СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка «Комплексный анализ текста» 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе нацелен на продолжение обучения комплексной работе с текстом. Занятие проводится в начале учебного года при повторении темы "Тест и его признаки".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Комплексный анализ текста» 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. А.С.Пушкина»














Конспект урока русского языка

«Комплексный анализ текста»

6 класс
















Выполнила Малышева Эльвира Алексеевна,

учитель русского языка и литературы










Арзамас

2021



Комплексный анализ текста.


Тип урока – урок формирования коммуникативной компетенции.


ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках, типах.

ЗАДАЧИ:

- повторение основных знаний о тексте и его признаках

-проведение комплексного анализа текста - развитие коммуникативной компетенции (связной речи) учащихся, развитие и формирование коммуникативной способности, готовности  к успешному позитивному общению - формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного стиля.

Оборудование:

-конверты с раздаточным материалом – текст для каждого учащегося

-справочный материал «Признаки текста», «Стили речи», «Типы текста»

-слайдовая презентация «Зима»

Форма урока: работа в группах (4 группы по 6-7 человек – ведущая роль консультантов групп)

Ход урока.


I . Организационный момент

- Добрый день, ребята. На нашем уроке сегодня гости, а гостей принимают как? (С радостью, с уважением)

- Да, будем радушными хозяевами, предоставим гостям отдых, а сами примемся за работу.

II. Настрой на работу, создание проблемной ситуации.

- Мы с вами изучили три больших темы с начала учебного года. Какие именно? (Лексика, фразеология, морфемика)

- Основной единицей языка для всех изученных тем является …(слово)

- Прочитайте высказывание К.Г.Паустовского , записанное на доске.

Для всего, что существует

в природе, в русском языке есть великое

множество хороших слов.

К.Г. Паустовский

- Как вы думаете, с чем нам сегодня предстоит работать? (С множеством хороших слов) - А с множеством хороших слов что мы будем делать? (Сочинять текст, читать тексты, отвечать на вопросы). Правильно, будем работать со связным текстом. Учиться красиво, правильно говорить и писать. (ЦЕЛЬ)

- Следовательно, тема нашего урока – работа с текстом. Правильно, по-научному, это называется «Комплексный анализ текста» (записывают тему)

- А для начала мы послушаем стихотворение о зиме А.С.Пушкина в исполнении вашего одноклассника.

- Для удобства работы сегодня вы поделены на группы. В каждой группе есть руководитель, который организует деятельность остальных. Задания у всех одинаковые, а тексы – разные. Каждая группа по мере выполнения заданий отчитывается.

III. Работа в группах.

Работа с текстом.

У группы есть пакет, в котором текст, вопросы для анализа текста, справочные материалы.

  1. Прочитайте и озаглавьте текст (Записывают на доске название)

  2. Тема текста.

  3. Основная мысль.

  4. Микротемы (план)

  5. Тип речи.

  6. Стиль текста.

  7.  Найдите в тексте и выпишите примеры метафор, эпитетов, олицетворений, сравнений.

  8. Расставьте недостающие знаки препинания.

  9. Выпишите из текста слова на безударную гласную в корне, проверяемую ударением. Обозначьте орфограмму.

  10. Выпишите слова с приставкой при- и обозначьте ее значение.

  11. Выпишите существительные с суффиксами – чик - -щик-.

  12. Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте орфограммы.

  13. Произведите словообразовательный разбор слов: прилетела, непогода, барабанщик, простучал.

  14. Синтаксический разбор предложения:  Хороши снежные зимы в России!

  15. Выпишите простое предложение с однородными членами.















Текст 1 группы.


Наступила ночь в лесу.

   По стволам и сучьям толстых д..ревьев постукивает м..роз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо ра..сыпались яркие зимние звезды.

   Тихо, бе..звучно в зимнем л..су и на л..сных снежных полянах.

   Но и в м..розной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.

   По алмазной скатерти снегов пр..бегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бе..шумно пр..летают над снежными сугробами совы.

   Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совенок. В н..чной т..мноте он один слышит и видит, как идет в зимнем л..су скрытая от людей жизнь.

