СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме "Паронимы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект составлен по учебнику "Русский язык. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2019". В учебник  2014 года тема "Паронимы" включена не была. При составлении конспекта  выборочно использовался сайт https://resh.edu.ru 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Паронимы".»

Конспект урока русского языка в 5 классе. Урок: 80.

Тема: Паронимы».

Цели: усвоение лексического понятия “паронимы”; формирование умений: а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова; б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок); развитие творческого воображения учащихся.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Упр. 389 – «Скворёнушка».

Скворёнушка – небольшая лесная река. Она протекает по дну глубокого оврага, течёт и течёт себе по камушкам. Жизнь у неё своя, на других непохожая. Зной стоит на земле, высыхают зелёные травы, прячется от жары всё живое, а у Скворёнушки в овраге прохлада. Зелени разной, и цветам, и малиннику – всему привольно расти возле Скворёнушки.

Своя – 2 слога, [свай'а]

  1. Словарный диктант.

Раздаваться в вышине, появиться внезапно, освещать комнату, вязнуть в грязи, удивляться лазури неба, разделять на части.

  1. Синтаксический разбор.

Распустилась черёмуха, и над самой водой позеленели кусты смородины. (Повеств., невоскл., сложн., союзн.)

Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено однор.сказуемыми.)


  1. Работа по теме урока.

  1. Беседа. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти два слова: виноватый – виновный. Похожие слова, правда? Почти одинаковые. И если вы попробуете объяснить, в чём разница, то может получиться не сразу. Зато если Вы захотите образовать с ними словосочетания, будет легче. Например, как Вы скажете: взгляд виноватый или виновный? Конечно, виноватый! А теперь закончите: Подсудимый признаётся… виновным!

- Посмотрим на другую пару: ёлочный – еловый. Это, безусловно, однокоренные слова, но не синонимы. Если мы говорим об иголках, то употребим слово еловые. Но игрушки на новогодней ёлке мы назовём ёлочными, а не еловыми.

- Такие слова: однокоренные, сходные и по написанию, и по звучанию, но различные по значению называются паронимы. Пусть вас не обманывает название: паронимов может быть не пара, но и тройка, и четвёрка… Например: вырастить – нарастить – отрастить. Или рыболовецкий – рыболовный – рыбацкий.

- Употребление одного паронима вместо другого – распространённая ошибка! Чаще всего это связано с тем, что человек недостаточно точно знает лексическое значение этих слов или их сочетаемость с другими.

- Как этого избежать? Обратиться к словарю паронимов или к толковому словарю, внимательно прочитать значение слова и примеры употребления.

- Ребята, прослушайте небольшой текст.

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав?

Возможные версии:

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Вывод: Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)


Посмотрите на предложение: Какой искусственный пианист!

Если мы хотим подчеркнуть, что кто-то замечательно играет на пианино, то нам нужно использовать слово искусный вместо искусственный, так как искусственный означает ненастоящий, ненатуральный, а слово искусный – умелый, знающий своё дело. Таким образом, обратившись к словарным статьям, мы смогли выбрать из пары паронимов нужный и не допустить ошибки в их употреблении.


Посмотрим на другое предложение.

Начинается отборный/отборочный матч по футболу.

- Какое слово следует выбрать? Посмотрим в толковый словарь, чтобы узнать лексические значения этих паронимов. Слово отборный означает «отобранный из числа других как лучший по качеству». Слово отборочный означает «созданный, служащий для отбора». Второе слово гораздо лучше подходит для нашего предложения. Кроме того, в примерах употребления слово отборочный написано «отборочные соревнования».

- Итак, для того, чтобы правильно использовать паронимы в своей речи, будьте внимательны и уточняйте лексическое значение слов в толковом словаре.


  1. Чтение теоретического материала - §67, с. 187-188.

  2. Творческая работа.

Задание. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок.

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (купец, счет, ум, таблица, рассудительность, месяц).

Удачливый - удачный (человек, день, охотник, дело, торговец, покупка).

Ответ. Понятливый собеседник, понятливый ученик, понятливая собака; понятный текст, понятное письмо.

Расчётливый купец, расчётливый ум, расчётливая рассудительность; расчётный счёт, расчётная таблица, расчётный месяц.

Удачливый человек, удачливый охотник, удачливый торговец; удачный день, удачное дело, удачная покупка.

***Расчётливый - действующий с расчётом, ведущий себя осмотрительно, проявляющий бережливость, экономность. Расчётный - относящийся к расчётам, служащий для вычислений. Удачливый – такой, которому всё удаётся, у которого всегда удача. Удачный – заверившийся удачей, удавшийся.


  1. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

  1. Упр. 397 – устно.

  2. Упр. 398 – комментированное письмо.

Заплатить рабочим; заплатить за обучение; оплатить расходы; оплатить счёт в банке; заплатить за услуги; заплатить за питание; оплатить билет в кассе.

  1. Упр. 403 – распределительный диктант.

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Паронимы

Жестокий – беспощадный; удачный – успешный.

Добрый – злой; горевать – радоваться.

Зелёный (лук) – натянутый (лук); дождевик (плащ) – дождевик (гриб).

Благодарный – благодарственный; невинный – невиновный.


  1. Подведение итогов урока.

- Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?


Домашнее задание: §67, упр. 401; контр. вопросы и задания на с. 190.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!