Организацион ный момент | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо просто улыбнуться. Дети повернитесь друг к другу и скажите: Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбку свою дарил. - Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами. | Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу. | Поворачиваются лицом к соседу по парте, улыбаются друг другу |
Мотивация | - Запишите даты и вида работы. Обращает внимание детей на правильность посадки во время письма отгадайте загадку Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленье детки. - Дайте характеристику первой буквы. Какой звук обозначает эта буква ? - В каких случаях эта буква обозначает два звука? | Записывают в тетради дату Классная работа
Ребята называют слово отгадку.
Дают характеристику буквы /я/ | Записывают в тетради дату Классная работа
Повторяют характеристику буквы |
Целеполагание | - Выпишите из стихотворения слова антонимы Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, что низко, А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: - Кислое – зачем оно? - Что вы? – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. Г.Сапгир - Проверьте правильность выполнения задания. - Как вы думаете, написание, какого слова нам нужно запомнить? - Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте? - Итак, какие слова мы называем антонимами? - Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. - Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. –Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей. Почему? - Кого же можно здесь назвать родственниками? - Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. - Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего урока? - Какие цели вы поставите себе на уроке? - Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске): 1. Узнать больше … (о родственных словах). 2. Учиться находить…( и образовывать родствееные слова) 3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.). | Дети выполняют это задание в парах. Один выполняет на развороте доски. Ребята советуются друг с другом.
На доске: Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.
Взаимопомощь, взаимопроверка Сверка с образцом на доске. Определяют словарное слово, записывают его в строчку, ставят ударение и подчеркивают орфограмму На доске записывают слова: воробей, ворона Объясняют значение слова «Антонимы». Ребята доказывают свои точки зрения по каждому вопросы
Ребята называют тему урока (высказывают свое предположение), определяют цель на уроке | Ученик выполняет задание в паре с учеником без ОВЗ.
Проверка правильности выполнения задания сильным учеником Списывает подчеркнутое слово с выделенными ударением и орфограммами на карточке.
Списывают с доски Ученик высказывает свое мнение
Ученик высказывает свою точку зрения по данным вопросам
Повторяют тему и цели урока |
Планирование и реализация плана | Работа с учебником - Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? - Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? - Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов. - А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. - Какая общая часть в этих словах? -гус- – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью - гус– можно подобрать? (Учитель прикрепляет на дерево листочки со словами) Вывод: какие слова записали? Почему? - В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) - Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так | : Читают текст, анализируют, делают выводы.
Определяют признаки родственных слов, называют и фиксируют Еще раз проговаривают правило В тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -Выделяют общую часть родственных слов
Дети записывают слова и выделяют общую часть в словах
Записывают и выделяют общую часть. Самопроверка |
Проговаривают правило
Записывают слова с доски. Выделяю общую часть слов
Списывает слова с карточки , выделяет общую часть слов
Записывает группу и выделяет общую часть Самопроверка |
Контроль и оценка | - Каждая группа получает карточку с заданием В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. Прочитайте текст, подчеркните родственные слова. - Итак, какие родственные слова вы подчеркнули в тексте сказки? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? -Молодцы! Хорошо потрудились! Какое правило использовали для определения родственных слов? | Работа по группам Работа с карточками Взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка Дети записывают слова и выделяют общую часть Повторяют признаки родственных слов |
Выписывают подчеркнутые в карточке слова. Выделяют общую часть. Сильный ученик проверяет правильность выполнения
Повторяют признаки родственных слов
|
Оценка | - Я хочу проверить, как вы усваиваете тему «Родственные слова»: Поставьте на полях тетради +, если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то - 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте родственные слова? 2. сможешь ли ты образовать родственные слова? 3. можешь ли ты отличить родственные слова от форм одного и того же слова? 4. сможешь ли ты найти корень в родственных словах? - У кого 4 +? Молодцы. | Дети анализируют свою работу и показывают «светофорами» или ручными знаками: справился ребенок с задачей или нет | |
Рефлексия | - Кому на уроке все было понятно? Просигнализируйте. - Что показалось для вас новым, необычным? - Что получилось легко? - В какие моменты урока вы испытывали трудности? - Как вы сможете использовать свой новый опыт? Оцените свою работу: хорошо- зеленый свет, надо поработать – красный свет. - Что нового узнали на уроке? - Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? - Что общее у синонимов и родственных слов? - Ребята, давайте подумаем, кому за работу сегодня мы поставим «отлично»? За что ты бы мог похвалить себя? -Кто уже понял, что такое корень? -Кому ещё нужно время, чтобы разобраться? - Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения. Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечны х лучей, чистоту рек, доброту людей. - Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. - Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым! - Я благодарю вас за успешную работу на уроке. - Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята! - Спасибо за урок! | Самооценка
Выполняют самостоятельно.
Взаимопроверка
Отвечают, высказывая свою точку зрения
Дети анализируют свою работу и показывают «светофорами» или ручными знаками: справился ребенок с задачей или нет
Самооценка | Самооценка
Выполняет по опорным карточкам
Повторяют выводы
Выполняет по образцу |