СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Род имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Род имен существительных"»

Муниципальное образование Щербиновский район, станица Старощербиновская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 имени полного кавалера орденов Славы

Павла Ильича Арчакова муниципального образования

Щербиновский район станица Старощербиновская











Технологическая карта

по русскому языку

тема: «Род имен существительных»



Подготовила:

Мудрая Дарья







2019



Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

(орг. момент)

Здравствуйте ребята. Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Начинаем урок русского языка. В русском языке очень много разных тайн. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете в роли исследователей.

- Кто такие исследователи?

- Как думаете, что мы будем исследовать?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.





Те кто ищут что-то новое.

Будем исследовать что – то новое, неизвестное нам.

Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:- формирование умения слушать и слышать.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков?

Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Поиграем в игру «Да – нетка».

Перед вами карточки синего цвета. На них записаны вопросы. Если вы согласны, т - хлопаете, если не согласны – топаем.

1. Имя существительное – это часть речи?

2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что?

4. Имена сущ. обозначают действие предмета?

5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными?

6. Имена сущ. обозначают предмет?

7. Имена сущ. изменяются по числам?

8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными?

9. Имена сущ. изменяются по родам?

10. У имён сущ. два рода?

Имя существительное.







+

-

+

-

+

+


Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог.

Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

Регулятивные: умение работать в коллективе.

Выявление места и причины затруднения

- Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?




- Где вы затруднились? Почему?

Проверяли знания об имени существительном.

Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных.

Не знаем, что такое род имён существительных.

Личностные: структурируют свои знания.

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: умеют определять тему и цель урока.

Построение проекта выхода затруднения

- Кто попробует назвать тему нашего урока?

- Что нам надо сделать?

- Какие задачи поставим перед собой?

- используйте игру – подсказку « Хочу…»

Узнать…

Научиться…

Применять…

Тема урока « Род имён существительных»

Задачи: узнать какого рода бывают имена существительные; научиться определять род имён существительных; применять новое знание при выполнении заданий.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу.

Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Физминутка

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).



Реализация построенного проекта

Для того чтобы найти ответы на поставленные задачи. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Видеоролик

Сколько родов в русском языке?

Сделайте вывод: какого рода бывают имена существительные?

В чём секрет принцессы?

- Откройте учебники и прочитайте правило.

(Работа по учебнику)

-Что нового узнали ещё из правила?





Какие мы задачи с вами решили?


Над какой задачей нам надо ещё поработать?

- Приступаем к выполнению этой задачи.



3 рода в русском языке.


Женского, мужского и среднего рода.

С помощью слов – помощников принцесса быстро научилась определять род имён существительных.

Он - мой, она – моя, оно – моё.

По родам имена существительные не изменяются, т.е. род - это постоянный признак имён существительных. Каждое существительное может быть только мужского рода, женского рода, среднего рода.

Мы узнали сколько родов у имени существительного, учились определять этот род.

Применять новое знание при выполнении заданий.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу.

Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение; строят понятные для партнёра высказывания.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

В учебнике найдите упражнение 39. На стр.25. Прочитайте задание. Что нужно сделать.

А теперь давайте выделим окончания.

Назовите окончания имен существительных мужского рода?

- женского?

- среднего?

Как вы думаете, можно ли определить род существительного по его окончанию?

Почему?

Читают слова. Распределяют слова по группам.


М.р.- дядя, стол, дедушка, мальчик, диван.

Ж.р. – волна, земля, девочка, метель.

С.р. – гнездо, море, пальто, солнце, платье.










А,Я.

А,Я.

О,Е.

Можно, потому что у каждого рода свое окончание.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу.

Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение; строят понятные для партнёра высказывания.


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполните задание в парах: вписать пропущенные слова в пословицы и определить у этих слов род.

Волков бояться в ….. не ходить.

Труд человека кормит, а …..портит.

Скучен …… до вечера, коли делать нечего.

Вся …….. на месте, так и душа на месте.

Язык болтает, а ……… не знает.


Выполняют задание на карточках.

Проверяют себя по эталону. Оценивают знаками:

«!»– всё выполнено правильно, без ошибок;

«+» - есть 1 – 2 ошибки;

«?» - выполнено неправильно, 3 и более ошибок.

Личностные: проявляют интерес и воображение в процессе написания предложений.

Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу.

Закрепление

Игра « Круговая почта»: многие из вас, наверно, получали письма и сами их писали. Сейчас, мы проведём игру. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку следующему ученику. Следующий должен проверить правильно ли определил род имени существительного его сосед и определяет род следующего слова. И так до конца, пока не дойдём до последнего ученика.

Тест.

Сколько родов имеет имя существительное?

Какие слова помощники вы узнали?

Небо, село, одеяло – это слова ….. рода?

Ласточка, колея, малина- это слова ….. рода?

Кирпич, судя, дедушка—это слова ….. рода?


Личностные: проявляют интерес и воображение в процессе написания предложений.

Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Информация о домашнем задании

1. выписать из словаря по 5 имён существительных каждого рода.

2. нарисовать по 3 предмета каждого рода.

Записывают домашнеезадание.


Рефлексия учебной деятельности на уроке

- В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их?

- Чему научились на уроке?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам.

Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали род имён существительных. Со всеми поставленными задачами справились. Результат достигнут, хорошо выполнили самостоятельную работу.

Личностные:

- развитие способности к самооценке



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!