Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1) Мотивация к учебной деятельности. | -Здравствуйте дорогие ребята. Все встали, подровнялись, прозвенел звонок, начинаем урок. Молча поприветствуйте и наших гостей. Тихо сели мальчики, еще тише девочки. Проверьте готовность к уроку. На ваших партах должна лежать тетрадь, учебник, пенал, в котором обязательно лежит синяя ручка и простой карандаш, проверьте у кого чего-то не хватает? -Ребята, не забывайте про дисциплину и правила поведения на уроке. Нельзя переговариваться, отвечаем лишь по поднятой руке, отвечаем на вопросы учителя стоя и полными ответами, а также выполняем все задания, которые я вам даю. | Приветствуют учителя и гостей Готовятся к уроку Повторяют правила поведения на уроке | Слайд 1: приветствие |
2) Актуализация знаний. | -Откройте ваши тетради, отступите две строчки от последней работы и запишите число и классная работа. Сегодня 17 ноября. -Хорошо, посмотрите на доску. Сейчас мы потренируемся в написании буквы О. Но для начала напомните мне правила письма. -Правильно, сначала посмотрите, как напишу я. Пишем большой овал и малый овал -Ребята, а теперь запишите вы у себя в тетрадях одну строчку букву Оо, чередуя заглавную и строчную. -Молодцы, а теперь вспомните слова с буквой О, назовите их. -Давайте запишем несколько слов на следующей строчке: Окно, молоко, Ольга, комната. -Как будем начинать писать слово с новой строчки? -Верно. -Хорошо, а теперь у каждого из вас на парте лежит листок. Проверьте, у кого нет? Сейчас мы проведем маленький словарный диктант. Но для начала подпишите листок. Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте правильно каллиграфическим почерком: КАРМАН, ИНЕЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЗАЯЦ, ЖЕЛАТЬ, ДО СВИДАНИЯ, ДЕЖУРНЫЙ БЫСТРО. -Возьмите любой пишущий инструмент другого цвета. Поменяйтесь в парах листочками и проверьте работу соседа по эталону со слайда. Зачеркните ошибки, если они имеются и напишите правильную букву сверху. -А теперь посчитайте количество ошибок у соседа. У кого нет ни одной ошибки или одна, поставьте отметку 5. У кого 2-3 ошибки – 4. У кого 4 ошибки – 3. У кого больше 4 ошибок -2. -Ребята, поменяйтесь обратно листочками. Посмотрите свои ошибки. Повторите дома изученные словарные слова еще раз. Те, у кого 5 вы большие молодцы. После звонка сдайте листочки мне на стол. | Записывают число и классная работа. -Спина прямая -Тетрадь под наклоном -Соблюдаем расстояние между буквами -Следим за шириной букв Смотрят, как писать букву Записывают букву -молоко, Ольга, комната, дорога, окно -С заглавной буквы Записывают слова один у доски, остальные в тетрадях Словарный диктант Парная проверка | На доске: 17 ноября Классная работа Пишу заглавную и строчную букву Оо Работа у доски Слад 2: парная проверка по эталону |
3) Постановка цели и задач урока. | -Вспомните, какую тему вы изучали последней? -Правильно. И сегодня мы продолжим работу с этой темой. -…, прочитай цель нашего урока. -Спасибо. И задачи, которые мы будем реализовывать на уроке следующие: -знать понятие «родственные слова», «форма слова», «корень»; -уметь называть понятия; -знать отличия между формами слова и родственными словами; -уметь находить в тексе родственные слова и выделять их корни; | -Родственные слова Цель урока: повторить и обобщить ранее изученный материал по теме «Родственные слова» | Слайд 3: тема и цель Слайд 4: задачи |
4) Применение знаний в новой ситуации. | -Откройте учебник на странице 95. Давайте выполним упражнение 66. …, прочитай стихотворение. -Спасибо, какие слова выделены? Прочитайте их. -А можем ли мы утверждать, что слова, которые мы назвали являются родственными? -А какие слова называются родственными? -Давайте запишем эти слова в строчку и выделим их корень. Запишите на следующей строчке по середине упр.66. и на следующей выделенные слова. -А пока вы выполняете это задание, кто мне напомнит мне, что такое корень? -Молодцы, правильно. Я вижу, что вы достаточно хорошо усвоили эту тему. Теперь выполним устно упражнение 67. -Какой слово лишнее? Почему? -Правильно, ребята, а есть ли в этом ряду слово, которое является формой слова ДОЖДЬ? -А что такое форма слова? -Какой окончание у слова дождь? -А у слова к дождям? -Запишите эту пару слов в тетради на следующей строчке без упражнения, выделив у них корень, основу и окончание. | Открывают учебник, и один ученик читает стихотворение -Дождик, дождевик, дождь -Да -У которых разная основа, общая часть (корень) и они близки по смыслу Один у доски, остальные в тетради. -Общая часть родственных слов -Дождь- все слово корень, основа все слово Дождик- корень дожд, основа все слово Дождевик- корень дожд, основа все слово Дождь, дождевой, дождался, к дождям, дождливая -Дождался- другой смысл и корень. -Да, к дождям -Это одно и тоже слово (общая основа) с измененным окончанием, а именно изменение слова по падежам и числам. -Нулевое -Ям Записывают в тетради | |
