СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Родственные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Родственные слова»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)






Конспект урока русский язык


Тема: ___________________________________________________________






Наименование образовательной организации:

__________________________________________________________

ФИО учителя: ____________________________________________

Класс: __________________________________________________

Дата проведения: _________________________________________

ФИО студента: ___________________________________________

ФИО методиста: __________________________________________

Допуск к проведению: ______________________________________

«______» ____________________ 20___ г.

Подпись куратора:



Отметка: ____________________

Подпись: ____________________






Рязань, 2020

Урок: Русский язык

Класс: 2 «Л»

Тип: обобщение и закрепление знаний

Тема: Родственные слова

Цель: повторить и обобщить ранее изученный материал

Задачи:

Образовательные:

-знать понятие «родственные слова», «форма слова», «корень»;

-уметь называть понятия;

-знать отличия между формами слова и родственными словами;

-уметь находить в тексе родственные слова и выделять их корни;

Развивающие:

-развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения;

-развивать речь, внимание и память;

-развивать навык письма;

-умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

-повысить мотивацию обучающихся:

-воспитывать познавательный интерес к уроку русского языка;

-воспитывать уважительное отношение к предмету, учителю и одноклассникам;





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1) Мотивация к учебной деятельности.


-Здравствуйте дорогие ребята. Все встали, подровнялись, прозвенел звонок, начинаем урок. Молча поприветствуйте и наших гостей. Тихо сели мальчики, еще тише девочки. Проверьте готовность к уроку. На ваших партах должна лежать тетрадь, учебник, пенал, в котором обязательно лежит синяя ручка и простой карандаш, проверьте у кого чего-то не хватает?

-Ребята, не забывайте про дисциплину и правила поведения на уроке. Нельзя переговариваться, отвечаем лишь по поднятой руке, отвечаем на вопросы учителя стоя и полными ответами, а также выполняем все задания, которые я вам даю.

Приветствуют учителя и гостей

Готовятся к уроку








Повторяют правила поведения на уроке

Слайд 1: приветствие

2) Актуализация знаний.

-Откройте ваши тетради, отступите две строчки от последней работы и запишите число и классная работа. Сегодня 17 ноября.

-Хорошо, посмотрите на доску. Сейчас мы потренируемся в написании буквы О. Но для начала напомните мне правила письма.





-Правильно, сначала посмотрите, как напишу я. Пишем большой овал и малый овал


-Ребята, а теперь запишите вы у себя в тетрадях одну строчку букву Оо, чередуя заглавную и строчную.

-Молодцы, а теперь вспомните слова с буквой О, назовите их.


-Давайте запишем несколько слов на следующей строчке: Окно, молоко, Ольга, комната.

-Как будем начинать писать слово с новой строчки?

-Верно.

-Хорошо, а теперь у каждого из вас на парте лежит листок. Проверьте, у кого нет? Сейчас мы проведем маленький словарный диктант. Но для начала подпишите листок. Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте правильно каллиграфическим почерком: КАРМАН, ИНЕЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗАЯЦ, ЖЕЛАТЬ, ДО СВИДАНИЯ, ДЕЖУРНЫЙ БЫСТРО.

-Возьмите любой пишущий инструмент другого цвета. Поменяйтесь в парах листочками и проверьте работу соседа по эталону со слайда. Зачеркните ошибки, если они имеются и напишите правильную букву сверху.

-А теперь посчитайте количество ошибок у соседа. У кого нет ни одной ошибки или одна, поставьте отметку 5. У кого 2-3 ошибки – 4. У кого 4 ошибки – 3. У кого больше 4 ошибок -2.

-Ребята, поменяйтесь обратно листочками. Посмотрите свои ошибки. Повторите дома изученные словарные слова еще раз. Те, у кого 5 вы большие молодцы. После звонка сдайте листочки мне на стол.

Записывают число и классная работа.




