СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку про разбор имени прилагательного. в конспекте занимательные задания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 4 класса по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»»

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

Учитель: Григорьева Н.В.

УМК Школа 2100

Тема. Морфологический разбор имени прилагательного

Класс: 4

Тип урока: повторения, углубления и обобщения изученного

Цель урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфологический разбор)

Задачи:

  1. личностные: воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну;

  2. предметные: развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; развитие навыков правописания окончаний имён прилагательных; обобщение умений в разборе имён прилагательных как части речи, в согласовании с именем существительным;

  3. метапредметные: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развитие умения сотрудничать и работать в малых группах.

Оборудование: компьютер, проектов, интерактивная доска, учебник, карточки с заданием по вариантам, карточки со стихотворением.

Этапы урока

I. Организационный этап

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.

- Садитесь. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция Чтение стихотворения

II. Мотивационный

- Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, что украшает его в каждой строчке?



Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми сережками,

С зелеными застежками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

- И так, что украшает стихотворение в каждой строчке? .( Имена Прилагательные)

- Назовите их. ( Правильно).

- Русскую, светлую, грустную, белом, красивыми, зелеными, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия

Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Опрос. Чтение стихотворения

III. Актуализация знаний

– Откройте тетрадь. Напишите число и «Классная работа».

1. Словарная работа.

1. – Посмотрите, на доске написаны слова. Серебро, облако, алмаз. Давайте прочитаем их.

- Запишите к данным словам однокоренные имена прилагательные. Обозначьте в них орфограммы.

- Давайте прочитаем, какие слова у вас получились. К слову серебро? Облако? Алмаз?

- Ребята обратите внимание, что в слове серебренный пишется две буквы н, так как в нем два суффикса ен и н; а в слове серебряная пишется одна буква н, так как в нем суффикс ян. Проверьте, правильны вы ли написали эти слова.

- Измените по родам имена прилагательные, которые у вас получились

- Составьте два словосочетания по схеме: сущ. (ж.р.) + прил., используя записанные прилагательные.

- Измените по числам имена прилагательные, которые у вас получились

- Составьте предложение с второстепенными членами, используя прилагательные серебряные, алмазные.

– Ребята, мы знаем, что есть многозначные имена существительные. А есть ли многозначные имена прилагательные? Покажем это на примерах.

– Запишите прилагательное холодный.

- В каком значении оно может употребляться?

- Давайте прочитаем и запишем словосочетания прил. сущ.

– Подберите прилагательные-антонимы

– Сделайте вывод о многозначных прилагательных.

Записывают прилагательное «холодный»

Предлагают варианты, в каком значении оно может употребляться

-холодный чай

холодный приём

холодные отношения

Подбирают антонимы

- Горячий, радушный, тёплые.

- Холодный прием, холодные отношения, теплые отношения

Вывод: многозначные имена прилагательные имеют в разных значениях разные антонимы.

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

IV. Постановка цели урока

- Посмотрите на доску. Как вы думаете, что это? -Какая части речи?

Внимательный (ученик). ( Прил.)

- Как вы догадались? Что можно определить у прил.? Выписать словосочетание, поставить в начальную форму, определить часть речи, определить род, определить число, определить падеж, определить роль в предложении.

- Исходя из этого, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Морфологический разбор имени прилагательного

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока

Регулятивные УУД – целеполагание. Беседа

V. Применение знаний

- Сейчас мы с вами будем тренироваться проводить морфологический разбор имени прилагательного.

- Посмотрите на слайд.

– И так, есть ли у имён прилагательных постоянные признаки?

– Почему род, число и падеж у прилагательного являются непостоянными признаками?

- Выпиши из предложения имена прилагательные и перечисли все их признаки

Выполняют упражнение на доске под руководством учителя

Образец: Великий (ученый) – (какой?), н.ф. великий, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.

Ясный (день) – (какой?), н.ф. ясный, прил., м.р., ед.ч., И.п., второст. член предл.и др.

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес); формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Работа в группах

Метод морфологического разбора

Физминутка

V.Применение знаний

4 мин Упр.209, стр.39

- Поработай над своей устной научной речью. Подготовь устный рассказ на тему «Что я знаю об имени прилагательном». План рассказа составь самостоятельно

Примерный план:

1) определение имени прилагательного;

2) связь имён прилагательных с именами существительными;

3) частотность употребления в речи;

4) роль прилагательного в речи. Прилагательные-антонимы в тексте.

Представляют результаты работы

1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2.  Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

3. Имена прилагательное часто употребляются в нашей речи. Если проследить, то можно встретить в каждом втором предложении

4. Предложение без прилагательного как торт, без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.


Задание: прочитай стихотворение и найди ошибки, которые допустил Боря.

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывет лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут веселая друзья,

И ведут они с собой забавная игру.

Что же это за игра?

Вам я не скажу,

Лучше дальше вам слова ещё я напишу.

В небе звёзды яркая светят и горят.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашел.

- Неправильно написал окончания в прилагательных

- Серое – сырой, большое – большой, веселая – веселые, забавная - забавную, яркая – яркие.

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос . Регулятивные УУД – планирование; прогнозирование. Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Познавательные УУД – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Грамматико-орфографическое упражнение. Беседа

Чтение стихотворения по частям (по строчке) вслух

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

– Как вы определяете падеж прилагательного?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

- Тренировались производить морфологический разбор имени прилагательного

Род, описание, число, падеж. – Какое сл. лишнее?

- Описание

- Не является морфологическим признаком прилагательного

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия - анализ

Беседа Самоконтроль

VII. Домашнее задание. С. 41, упр.210














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!