СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по ФГОС "Имя числительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по ФГОС "Имя числительное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по ФГОС "Имя числительное как часть речи"»

Конспект урока
русского языка

по ФГОС

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ «ЯСШ №12 с углубленным изучением иностранных языков» Мамонтова Евгения Александровна.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

Использован материал:
1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.
В 2 Ч. Ч. 2 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская,
А. Г. Нарушевич]. − 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 158 с.
2. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. −
2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с.

Формы работы обучающихся: фронтальный опрос, работа в группах, самостоятельная работа.

Цель урока: знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Ход урока

I этап. Организационный.

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

II этап. Актуализация знаний и постановка цели. Цель этапа: создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока.

На доске (слайде) ряды слов: пятый, пятерка, пятак, пятерня. Тройка, троица, третий, трояк. Задание: найти «лишние».

-Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

Третий, пятый - эти слова коренные жители одной из частей речи, которая…

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Имя числительное).

- Где в жизни вы встречаетесь с числительными? (математика, история, география, биология, литература)

- Посмотрим на записанные предложения (слайд)

Десятиминутный перерыв заканчивается.

Построили новую трехэтажную школу.

Четыре братца под одной крышей живут.

- Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему? (Обучающиеся выясняют, что не все слова с числовым значением можно заменить цифрами, потому что они не все числительные. (Среди них есть сложные прилагательные). Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? Используйте опорные фразы.

1. Познакомиться с числительным как с частью речи;

2. Учиться отличать имя числительное от других частей речи. (Запись темы)

III этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания). Цель этапа: побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умения преобразовывать информацию.

- Попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…эта часть речи может быть только определением;

5. числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов;

- Молодцы.

- Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение (работа с толковым или этимологическим словарем)

Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)

- А знаете ли вы, что сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать и десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать.

Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать. Четыре десятка — ... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков. От пять десятков образовалось пятьдесят. От шесть десятков — ... (и так до 80). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто.

На Руси не было слова тысяча, а было другое слово — тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.) У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.

IV этап. Первичное закрепление. Цель этапа: организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения.

Учитель организует работу по первичному закреплению нового знания

- Вернемся к нашим словам: третий, четыре. Давайте вместе определим круг наших задач, подумаем, какие вопросы нам необходимо задать числительным, чтобы узнать их получше.

Составление кластера (работа в группе):

- На слайде (доске) записано: имя числительное, изменяется, является, делится, обозначает, отвечает.

Обучающиеся отвечают на вопросы, в диалоге с учителем составляют кластер «Имя числительное». Осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретной учебно-познавательной задачи, задают вопросы для уточнения последовательности действий.

Кластер

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Затруднение вызвала графа «делится».

- Прочитайте первое предложение.

Три книги стоят на полке. (Запишите его)

Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.

- Теперь поработаем с другим предложением.

Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение. (Запишите его)

Количественные и порядковые числительные бывают: (заполняем вместе)

Простые

Сложные

Составные

имеют один корень

имеют два и более корней

состоят из двух и более слов

восемь

четвертый

семьдесят

пятидесятый

1945

одна пятая

- Дополните таблицу своими примерами.

- Какова синтаксическая роль имени числительного? Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения:

На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.

Пятью пять – двадцать пять.

- Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению:

Мне подарили второй том увлекательной книги.

Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи. (учебник, правило: имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?)

V этап. Самостоятельное осмысление. Цель этапа: организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу).

- Найдите предложения, в которых есть числительные, определите разряд.

Пернатые часы

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.

(По. М. Деменюк)

(В четыре – количественное числит., в пятом – порядковое).

- Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), тройня, четвертый (час), четырежды, семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).


(Правильные ответы на доске или слайде)

- Что нового вы узнали на уроке? Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели? Где вам в жизни пригодится знание о числительном?

- Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-». Заполнение третьей колонки.

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…эта часть речи может быть только определением;

5. числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов;

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

VI этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. Цель этапа: организовать действия по обобщению изученного, нацелить на работу творческого характера.

Знать отличия имени числительного от других частей речи, выполнить в тетради упр.366, 368

VII этап: Рефлексия. Подведение итогов. Цель этапа: помочь учащимся осознать результаты деятельности.

Дети анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной работы учеников.

- Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне (правила – на слайде).

- Что мы изучали сегодня? (имя числительное)

- Какое оно? (количественное, порядковое, непростое).

- Какие действия характерны для него? (считает, измеряет, изменяется).

- Что вы о нем думаете? Обобщите в последней строке.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах.

Пример синквейна:

Числительное.

Непростое. Многоликое.

Считает, измеряет, изменяется.

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу, раздает памятки по теме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!