СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме: «Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Дети знакомятся с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство», учатся осмысливать содержание картины; совершенствуют умение подбирать необходимые для описания и повествования слова, умение собирать рабочие материалы к сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: «Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». 2 класс»

















Методическая разработка

урока русского языка по теме:

«Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова

«Зима пришла. Детство».

2 класс











Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№49»

Марченко Евгения Александровна.









Новокузнецк, 2019г.

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по картине известного художника с опорой на план.

Планируемые результаты:

  • Познавательные

познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова  «Зима пришла. Детство»;

  • Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

  • Коммуникативные

организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения;

  • Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

  • Универсальные учебные действия 

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, репродукция картины С.А. Тутунова  «Зима пришла. Детство» (учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  картинная галерея), портрет художника; по 1-2 репродукции картин известных художников (жанровая живопись: натюрморты, портреты, пейзажи); опорный картинный план для составления описательного рассказа по картине; запись произведения «Зима» из цикла «Времена года»  П.И. Чайковского; диск с записью песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» (слова А. Кушнера, музыка Г. Гладкова), орфографический  словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Подготовка к восприятию картины.

-Прочитайте на доске слово первый. Какие воспоминания вызывает у вас это слово?

-Послушайте, с чем ассоциируется слово первый у поэта И.А.Бунина

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

-С чем ассоциируется слово первый у поэта Бунина И.А.?

-Каким вам вспоминается первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?

2.Постановка задач урока.

-Художник Сергей Андреевич Тутунов сохранил свои воспоминания о первом снеге в памяти, пронёс их через всю жизнь и став взрослым, перенёс их на полотно. И получилась замечательная картина.

-Откройте картинную галерею в учебнике.

3.Рассматривание картины.

- Рассмотрите картину.

4.Беседа по содержанию картины.

-Какое время года изобразил художник?

-Как вы догадались, что это именно начало зимы?

-Какое время суток изображено? Почему вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро. Мальчик проснувшись, увидел снег и подбежал к окну).

- Какая деталь интерьера занимает большую часть картины? (окно)

-Почему окно занимает столько места? (именно через него мальчик видит изменившийся мир)

- Кого художник изобразил на переднем плане? (Мальчика лет 6-7)

-Где он стоит?

-Опишите его внешний вид.

-Что привлекло внимание мальчика?

- Посмотрите на руки мальчика. (Положил на стекло).

-Зачем?( хочет потрогать)

- Можно ли сказать, что мальчику нравится первый снег? Как это показал художник? (Смотрит не отрываясь, прильнув к стеклу).

-Посмотрите на слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение мальчика.


радость

восторг

волнение

удивление

восхищение

беспокойство

испуг

грусть

интерес


- Почему его восхищает и удивляет первый снег?

- Какой снег?

-Как он падает с неба?

5.Выявление изобразительных средств.

-Обратите внимание на цвет картины. Какой цвет главный? Почему?

(Белый. Он везде: на земле, на крышах, в воздухе, на деревьях. Снег очень чистый )

- Какое настроение он создаёт?

(Настроение праздничное, радостное)

-Какой ещё есть цвет на картине? (Тёмный цвет комнаты)

- Какое настроение он создаёт? (угрюмое, мрачное)

-Как вы думаете, зачем художник использовал такие контрастные цвета: темные и светлые? ( Хотел показать, что вчера всё было тёмное: голые деревья, сырая тёмная земля. Всё темное и мрачное. А утром стало очень ярким. Аж, больно глазам).

6.Составление плана сочинения.

-Чтобы получился рассказ, нужно описать картину в определённом порядке. Давайте наметим этот порядок.

- О чём будем сначала писать? Как можно назвать эту часть?

-О чём дальше расскажем?

- Как озаглавить эту часть?

- Как закончить сочинение? О чём надо сказать в заключительной части? ( о настроении)

- Как озаглавить эту часть?

- Что мы сейчас составили? (план)

-Для чего он нам нужен?


План

1.Зима пришла.

2.Радость мальчика.

3.Моё отношение к картине.

8.Запись текста на черновик.

Сочинение от лица мальчика.

- При написании сочинения не обязательно использовать все опорные слова. Вы можете описать героя по-своему.

Я проснулся рано. В комнате было светло. Я удивился и посмотрел в окно. Чудо! Всё покрыто белым снегом. Даже смотреть больно.

Я стоял у окна, прильнув к стеклу. Долго не мог оторвать взгляда.

Как изменилась природа от первого снега!

Другой вариант.

Я проснулся утром. В комнате было очень светло. Яркий свет шёл из окна. Что это? Я подбежал к окну.

Во дворе всё было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл землю, дома, деревья.

Как волшебно всё изменилось!

9. Запись рассказа по картине с опорой на план.

10. Итог урока.

- Что было интересным в работе с картиной?

- А что трудно?



























7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!