                                                             (По О.Семченко)

Текст 2 группы.

      Поздней осенью выпадает первый снег. Он пр..ображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно к..саются земли, и она од..вается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Заг..раются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых пр..брежных зарослей.
      Как пр..красна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого пр…косновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их (не) узнаешь. Елочка становится похожей на пр..чудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей. По шелухе шишек можно от..скать белку.
      В предзимние дни дома (не) сидится. Люди всех возрастов выходят на пеш..ходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, с…грать в снежки.
      «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.  

Текст 3 группы.

С вечера раз…гралась метель. Прошумела она, и волшебно пр…образился лес.
      Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти к…саются земли. Синичка сядет, а ветка (не) дрогнет.
      Под березками пр…ютились крохотные елочки. В пр…чудливый наряд одела метель молодую пор…сль. От холодных лучей солнца заг…рается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
      Вьюга посеребрила пышные пр…чески пр…огромных сосен. На их макушках пр…мостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
      Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно от…скать здесь тропинку или даже дорогу.



Текст 4 группы.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Бл…стят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом реки и маленькие реч…нки. Пр…порошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, наб…рает силу. 
Наполняется жизнью зимний лес. Вот постучал по сухому дереву дятел. По всему лесе (от)бивает дробь лесной барабанщик. С шумом (про)летает рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься , как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выб…рают семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка. 
Вот пр…летела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, (про)бежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. ( По Соколову- Микитову).






































По мере выполнения заданий каждая группа отчитывается:

Читают текст вслух, записывают на доске название, определяют тему и идею, составляют план (озвучивают по мере выполнения, чья группа быстрее и правильнее выполняет), находят средства выразительности и называют их.



Итоги урока. Рефлексия.

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что узнали?

- Чему научились? Продолжить предложения. Зачитать.

Самооценка учащихся в группах (на листе).

Лист самооценки сдайте руководителю.

Оценка руководителя. Оценка учителя.

Домашнее задание.

Составить каждому синквейн на зимнюю тему (о зиме, снеге, морозе). Памятка «Составление синквейна» есть в тетради.



Тексты для самопроверки (выдать после работы по орфографии и пунктуации руководителю группы)

1 группа.

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней. В тёмном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.

Тихо, беззвучно в зимнем лесу и на лесных снежных полянах.

Но и в морозные зимние ночи продолжается скрытая жизнь в лесу.

По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы.

Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совёнок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь. (По О. Семченко)

2 группа.

      Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.
      Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.
      В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
      «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

3 группа.

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
      Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
      Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
      Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы.
      Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (111 слов)

      (По книге Н. Д. Зуева «Времена года»)

4 группа.

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
      Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
      Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе. (По И. Соколову-Микитову)











Справочный материал.

Признаки текста

  1. Тема текста (ответ на вопрос – о чём текст?) – заголовок.

  2. Основная мысль текста – идея (ответ на вопрос – для чего создан текст?) – заголовок (цельность текста).

  3. Членение текста на абзацы – микротемы (план).

  4. Связь предложений в тексте (смысловая и грамматическая).

  5. Тип текста (повествование, описание, рассуждение).

  6. Стиль текста (разговорный, художественный, научный, официально-деловой).

  7. Языковые (выразительные) средства речи (эпитет, сравнение, метафора, ряды однородных членов, восклицательные и вопросительные предложения, обращение).



Связь предложений в тексте

  1. Лексический повтор одного и того же слова (слов).

  2. Местоимения (личные, указательные).

  3. Однокоренные слова.

  4. Синонимы, антонимы.

  5. Союзы (и, а, но, однако, зато и др.)



Типы текста

  1. Повествование – ответы на вопросы - что произошло? с кем? когда? как развивались события?

  2. Описание – ответ на вопрос - какой? перечисление признаков, свойств тех или иных предметов.

  3. Рассуждение – ответы на вопросы - почему? зачем? излагаются причины явлений, событий, их взаимная связь.

  4. Смешанный тип – сочетание двух или нескольких типов текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!