СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 2 класс "Слова близкие и противоположные по смыслу. Закрепление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. Урок закрепления материала по теме "Синонимы и антонимы". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 2 класс "Слова близкие и противоположные по смыслу. Закрепление.»

















Конспект урока по русскому языка

во 2-м классе

Тема урока: «Слова близкие и противоположные по смыслу. Закрепление»









учитель начальных классов Белякова И.Г.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе «Перспектива».

Тема урока: «Слова близкие и противоположные по смыслу. Закрепление».

Цель урока

Формирование умения грамотно использовать в речи синонимы и антонимы. Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности в контексте изучения темы «Синонимы и антонимы». Расширение словарного запаса – нравственными характеристиками.

Задачи: образовательные

• обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;

• расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;

• учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.

Задачи: развивающие

• развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;

• развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;

• развивать интерес детей к предмету;

• развивать общеучебные навыки.

Задачи: воспитательные

• воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;

• способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.

Задачи: здоровьесберегающие

создавать благоприятные условия для сохранения здоровья обучающихся

Планируемые результаты

Предметные умения:

• определять лексическое значение слова;

• закрепить определение понятий «синоним», «антоним»;

• подбирать синонимы и антонимы для более точной характеристики предметов при их сравнении.

Личностные:

проявлять учебно- познавательный к учебному материалу « Что такое синонимы и антонимы?» и умению использовать их в собственной речи;

• развивать навык сотрудничества с учителем, одноклассниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные:

• умение определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя;

• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность действий и уметь осуществлять самоконтроль.

Познавательные:

• умение сравнивать, выделять и обобщать существенные признаки;

• уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

• строить высказывание;

Коммуникативные:

• принимать участие в диалоге;

• уметь обращаться за помощью, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания;

• работать в группах, взаимодействовать в парах.

Тип урока

Закрепление материала

Форма работы

• фронтальная;

• индивидуальная;

• парная;

• групповая.

Опорные понятия, термины

Слова близкие и противоположные по значению. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Форма контроля

Карточка. Групповая работа

Используемые технологии

• информационно-коммуникационная

• личностно-ориентированная технология

• здоровьесберегающие технологии

• игровая

Оборудование

ПК, карточки, документ-камера.





Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи Организационный момент









Актуализация знаний.









Постановка учебной задачи.

-Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на парты, всё ли необходимое вы достали, есть ли те, кто не готов начать урок?

- Поставьте личностно значимую цель на урок.

- В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока.

-Ребята, вы уже заметили, что наш родной язык богат, мелодичен, выразителен. Известный русский писатель К.Г.Паустовский очень хорошо сказал когда-то:«Для всего в русском языке есть множество хороших слов».

-Посмотрите на доску и прочитайте слова: смелый, отважный, храбрость, бесстрашный.

-Найдите лишнее слово.

-Почему оно лишнее?

- Измените слово «храбрость», чтобы оно подходило к остальным словам.

- Запишите слова в тетрадь.

- Что можно сказать про эти слова?

-Для чего мы используем эти слова в своей речи?

-Как можно сказать о человеке с противоположными качествами?

- Как называются слова «смелый – трусливый»?

- Посмотрите на слова «Синонимы», «Антонимы», сформулируйте тему урока.

- Какие цели поставим перед собой.






Ребята записывают на маленьких листочках личностно значимую цель.

(Буду на уроке внимательным;

буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.)

2-3 ученика озвучивают свою цель.

Разминка рук при помощи тренажера Су-Джок


Лишнее слово храбрость, т.к. все слова признаки предмета, а храбрость отвечает на вопрос что? И является предметом.

Это синонимы, помогают назвать качества человека


Трусливый, робкий.


Антонимы.




Умеют внимательно слушать.



Формулируют ответы на вопросы учителя.



















II. Работа по теме урока


  1. Работа с определениями















  1. Тренировочные упражнения.

Систематизация и обобщение знаний

(работа в парах)










  1. Физминутка.












  1. Тренировочные упражнения.

Систематизация и обобщение знаний

(работа в группах)




- Возьмите карточки и найдите соответствие. Соедините определение с понятием.

Слова, близкие по значению, но противоположные по звучанию

Антонимы

Слова, противоположные по лексическому значению

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Синонимы



-На доске для вас игра «Собери пословицу». К началу пословицы надо найти её окончание. Даю вам время на обсуждение этого задания с соседом по парте. Запишите пословицы в тетрадь.

Новых друзей наживай,

лучше сладкой лжи.

Маленькое дело лучше

а старых не теряй.

Горькая правда

большого безделья.


- Какие слова, противоположные по смыслу, или антонимы, есть в первой пословице? Во второй?


- Есть ещё игра для вас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором быстро отвечайте!

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь (низко).

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь (близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты (нашел).





-Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вскройте ваши конверты и выполните задания.

-Вспомните правила работы в группах.



Прочитай, раскрась слова СИНОНИМЫ

разными карандашами:



неразговорчивый отважный

неудачный алчный

несложный чудесный

жадный молчаливый

смелый ошибочный

прекрасный простой



Прочитай стихотворение Олеси Емельяновой, найди и подчеркни слова АНТОНИМЫ:


Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет.

Хочет подвиг совершить-

Хочет рёву рассмешить!

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, подчеркни:


1.Разочаровался старый дед:

«Доживёшь до сотни лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!

_____________________________________

2. Петя пил чай ледяной

И теперь он весь больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый!

_____________________________________

3. Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон-чёрный, голубь – белый!»

____________________________

Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, подчеркни:

1. Вышел в поле храбрый рыцарь

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка!

_______________________________

2. Вася птичкам сыплет крошки,

Жору все боятся кошки-

Он гоняет их метлой.

Вася-добрый, Жора-злой!

________________________________

3. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.

________________________________


Найди слова-СИНОНИМЫ,

соедини стрелочками:


сиять буря

ветер отец

лгать черта

жаркий потчевать

линия блестеть

метель вьюга

угощать обманывать

свет горячий

Найди слова-АНТОНИМЫ,

соедини стрелочками:


близкий мелкий

крупный чужбина

свет разрешать

родина далёкий

вечер утро

запрещать темнота

начало конец







- Давайте проверим ваши работы.



-Расскажите, как работала ваша группа.

Работа на карточках.

Соединят определения антонимы, синонимы, омонимы.
















Ученики выполняют задания

















Повторяют за учителем движения.








Работают в группах.












Группы обмениваются листами, проверяют и подсчитывают баллы. Каждая группа по очереди зачитывает задание и отвечает


Рассказывают, как работала группа (дружно, все вместе, как организовали работу в группе)








Осуществляют контроль и оценку












Принимают и сохраняют учебные задачи.

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий























Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий



















Высказывают и аргументируют свое мнение

III. Итог урока.

Рефлексия

учебной деятельности

- Наш урок подошёл к концу.

-Какие определения мы сегодня повторили? Для чего нам нужны синонимы и антонимы?


- Какую цель вы для себя поставили, и как она была реализована в ходе урока.


Домашнее задание: карточка

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.


Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебные задачи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!