? (Простые и бессоюзные сложные предложения)
- Запишите номера простых предложений этого текста. (1 и 4 предложения)
- Запишите номера бессоюзных сложных предложений. (2 и 3 предложения)
(По очереди выходят два учащихся к доске и записывают номера предложений)
(Фронтальный опрос и работа у доски)
- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
- Как выполнение этого задания помогало достичь цели урока?
- В листе самооценки отметьте пункт 10.
Этап урока 4. Контроль. ФГИС «Моя школа» (Урок 46).
- Проверим себя. Выполним тестирование. Обратимся к сайту ФГИС «Моя школа». Урок 46.
- Решаем тест.
(Индивидуальная работа)
(Проверка по мере выполнения обучающимися заданий теста)
- Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте «5».
- А теперь у кого 1-2 ошибки. Хвалю. Поставьте «4».
- Где ошиблись?
- Кто допустил 3 ошибки? Поставьте «3».
- Где ошиблись?
- Кто допустил 4 ошибки и более? Есть нам с вами, над чем работать.
- А теперь убедите, пожалуйста, своего товарища по плечу в практической значимости и важности нашей сегодняшней темы.
(Работа в паре)
(Обмен мнениями).
Этап урока 5. Рефлексия.
- Подведём итог урока.
- Ребята, достигли ли мы поставленной цели? Слайд 27
- Каким образом? Слайд 28
Завершите предложения: Слайд 29
Что повторили сегодня?
Было интересно…
Теперь я могу…
Какие трудности возникли?
Предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующий урок.
- Ребята, возьмите смайлик и наклейте его на лист самооценки того в классе, чья работа на уроке помогла вам.
В листе самооценки отметьте все оставшиеся пункты. Не забудьте поставить оценку товарищу по плечу в Листе самооценки.
Также не забудьте поработать с лесенкой успеха. И записать свой вопрос, на который на уроке вы так и не получили ответа.
Также, ребята, вам необходимо заполнить «Лист продвижения по нашей теме.
Этап урока 6. Оценивание работы учащихся на уроке.
- Напоминаю, что ваша отметка за урок складывается из трёх: вашей, которую вы себе поставили в Листе самооценки, оценки товарища и моей.
Хотелось бы отметить работу на уроке ….. (назвать ФИ обучающихся), которые ответили верно на многие вопросы, неплохо выполняли задания).
Более детальный анализ вашей отметки после мониторинга Листа самооценки будет в понедельник.
Домашнее задание. Слайд 30-31 (+Инструктаж)
Индивидуальное задание по нашей теме получают следующие ребята: __________________________________________________________________
Слайд 32
Резерв.
Работа с предложениями Слайд 33
- Составьте из двух простых предложений бессоюзные сложные предложения. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания. Придумайте и запишите своё бессоюзное сложное предложение. Работаем в паре.
1. В кино хотел сходить. Времени не оказалось.
2. Маяк уже горел. На тёмном песке блестел неведомый серый цвет.
3. Птиц не было слышно. Они не поют в часы зноя.
4. Подул ветер. Штора заколыхалась.
5. Стало прохладно. Наступил вечер.
6. Ваше предложение.
Проверка. Слайд 34
8