Физминутка Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. |
5) Обобщение и систематизация знаний. | -Итак мы назвали три понятия, которые связаны с этой темой. Их нельзя путать, поэтому я повешу их на доске, чтобы вам в дальнейшем было легче. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Вы все сидите по рядам и у каждого ряда будет свое задание. Я раздала вам на пару карточку. Выполните задание, соблюдая правила работы в паре, которые вы все знаете, и они представлены на слайде. На выполнение я даю вам 5 минут. -Хорошо, я вижу, что все уже справились. Теперь необходимо проверить правильность выполнения работы. Выберите одного ученика от каждого ряда, чтобы он представил выполненное задание и сверьте с эталоном на слайде. | Выполняют работу в парах | Родственные слова — это слова, у которых разная основа, общая часть (корень) и они близки по смыслу Корень слова — это общая часть родственных слов Фора слова — это одно и тоже слово (общая основа) с измененным окончанием, а именно изменение слова по падежам и числам Слайд 5: правила парной работы Слайд 6: проверка парной работы по эталону |
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Молодцы, ребята. Я еще раз убедилась, что вы достаточно хорошо усвоили материал по теме «Родственные слова». Надеюсь, в паре вы соблюдали все правила, которые были указаны в памятке, помогали друг другу. А сейчас я бы хотела проверить насколько хорошо вы усвоили этот материал по отдельности. Поэтому сейчас у вас самостоятельная работа буквально на 3-4 минуты. -Сдайте свои работы с последних парт на первые на три. Один-два-три. Больше работ я не принимаю. | Выполняют самостоятельную работу по вариантам. | |
7) Подведение итогов урока и рефлексия учебной деятельности. | -Откройте свои дневники. Домашнее задание упражнение 71. -Ребята, давайте еще раз повторим основные понятия этой темы. -Что такое родственные слова? Форма слова? Корень? -Молодцы. Поставьте руку на локоток те, кто уверен, что усвоил этот материал. Кто думает, что сегодня мы поработали качественно и трудностей в каких-либо сложностях в этой теме больше не возникнет. -Таак, а теперь поставьте руку на локоток те, у кого остались вопросы, кто не до конца усвоил этот материал и у кого до сих пор возникают сложности. -Вы сегодня отлично работали, спасибо за урок. Можете готовиться к следующему уроку. | Рефлексируют свою деятельность Разбор вопросов по теме | |
Ф. И._______________________________________________________________ Вариант -1 1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень. Заяц родился летом. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо. Скоро он окреп и вырос. Начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. В словах каждой строчки найдите лишнее слово, зачеркните его, у всех родственных слов выделите корень. горе, горевать, гора, горюшко цветок, цветочный, цвет, цветочница больница, боль, больной, большой | Ф.И._______________________________________________________________ Вариант -2 1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень. В нашем саду появился ёж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ёжик и в сумерки. Вечером Алёша увидел ежиху. Мать искала малыша. Алеша принёс ёжика и бережно поставил его на землю. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 2. В словах каждой строчки найди лишнее слово, вычеркни его, у всех родственных слов выдели корень. водитель, водица, водный, вода. говор, разговор, воришка, говорит. поле, поляна, полка, полевой. |
Ф. И._______________________________________________________________ Вариант -1 1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень. Заяц родился летом. Шёрстка у зайчика была серая и пушистая. Зайчиха приказала зайчонку лежать тихо. Скоро он окреп и вырос. Начал есть сочную траву и бегать по лесу. Он познакомился с птицами и лесными зверьками. Так зайчишка жил и не тужил. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. В словах каждой строчки найдите лишнее слово, зачеркните его, у всех родственных слов выделите корень. горе, горевать, гора, горюшко цветок, цветочный, цвет, цветочница больница, боль, больной, большой | Ф.И._______________________________________________________________ Вариант -2 1. Выпиши из текста все родственные слова. Выдели корень. В нашем саду появился ёж. Каждый вечер он появлялся около летней кухни. Приходил ёжик и в сумерки. Вечером Алёша увидел ежиху. Мать искала малыша. Алеша принёс ёжика и бережно поставил его на землю. ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 2. В словах каждой строчки найди лишнее слово, вычеркни его, у всех родственных слов выдели корень. водитель, водица, водный, вода. говор, разговор, воришка, говорит. поле, поляна, полка, полевой. |