Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности (орг. момент) | Здравствуйте ребята. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Начинаем урок русского языка. В русском языке очень много разных тайн. Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете в роли исследователей. - Кто такие исследователи? - Как думаете, что мы будем исследовать? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Те кто ищут что-то новое. Будем исследовать что – то новое, неизвестное нам. | Личностные:- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные:- формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Какую часть речи мы изучаем в ходе последних уроков? Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. Поиграем в игру «Да – нетка». Перед вами карточки синего цвета. На них записаны вопросы. Если вы согласны, т - хлопаете, если не согласны – топаем. 1. Имя существительное – это часть речи? 2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое? 3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что? 4. Имена сущ. обозначают действие предмета? 5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными? 6. Имена сущ. обозначают предмет? 7. Имена сущ. изменяются по числам? 8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными? 9. Имена сущ. изменяются по родам? 10. У имён сущ. два рода? | Имя существительное. + - + - + + | Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог. Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Регулятивные: умение работать в коллективе. |
Выявление места и причины затруднения | - Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли? - На все ли вопросы вы смогли ответить? - Где вы затруднились? Почему? | Проверяли знания об имени существительном. Не смогли ответить на последние два вопроса, связанные с родом имён существительных. Не знаем, что такое род имён существительных. | Личностные: структурируют свои знания. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Регулятивные: умеют определять тему и цель урока. |
Построение проекта выхода затруднения | - Кто попробует назвать тему нашего урока? - Что нам надо сделать? - Какие задачи поставим перед собой? - используйте игру – подсказку « Хочу…» Узнать… Научиться… Применять… | Тема урока « Род имён существительных» Задачи: узнать какого рода бывают имена существительные; научиться определять род имён существительных; применять новое знание при выполнении заданий. | Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу. Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания. |
Физминутка | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). | | |
Реализация построенного проекта | Для того чтобы найти ответы на поставленные задачи. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Видеоролик Сколько родов в русском языке? Сделайте вывод: какого рода бывают имена существительные? В чём секрет принцессы? - Откройте учебники и прочитайте правило. (Работа по учебнику) -Что нового узнали ещё из правила? Какие мы задачи с вами решили? Над какой задачей нам надо ещё поработать? - Приступаем к выполнению этой задачи. | 3 рода в русском языке. Женского, мужского и среднего рода. С помощью слов – помощников принцесса быстро научилась определять род имён существительных. Он - мой, она – моя, оно – моё. По родам имена существительные не изменяются, т.е. род - это постоянный признак имён существительных. Каждое существительное может быть только мужского рода, женского рода, среднего рода. Мы узнали сколько родов у имени существительного, учились определять этот род. Применять новое знание при выполнении заданий. | Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу. Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: формулируют собственное мнение; строят понятные для партнёра высказывания. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | В учебнике найдите упражнение 39. На стр.25. Прочитайте задание. Что нужно сделать. А теперь давайте выделим окончания. Назовите окончания имен существительных мужского рода? - женского? - среднего? Как вы думаете, можно ли определить род существительного по его окончанию? Почему? | Читают слова. Распределяют слова по группам. М.р.- дядя, стол, дедушка, мальчик, диван. Ж.р. – волна, земля, девочка, метель. С.р. – гнездо, море, пальто, солнце, платье. А,Я. А,Я. О,Е. Можно, потому что у каждого рода свое окончание. | Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу. Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: формулируют собственное мнение; строят понятные для партнёра высказывания. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполните задание в парах: вписать пропущенные слова в пословицы и определить у этих слов род. Волков бояться в ….. не ходить. Труд человека кормит, а …..портит. Скучен …… до вечера, коли делать нечего. Вся …….. на месте, так и душа на месте. Язык болтает, а ……… не знает. | Выполняют задание на карточках. Проверяют себя по эталону. Оценивают знаками: «!»– всё выполнено правильно, без ошибок; «+» - есть 1 – 2 ошибки; «?» - выполнено неправильно, 3 и более ошибок. | Личностные: проявляют интерес и воображение в процессе написания предложений. Познавательные: целенаправленно слушать учителя(одноклассников), решая познавательную задачу. |
Закрепление | Игра « Круговая почта»: многие из вас, наверно, получали письма и сами их писали. Сейчас, мы проведём игру. Первый ученик определяет род первого слова и передаёт карточку следующему ученику. Следующий должен проверить правильно ли определил род имени существительного его сосед и определяет род следующего слова. И так до конца, пока не дойдём до последнего ученика. Тест. Сколько родов имеет имя существительное? Какие слова помощники вы узнали? Небо, село, одеяло – это слова ….. рода? Ласточка, колея, малина- это слова ….. рода? Кирпич, судя, дедушка—это слова ….. рода? | | Личностные: проявляют интерес и воображение в процессе написания предложений. Регулятивные: выполняют учебное задание по алгоритму; осуществляют взаимопроверку при выполнении учебного задания. |
Информация о домашнем задании | 1. выписать из словаря по 5 имён существительных каждого рода. 2. нарисовать по 3 предмета каждого рода. | Записывают домашнеезадание. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке? - Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их? - Чему научились на уроке? Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам. | Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали род имён существительных. Со всеми поставленными задачами справились. Результат достигнут, хорошо выполнили самостоятельную работу. | Личностные: - развитие способности к самооценке |