СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции» (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Дата проведения: 10.12.2018

Цель: формирование знаний о сложном пути становления Франции как мощного государства, о ее непростых страницах истории.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции» (7 класс)»

Тема: «Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции».

Дата проведения: 10.12.2018

Цель: формирование знаний о сложном пути становления Франции как мощного государства, о ее непростых страницах истории.

Задачи: создать на уроке условия для:  1.Образовательные: усвоения знаний об истории укрепления в XVI веке во Франции абсолютной монархии, анализа событий религиозных войн.

2.Коррекционно-развивающие: координации и развития умения работать с учебником; умения анализировать репродукции исторических картин.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся уважение к культуре и вере других народов, прививать толерантное и гуманное отношение к представителям различных конфессий.

Основные термины и понятия: гугенот, Варфоломеевская ночь, абсолютизм, серый кардинал.

Учебник «Всеобщая история, История нового времени, 1500-1800», 7 класс, Юдовская А.Я., 2015.;

Тип урока: урок изучения нового материала.

КОНСПЕКТ УРОКА

Организационный момент: приветствие, позитивный настрой на работу, девиз урока.

Актуализация опорных знаний учащихся:

Обратите внимание на доску. Мы с вами видим 3 репродукции (архитектура Франции, Ватикан, религиозные войны).

- Скажите, что может их объединять?

- Какие ассоциации у вас возникают?

- Как вы думаете, о какой стране сегодня на уроке пойдет речь?

- О каких событиях мы с вами будем говорить?

(Франция, Реформация, религиозная война)

Действительно, сегодня мы совершим путешествие в прошлое страны Лувра,

Эйфелевой башни, узнаем много нового для себя.

Проверка домашнего задания:

Снова давайте обратим внимание на доску. Вашему вниманию представлена таблица. Она дана вам на ваших рабочих листах.

Сравнительный анализ Реформации в странах Европы

1 Территория

Германия

Франция

2.Вероисповедание

лютеранство


3.Участники

Крестьяне бюргерство, князья


4.Причины

Недовольство католической

церковью


5. Особенности

1524-1525-Крестьянская война

Религиозные войны между католиками и протестантами


6.Итоги

Аугсбургский мир,1555г


- О чем идет речь в первой колонке? О какой стране? ( о Реформации в

Германии, ее особенностях и итоге).

Изучение нового материала:

Вторая колонка пуста. Поэтому на протяжении урока мы должны будем ее

заполнять.

Первую запись мы уже можем сделать.

Запишите в первую колонку название государства – Франция (работа с исторической картой).

Учитель:

- Какой вопрос у вас возникает?

(Как происходила Реформация во Франции? Каковы ее особенности?)

Ответ на этот вопрос мы должны найти в течение этого урока.

Тема нашего урока: «Религиозные войны и усиление королевской власти во Франции» (запись в тетрадь).

Учитель:

– Какие имеющиеся у нас знания пригодятся для решения нашей новой

проблемы?

Можно ожидать от детей следующих предположений:

+ что такое монархия, король?

Вспомним, что мы знаем из истории средневековой Франции?

(Во Франции после Столетней войны начинается процесс становления

абсолютизма).

Учитель:

- Что такое абсолютизм?

(Абсолютизм- форма правления, при которой вся власть принадлежит

одному правителю, монарху.)

Учитель:

-Каковы признаки абсолютизма?

1.Распространение Реформации во Франции.

В начале 16 века во Франции стал распространяться кальвинизм.

Учитель:

- Вспомните, каковы его особенности?

Узнаем, кто сочувствовал протестантизму.

Перед вами выступят жители Франции 16 века.

А вы, слушая их, заполните таблицу, которую видите на доске.

Выделите причины поддержки кальвинизма разными слоями

населения. (Заполнение таблицы)

Слои населения

Причины поддержки кальвинизма

Представители старой

знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости.

Часть дворянства

Дворянство, особенно обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви.

Часть горожан и первые

буржуа-предприниматели

Хотели вернуть городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни.

Некоторая часть

крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви.

Учитель:

Итак, наши герои поддержали кальвинизм. Подведем итог, чем он их

привлекал.

(Церковь была более дешевой, богослужения велись на родном языке.)

