СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Религия древних египтян"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан на тему "Религия древних египтян"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Религия древних египтян"»

Ход урока.

Организационный момент.

Психологическая установка на урок.

Учитель: (Слайд 1)

Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок.

Здравствуйте, присаживайтесь.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего Египта о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации и благодаря этому вы узнали много нового и интересного. А сегодня мы с вами повторим, закрепим ваши знания о Древнем Египте с помощью викторины .Вы должны ответить на вопросы и за правильный ответ буду раздавать жетончики. У кого больше жетонов, тот получит соответствующую оценку. Я желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников. Я уверена, у нас всё получится.През-викторина

Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид и продолжим изучать государство, которое располагается на берегу Нила.

и будем разговаривать о ……..

А вот о чём, вы мне скажите сами, а точнее расшифруете тему урока. Перед вами свиток, в нем зашифровано название темы урока. Используя шифр, найти слова, спрятанные за цифрами.

Ответы учеников: тема - «Религия Древнего Египта» (Слайд 2)

Открываем тетради, записываем число и тему урока «Религия Древнего Египта».

Учитель: Давайте обратимся к слайду, на котором представлен план нашего урока

План: (Слайд 5)

  1. Боги и жрецы;

  2. Что рассказывали египтяне о своих богах;

  3. Миф об Осирисе и Исиде;

  4. Страна мертвых.

Учитель: А что такое религия? (Религия - это вера в сверхъестественные существа). Записать в тетрадь. (Слайд 3)

Изучение нового материала

Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту (древнегреческий историк),(слайд6) «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.

(Слайд 7).

Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Египтяне старались задобрить богов подарками, потому что боялись что моги навлекут беду. Строили для богов жилища-храмы. Из камня делали большие статуи богов говоря о том, что в них вселяются боги и слышат людей.При храме находились-жрецы-служители богов. Считалось, что именно жрецы умели разговаривать с богами.Фараоны дарили жрецам много золото,серебро.а распоряжались этими подарками сами жрецы и поэтому они были богаты и могущественны.Считали, что они говорили от имени самих богов.

В ІІІ тыс. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян.

Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)

3пукт нашей темы Что рассказывали египтяне о своих богах.

Самым главным богом египтяне считали Солнце-Амон-Ра(Слайд 8). изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. Каждое Утро бог Амон-Ра выплывал на солнечной лодке и двигался по небу. Когда день клонится к вечеру лодка Амона-Ра спускалась в подземное царство, где он сражался с богом тьмы и побеждал страшного змея -Апопа. Сражение длилось всю ночь. Амон-Ра побеждает и снова выплывал на небо. Это означало, что наступал новый день. Так объясняли египтяне смену времени суток.

Давайте посмотрим, какие боги были ещё в пантеоне (составе) египетских богов.

Люди живут на земле,над ним раскинулось небо.Египтяне изображали бога земли по имени Геб в виде человеке с головой змеи.Богиню небаНут представляли коровой с телос,усеянным звездами. Вначале земля и небо были неразделимы:Нут-жена,Геб-муж.и каждый вечер Нут рождала своих детей –звезд и всю ночь плыли по небу.а когда утром появлялся Амон-Ра Нут проглатывала своих детей.тогда Геб рассердился на это и стали жить раздельно.небо высоко поднялось над землей.Особым уважением пользовался бог мудрости-ТОТ –голова птицы ибиса,он научил людей читать и писать.Богиня Бастет- гибкая кошка покровительница женщин и их красоты.

Физминутка ( Слайды 13-14)

А теперь Оживим древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.Сделаем физкультминутку

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

Встали, руки вверх, потянулись

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Кистями рук делаем «фонарики»

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности плещутся рыбы.

Вытянуть руки перед собой, кистями рук изображая плеск рыб

Люди просыпаются. Поднимают руки к тебе и принимаются за работу

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место


( слайд 15). Но пантеон древнегреческих богов на этом не заканчивается……

Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание, мифы.

Давайте повторим с вами что такое миф, перед его прочтением? (миф – это сказание о богах и легендарных героях)

Чтение Мифа об Осирисе

Вопросы: Какое явление природы получило отражение в этом мифе?

О каких богах идет речь? Осирис-бог и судья в «царстве мёртвых», Сет- бог пустыни, Гор-бог-покровитель фараонов, Исида- богиня-защитница всех жён и матерей.

Давайте вернёмся к нашим рабочим листам и заполним их материалом который сейчас получили.

Задание: «лови ошибку» (Слайд 16)

Мы с вами познакомились с мифом об Осирисе. У вас на столах лежит лист с названием - приложение 2. Там представлен данный миф, но с ошибками, прочитайте его и подчеркните ошибки и устно дайте правильный ответ.

Миф об Осирисе.

Осирис был первым царём Египта, а Исида – первой царицей. Они мудро правили страной. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома. Но завидовал Осирису его брат, бог мудрости Сет. Сет обманным путём заточил Осириса в саркофаг. Злой Сет спрятал тело Осириса.

Исида нашла тело мёртвого Осириса и горько зарыдала над ним. Долго пряталась Исида на берегах Нила со своим сыном Тотом. Тот стал солнечным богом и считался покровителем фараонов.

Когда Тот вырос, он вступил в борьбу с Сетом и победил его. Тот оживил своего отца Осириса. Но Осирис не остался на земле. Он стал правителем подземного царства, судьёй в царстве мёртвых.

Делаем вывод.

«Царство мертвых»

Слайд 18

Египтяне верили в жизнь после смерти. Они считали, что он переходит в «царство мёртвых». Там есть свет и тепло, в каналах течёт голубая вода, зреет зерно на полях. Но не всякому разрешалось жить там. Каждый должен был пройти суд Осириса. Умерший, стоя в белых одеждах, должен произнести клятву: «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист.». Показания умершего записывает бог Тот. Правдивость клятвы проверяют: сердце человека кладут на одну чашу весов, а на другую – фигурку богини правды (Маат). Равновесие означает, что умерший не солгал: он был добрым и праведным человеком. Рядом с весами опирается на передние лапы свирепое чудовище с телом льва и пастью крокодила. Оно готово проглотить того, кто при жизни творил зло.

Праведников пропускали в страну мёртвых

Чтение документа «Суд Осириса»

Вопросы: В чём клялся умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Закрепление изученного материала

(Слайд 19)

Работа с гипотезой урока.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Узнали, что религия древних Египтян основана на поклонении множеству богам. Египтяне верили в загробную жизнь.


Домашнее задание

Учебник стр 51-56 читать.Ответить на вопросы в конце параграфа «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ»


Рефлексия

«Плюс-минус-интересно»

(метод де Боно). В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке,которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!