-Спина прямая

-Тетрадь под наклоном

-Соблюдаем расстояние между буквами

-Следим за шириной букв



Смотрят, как писать букву



Записывают букву


-молоко, Ольга, комната, дорога, окно





-С заглавной буквы

Записывают слова один у доски, остальные в тетрадях



Словарный диктант








Парная проверка

На доске:

17 ноября

Классная работа







Пишу заглавную и строчную букву Оо











Работа у доски








Слад 2: парная проверка по эталону














3) Постановка цели и задач урока.


-Вспомните, какую тему вы изучали последней?

-Правильно. И сегодня мы продолжим работу с этой темой.

-…, прочитай цель нашего урока.



-Спасибо. И задачи, которые мы будем реализовывать на уроке следующие:

-знать понятие «родственные слова», «форма слова», «корень»;

-уметь называть понятия;

-знать отличия между формами слова и родственными словами;

-уметь находить в тексе родственные слова и выделять их корни;

-Родственные слова



Цель урока: повторить и обобщить ранее изученный материал по теме «Родственные слова»

Слайд 3: тема и цель







Слайд 4: задачи

4) Применение знаний в новой ситуации.


-Откройте учебник на странице 95. Давайте выполним упражнение 66. …, прочитай стихотворение.

-Спасибо, какие слова выделены? Прочитайте их.

-А можем ли мы утверждать, что слова, которые мы назвали являются родственными?

-А какие слова называются родственными?



-Давайте запишем эти слова в строчку и выделим их корень. Запишите на следующей строчке по середине упр.66. и на следующей выделенные слова.

-А пока вы выполняете это задание, кто мне напомнит мне, что такое корень?







-Молодцы, правильно. Я вижу, что вы достаточно хорошо усвоили эту тему. Теперь выполним устно упражнение 67.


-Какой слово лишнее? Почему?


-Правильно, ребята, а есть ли в этом ряду слово, которое является формой слова ДОЖДЬ?

-А что такое форма слова?





-Какой окончание у слова дождь?

-А у слова к дождям?

-Запишите эту пару слов в тетради на следующей строчке без упражнения, выделив у них корень, основу и окончание.

Открывают учебник, и один ученик читает стихотворение



-Дождик, дождевик, дождь


-Да

-У которых разная основа, общая часть (корень) и они близки по смыслу


Один у доски, остальные в тетради.



-Общая часть родственных слов

-Дождь- все слово корень, основа все слово

Дождик- корень дожд, основа все слово

Дождевик- корень дожд, основа все слово



Дождь, дождевой, дождался, к дождям, дождливая

-Дождался- другой смысл и корень.


-Да, к дождям

-Это одно и тоже слово (общая основа) с измененным окончанием, а именно изменение слова по падежам и числам.

-Нулевое

-Ям

Записывают в тетради


Физминутка

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.

5) Обобщение и систематизация знаний.


-Итак мы назвали три понятия, которые связаны с этой темой. Их нельзя путать, поэтому я повешу их на доске, чтобы вам в дальнейшем было легче.








-Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вы все сидите по рядам и у каждого ряда будет свое задание. Я раздала вам на пару карточку. Выполните задание, соблюдая правила работы в паре, которые вы все знаете, и они представлены на слайде. На выполнение я даю вам 5 минут.

-Хорошо, я вижу, что все уже справились. Теперь необходимо проверить правильность выполнения работы. Выберите одного ученика от каждого ряда, чтобы он представил выполненное задание и сверьте с эталоном на слайде.

















Выполняют работу в парах

Родственные слова — это слова, у которых разная основа, общая часть (корень) и они близки по смыслу

Корень слова — это общая часть родственных слов

Фора слова — это одно и тоже слово (общая основа) с измененным окончанием, а именно изменение слова по падежам и числам




Слайд 5: правила парной работы








Слайд 6: проверка парной работы по эталону

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


-Молодцы, ребята. Я еще раз убедилась, что вы достаточно хорошо усвоили материал по теме «Родственные слова». Надеюсь, в паре вы соблюдали все правила, которые были указаны в памятке, помогали друг другу. А сейчас я бы хотела проверить насколько хорошо вы усвоили этот материал по отдельности. Поэтому сейчас у вас самостоятельная работа буквально на 3-4 минуты.