Мы можем заполнить вернуться к нашей таблице и заполнить следующие

строки.

«Участники» - старая знать, дворяне, горожане и крестьяне.

- В чем причины их сочувствия кальвинизму?

Они были недовольны усилением королевской власти, ростом поборов.

Кальвинисты во Франции стали называться гугеноты.

Запись в тетрадь: ГУГЕНОТЫ- это французские кальвинисты.

Начало религиозных воин.

Учитель:

Во Франции, как мы уже выяснили не было сильной королевской власти. На троне сменяли друг друга представители из династии Валуа, но не было человека с государственным умом.

Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли «некоронованный король Парижа». Именно и с именем этого человека связывают начало религиозных воин.

В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси, устроил кровавую расправу над мирными гугенотами.

Этот случай и стал поводом для начала религиозных воин, которые длились более тридцати лет.

(Запись в тетрадь – 1562-1598 гг религиозная война во Франции)

А теперь я предлагаю обратить внимание на правовое положение католиков и гугенотов.

- Кто из них бол более бесправными?

(Работа с учебником стр 127. –первая кровь)

(Если сравнить правовое положение католиков и гугенотов, то бесправной стороной были последние. Начиная с 20-х годов 16 века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков были король, Париж и основная масса населения страны.)

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов.

Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивал

Организация работы с учебником: «Варфоломеевская ночь»

Учитель:

В истории бывали случаи, которые со временем становились фразеологизмами.

Можете ли вы привести пример?

- Слышали ли вы когда-нибудь выражение «Варфоломеевская ночь»?

- Знаете ли вы его значение?

(Варфоломеевской ночью называется стремительная и массовая расправа над противником, происходящая с использованием нечестных, подлых методов.)

Это выражение происходит от самого страшного события за все 36 лет войн

(рассказ сопровождается показом картины). Что вы видите на картине?

- Какие эмоции и чувства отразил художник?

Король Карл IX принял решение закончить войну, примирить обе стороны, скрепив мир брачным союзом. Он отдал в жены предводителю гугенотов Генриху Наварра свою сестру Маргариту. На свадьбу в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользовавшись ситуацией.

В ночь перед праздником Святого Варфоломея (23 августа) шайки убийц организовали избиение гугенотов. Ночью толпы «добрых католиков» врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Резня продолжалась 3 дня.

Запись в тетради: словарная статья «Варфоломеевская ночь».

« Добрый король» Генрих IV Наваррский

Учитель:

После смерти Карла IХ французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавил Генрих Гиз, а протестантов – Генрих Наварра.

В ночь Святого Варфоломея Генрих Наварра вынужден был отречься от протестантизма.

Прослушайте видеофрагмент о нем: Взойдя на престол, Генрих Наваррский вновь отрекся от протестантской веры, приняв католицизм.

- Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих IV? Почему?

В 1598 г Генрих IV подписал важный документ –Нантский эдикт.

На странице 132 учебника дан фрагмент этого документа. Прочтите, выделите положения, уравнивающие гугенотов в правах с католиками.

Подведение итогов урока:

Учитель:

Итак, мы можем закончить заполнение нашей таблицы и подвести небольшие итог.

Генрих IV остался в истории Франции как «добрый король».

- Чем он заслужил такую оценку?

Из учебника приведите доказательства, что эта оценка верна.

1) при нём Франция закончила воевать с Испанией;

2) снизил прямой налог с крестьян;

3) запретил арестовывать крестьян за долги и забирать у него скот;

4) покровительствовал развитию торговли и мануфактуры;

5) при нём было открыто много королевских мануфактур;

6) участвовал сам в создании купеческих компаний;

7) улучшилась жизнь народа;

8) удалось преодолеть вызванную религиозной войной разруху.

– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?

Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности:

наибольшее участие в них приняли дворяне и горожане. Стране удалось выйти из полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством континентальной Европы

После смерти Генриха IV. Престол

перешел к его малолетнему сыну. В 1624 году министром короля стал кардинал Ришелье.

Оценивание работы класса.

Домашнее задание: параграф 14 читать, составить словарную статью о кардинале Ришелье.

Подготовиться к контрольной работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!