I. Постановка учебной задачи Организационный момент Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. | -Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на парты, всё ли необходимое вы достали, есть ли те, кто не готов начать урок? - Поставьте личностно значимую цель на урок. - В конце урока мы вернёмся к той цели, которую вы для себя поставили и узнаем, как она была реализована в ходе урока. -Ребята, вы уже заметили, что наш родной язык богат, мелодичен, выразителен. Известный русский писатель К.Г.Паустовский очень хорошо сказал когда-то:«Для всего в русском языке есть множество хороших слов». -Посмотрите на доску и прочитайте слова: смелый, отважный, храбрость, бесстрашный. -Найдите лишнее слово. -Почему оно лишнее? - Измените слово «храбрость», чтобы оно подходило к остальным словам. - Запишите слова в тетрадь. - Что можно сказать про эти слова? -Для чего мы используем эти слова в своей речи? -Как можно сказать о человеке с противоположными качествами? - Как называются слова «смелый – трусливый»? - Посмотрите на слова «Синонимы», «Антонимы», сформулируйте тему урока. - Какие цели поставим перед собой. | Ребята записывают на маленьких листочках личностно значимую цель. (Буду на уроке внимательным; буду стараться; постараюсь не делать ошибок т. д.) 2-3 ученика озвучивают свою цель. Разминка рук при помощи тренажера Су-Джок Лишнее слово храбрость, т.к. все слова признаки предмета, а храбрость отвечает на вопрос что? И является предметом. Это синонимы, помогают назвать качества человека Трусливый, робкий. Антонимы. | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на вопросы учителя. |
II. Работа по теме урока Работа с определениями Тренировочные упражнения. Систематизация и обобщение знаний (работа в парах) Физминутка. Тренировочные упражнения. Систематизация и обобщение знаний (работа в группах) | - Возьмите карточки и найдите соответствие. Соедините определение с понятием. Слова, близкие по значению, но противоположные по звучанию | Антонимы | Слова, противоположные по лексическому значению | Омонимы | Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению | Синонимы | -На доске для вас игра «Собери пословицу». К началу пословицы надо найти её окончание. Даю вам время на обсуждение этого задания с соседом по парте. Запишите пословицы в тетрадь. Новых друзей наживай, | лучше сладкой лжи. | Маленькое дело лучше | а старых не теряй. | Горькая правда | большого безделья. | - Какие слова, противоположные по смыслу, или антонимы, есть в первой пословице? Во второй? - Есть ещё игра для вас. Я начну, а вы кончайте, Хором быстро отвечайте! Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь (низко). Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь (близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь (пол). Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты (нашел). -Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вскройте ваши конверты и выполните задания. -Вспомните правила работы в группах. Прочитай, раскрась слова СИНОНИМЫ разными карандашами: неразговорчивый отважный неудачный алчный несложный чудесный жадный молчаливый смелый ошибочный прекрасный простой | Прочитай стихотворение Олеси Емельяновой, найди и подчеркни слова АНТОНИМЫ: Грустный клоун громко плачет, А весёлый клоун скачет. Хочет подвиг совершить- Хочет рёву рассмешить! | Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, подчеркни: 1.Разочаровался старый дед: «Доживёшь до сотни лет!» Внук ответил: «Никогда! Буду молодым всегда! _____________________________________ 2. Петя пил чай ледяной И теперь он весь больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый! _____________________________________ 3. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон-чёрный, голубь – белый!» ____________________________ | Найди в следующих стихах слова АНТОНИМЫ, подчеркни: 1. Вышел в поле храбрый рыцарь Может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка! _______________________________ 2. Вася птичкам сыплет крошки, Жору все боятся кошки- Он гоняет их метлой. Вася-добрый, Жора-злой! ________________________________ 3. За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы. ________________________________ | Найди слова-СИНОНИМЫ, соедини стрелочками: сиять буря ветер отец лгать черта жаркий потчевать линия блестеть метель вьюга угощать обманывать свет горячий | Найди слова-АНТОНИМЫ, соедини стрелочками: близкий мелкий крупный чужбина свет разрешать родина далёкий вечер утро запрещать темнота начало конец | - Давайте проверим ваши работы. -Расскажите, как работала ваша группа. | Работа на карточках. Соединят определения антонимы, синонимы, омонимы. Ученики выполняют задания Повторяют за учителем движения. Работают в группах. Группы обмениваются листами, проверяют и подсчитывают баллы. Каждая группа по очереди зачитывает задание и отвечает Рассказывают, как работала группа (дружно, все вместе, как организовали работу в группе) | Осуществляют контроль и оценку Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий Высказывают и аргументируют свое мнение |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | - Наш урок подошёл к концу. -Какие определения мы сегодня повторили? Для чего нам нужны синонимы и антонимы? - Какую цель вы для себя поставили, и как она была реализована в ходе урока. Домашнее задание: карточка | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи. |