Целеполагание. | - Какую тему изучали на прошлом уроке русского языка? - Чем гласные звуки отличаются от согласных? СЛАЙД - Какие бывают гласные звуки? - Когда гласный звук будет ударным? - А безударным? На листочках записаны слова: Гуси, ноябрь, шарик, берёза, тигрята, друзья. - Задача детей – поставить ударение в словах. СЛАЙД (самопроверка) - Назовите ударные гласные в словах. - В каждом слове еще остались гласные, кроме ударного. Как их можно назвать? - Подчеркните все безударные гласные в словах. СЛАЙД (самопроверка) - В словах есть опасные места. Как вы думаете, опасным местом является ударный или безударный гласный в слове? - Конечно же, опасным местом в слове является безударный гласный. Учебник стр. 93 - Прочитаем тему урока. - Какую цель поставим на уроке? | - Гласные звуки. - Гласные звуки произносятся голосом; - воздух выходит свободно при произношении, не встречается преград; - гласный звук образует слог. - Ударные и безударные. - Если он находится под ударением. - Если находится без ударения. Ставят ударение в словах. Называют ударные гласные. - Безударные гласные. Мнения детей. Читают тему урока. - Научимся писать слова с безударным гласным в корне слова. |
Объяснение нового материала. | На доске слова: д..жди, г..ра, м..ря. - Прочитаем слова. На примере слова «дожди». Работа на листочках: - Поставьте ударение в слове. - Назовите опасное место в слове. - Подчеркните эту гласную. - Выделим корень в слове. Поберем однокоренные слова. - Какой корень будет в слове? - Прочитаем правило, как же проверить безударную гласную в корне. Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. - Попробуйте подобрать такое слово. - Запишем проверочное слово. - Поставим ударение, выделим корень в слове. Подчеркнем теперь уже ударную гласную в корне. Аналогичная работа с оставшимися словами. | - Безударная гласная «о» или «а». - Дождь, дождик, дождливый. - Дожд. - Дождь. Записывают слово. |
Закрепление пройденного. | Учебник стр. 98 упр. 150 (под цифрой 2) Если останется время: стр. 96 упр. 146 (устно) | Сливы – слива, нож – ножи, снег – снега, винт – винты, хлеб – хлеба, поле – поля, след – следы, ствол – стволы, стриж – стрижи, род – роды. |
Итог урока. | - Как проверить безударную гласную в корне слова? | - Для того, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. |