-Сдайте свои работы с последних парт на первые на три. Один-два-три. Больше работ я не принимаю.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.


7) Подведение итогов урока и рефлексия учебной деятельности.


-Откройте свои дневники. Домашнее задание упражнение 71.

-Ребята, давайте еще раз повторим основные понятия этой темы.

-Что такое родственные слова? Форма слова? Корень?

-Молодцы. Поставьте руку на локоток те, кто уверен, что усвоил этот материал. Кто думает, что сегодня мы поработали качественно и трудностей в каких-либо сложностях в этой теме больше не возникнет.

-Таак, а теперь поставьте руку на локоток те, у кого остались вопросы, кто не до конца усвоил этот материал и у кого до сих пор возникают сложности.

-Вы сегодня отлично работали, спасибо за урок. Можете готовиться к следующему уроку.







Рефлексируют свою деятельность









Разбор вопросов по теме


Родственные слова — это слова, у которых разная основа, общая часть (корень) и они близки по смыслу.



Корень слова — это общая часть родственных слов.



Форма слова — это одно и тоже слово (общая основа) с измененным окончанием, а именно изменение слова по падежам и числам.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

  1. Зачеркни лишние слова и объясни почему они лишние.

  2. У всех родственный слов выдели корень и основу.


Лес, лесной, лесник, лесок, леска, лесничий, лестница

  1. Подчеркни родственные слова и обведи в кружок разные формы одного и того же слова.

  2. Выдели у всех слов корень и основу.


Трава, травка, травяной, травяные, в травку, травы

  1. Подбери 3 родственных и 3 формы слова к слову:

  2. Выдели у всех слов корень и основу.


Дом Вода

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________



1 ряд

2 ряд

3 ряд

  1. Зачеркни лишние слова и объясни почему они лишние.

  2. У всех родственный слов выдели корень и основу.


Лес, лесной, лесник, лесок, леска, лесничий, лестница

  1. Подчеркни родственные слова и обведи в кружок разные формы одного и того же слова.

  2. Выдели у всех слов корень и основу.


Трава, травка, травяной, травяные, в травку, травы

  1. Подбери 3 родственных и 3 формы слова к слову:

  2. Выдели у всех слов корень и основу.


Дом Вода

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________




Ф. И._______________________________________________________________

Вариант -1

1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень.

Заяц родился летом. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо. Скоро он окреп и вырос. Начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил.

_____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________


2. В словах каждой строчки найдите лишнее слово, зачеркните его, у всех родственных слов выделите корень.

горе, горевать, гора, горюшко


цветок, цветочный, цвет, цветочница


больница, боль, больной, большой

Ф.И._______________________________________________________________

Вариант -2

1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень.

В нашем саду появился ёж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ёжик и в сумерки. Вечером Алёша увидел ежиху. Мать искала малыша. Алеша принёс ёжика и бережно поставил его на землю.

___________________________________________________________________


___________________________________________________________________


2. В словах каждой строчки найди лишнее слово, вычеркни его, у всех родственных слов выдели корень.

водитель, водица, водный, вода.


говор, разговор, воришка, говорит.


поле, поляна, полка, полевой.

Ф. И._______________________________________________________________

Вариант -1

1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень.

Заяц родился летом. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо. Скоро он окреп и вырос. Начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил.

_____________________________________________________________________


_____________________________________________________________________


2. В словах каждой строчки найдите лишнее слово, зачеркните его, у всех родственных слов выделите корень.

горе, горевать, гора, горюшко


цветок, цветочный, цвет, цветочница


больница, боль, больной, большой

Ф.И._______________________________________________________________

Вариант -2

1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень.

В нашем саду появился ёж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ёжик и в сумерки. Вечером Алёша увидел ежиху. Мать искала малыша. Алеша принёс ёжика и бережно поставил его на землю.

___________________________________________________________________


___________________________________________________________________


2. В словах каждой строчки найди лишнее слово, вычеркни его, у всех родственных слов выдели корень.

водитель, водица, водный, вода.


говор, разговор, воришка, говорит.


поле, поляна, полка, полевой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!