Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное». НРЭО
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Цели:
Образовательная: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Имя прилагательное».
Воспитательная: расширение кругозора о своем родном крае, знакомство с творчеством южноуральского автора.
Развивающая: развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями.
I. Организационная часть (создается атмосфера доброжелательности и творческой активности).
Здравствуйте, ребята! Сегодня особый день, светит солнце, прекрасная погода, хочется куда-то идти, покорять вершины. Вы готовы к этому? Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Все такие хорошие, веселые. Я думаю, мы будем выстраивать свои знания в одну цепочку.
II. Мотивирование к учебной деятельности
- Чем замечателен сегодняшний день? (Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны).
Текст о весне записывается в тетрадь:
День 11 марта по народному календарю считался днем Порфирия Позднего. Мудрые люди на Руси в этот день говорили: «Ранняя весна ничего не значит, а поздняя весна обманет».
ИЛИ:
День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»
Задание классу:
- Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.
(Возможные варианты заданий:
- Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.
- Найдите прилагательные. Подчеркните их как члены предложения
- Озаглавьте текст.
- Продолжите текст и др.)
Беседа на повторение:
Что такое имя прилагательное?
Какие темы в разделе «Имя прилагательное» мы изучали?
Вспомните, какие трудности по теме «Имя прилагательное» вы испытывали?
ІІІ. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
Лингвистическая разминка «Верные / неверные утверждения»:
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически? (+)
Тема текста – это то, к чему призывает автор текста, чему учит, ради чего написан текст?(-)
Повествование – это тип речи, в котором изображаются люди, предметы, природа (-)
Монолог - речь одного лица (+).
Описание - это тип речи, в котором изображаются люди, предметы, природа (+)
Описание, повествование, рассуждение – это типы речи (+)
Проверка домашнего задания:
Дома вы познакомились с текстом В.П.Поляничко
Какова тема этого текста? (Урал – всему голова)
Значения каких слов вам были непонятны?
(Яшма - название камня (произошло от греческого слова «яспис» и означает всего лишь «пестрый камень»)
Каменный пояс – литературно-поэтический синоним Уральских гор. Каменный пояс Земли Русской-так величали Уральские горы в старину. Действительно, они как бы перепоясывают Россию, отделяя европейскую часть от азиатской.
Известковые скалы (от известня́к — осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая преимущественно из карбоната кальция.
Хутор – малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств)
3. Сколько имен прилагательных вы насчитали в этом тексте? (30)
4. Является ли слово в словосочетании «все живое» прилагательным (предл.19)? Почему? (субстантивированное имя существительное, отвечает на вопрос винительного падежа)
5. Какие правила, изученные в теме «Имя прилагательное», можно применить к прилагательным, встречающимся в этом тексте? (Разряды ИП, Правописание НЕ с ИП, Безударные окончания ИП, НН в ИП)
6. Выполните разбор одного имени прилагательного из текста. Затем проведите взаимопроверку.
7. О какой «красной ленте» идет речь в 16 предложении?
8. Назовите другие средства художественной выразительности в тексте Поляничко. Какую роль они выполняют? (Помогают передать красоту пейзажа.)
9. Послушайте стихотворение Галины Рылеевой (посвящено В.П.Поляничко)
Меж сосен и берёз
В тени листвы густой
исток воды живой.
Из этого ручья,
Малютки родника
Рождается река.
Меж золотистых скал
В объятьях тишины
Течёт река Урал,
Река весны.
Начало всех начал,
Сквозь долгие века
Течёт река Урал,
Моя река.
Полынный зной степи
И щедрые поля.
Любимая земля.
Тюльпановый рассвет,
Воды живой глоток,
Судьбы моей исток.
Меж золотистых скал
В объятьях тишины
Течёт река Урал,
река весны….
10. Почему автор называет Урал «рекой весны»? ( Весна – это возрождение, обновление жизни. Поляничко всегда думал о своей Родине, о её будущем. Урал с героическим прошлым, с богатым настоящим и с прекрасным будущим.)
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подберите такие народные приметы про 11-13 марта, чтобы в них встречались имена прилагательные. Сделайте морфологический разбор двух-трех имен прилагательных из этих текстов.
(Например: Если в этот день птицы вьют гнезда на солнечной стороне домов и деревьев, значит лето будет холодное.
Если перелётные птицы к этому дню вернулись из теплых краёв, значит быть богатому урожаю хлебов)
V. Итоговая рефлексия:
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что для меня на уроке было самым интересным?
Что на уроке для меня было трудным?
Наш урок подошёл к концу. Вы активно поработали. А сейчас я предлагаю вам охарактеризовать наш урок одним прилагательны.
На этой радостной ноте мы закончим наш урок. Спасибо вам за работу! Я довольна, что урок вам понравился. Надеюсь, что сегодня каждый из вас чувствовал себя нужным и полезным на уроке, каждый раскрылся в меру своих возможностей. Мне было приятно видеть ваши улыбающиеся лица, ваши думающие глаза. Я думаю, что это чудесное, радостное, замечательное настроение останется у вас на весь день, и вы сможете подарить его окружающим людям.
Приложение
1) И снова возрождается Урал. 2) Небольшим ручейком падает он с магнитогорской плотины и не спеша петляет по челябинской холмистой степи. 3) С уважением смотришь на уральскую воду. 4) Как много она, великая труженица, сделала для мощи и славы Родины нашей!
5) Почти до села Кизильского по берегам Урала тянутся причудливые известковые скалы. 6) В ясный летний день речное дно, усеянное крупными кусками яшмы, отливает в воде всеми цветами радуги.7) Сюда стремятся мелкие речонки: Гумбейка, Кизил. 8)Слева – застывшие волны невысоких холмов, справа – степь да степь и далеко – далеко синеющие Уральские горы. 9) Родившись в Каменном поясе, река от него отходит. 10) Всё дальше и дальше.
11) За районным центром Кизильским много скалистых берегов. 12)Особой красоты они у хутора Первомайского, на самой границе с Оренбуржьем. 13) Высок правый берег. 14) Камень, брошенный в воду, летит шесть секунд.
15) Причудливые скалы, рассечённые глубокими трещинами и покрытые лишайниками, застыли над тихим Уралом. 16) Заходит солнце, и речная гладь красной лентой лежит в позеленевшей после дождя степи. 17) Тишина.
…18) Урал течёт среди трав, цветов и деревьев. 19) На его берегах звучит торжественная музыка природы: поют птицы, плещут воды о песчаный берег, посвистывает ветер. 20) Листья в своей весёлой пляске отбрасывают спутанную тень. 21) Они располагаются так, чтобы, занимая всё пространство, не потерять ни одного луча солнца, не закрыть друг друга.
…22) Вот и прошли, проплыли, проехали мы по Уралу. 23) Века кормит и поит всё живое, многие годы отдаёт воду степным нивам и горячим цехам Магнитки, бросается на лопасти турбин, вытесняет из–под земли газ и нефть, кормит рыбу и просто несёт радость встреч, отдыха, вдохновения…. 24) На виду у моря, где труженик Урал отдаёт свои силы солёному Каспию, хочется говорить о нём, как о хлебе, с уважением. (В.П.Поляничко)