География, 7 класс.
Тема: Рельеф и климат Австралии.
Цели урока: выявить особенности строения земной коры и рельефа материка. Сформировать представление о климате Австралии.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование основополагающих знаний об особенностях природы Австралии.
Метапредметные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, выделять главное из текста , работать с картографическим материалом.
Личностные: формирование познавательного интересе к изучению материков; организация учебного сотрудничества и навыков совместной деятельности.
Оборудование: физическая карта Австралии, контурные карты, атлас для 7 класса, презентация, учебники.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация.
На прошедших уроках мы начали изучение удивительного материка, который описывается в романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (слайд 1)
«...Клянусь вам, что этот край — самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат… — все это удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское копыто; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не свои листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени...»
Надеюсь, что вы так же хорошо поработаете и сегодя. Приготовьте свои рабочие места.
Актуализация опорных знаний.
-взаимоопрос у карты (учащиеся по парам у карты задают вопросы по номенклатуре географического положения).
-проанилизировать текст стихотворения и объянить причины особенностей природы Австралии. (слайд 2)
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
(Галина Усова)
4.Целеполагание.
О каких особенностях природы материка мы в первую очередь мы можем судить, глядя на физическую карту материка? (слайд 3) (о рельефе)
Каое последствие для природы материка имеет то, что Австралия посредине пересекается тропиком? (самый сухой материк).
Вывод: цель урока- изучить рельеф и климат материка. (слайд 4)
5.Изучение нового материала.
-Использование элементов технологии критического мышления: (слайд 5)
учащиеся объединяются в три группы и во время просмотра фрагмента фильма «Компоненты природы Австралии» https://infourok.ru/videouroki/geografija/klass-7/stranica-4 готовят ответы на вопросы:
1 гр. Назовите главные особенности рельефа материка.
Вывод. (слайд 6)
Большая часть материка равнины.
Австралия- единственный материк, где нет действующих вулканов и сейсмических зон.
Горы есть на востоке материка.
2 гр. Назовите самые крупные формы рельефа Австралии.
Вывод (слайд 7)
На востоке расположены сльно разрушеные горы- Большой Водораздельный хребет.
Высшая точка Австралии- гора Косцюшко.
Западно- Австралийское плоскогорье на западе.
В центре материка располагается Центральная равнина.
3 гр. Какими полезными ископаемыми богат материк?
Вывод. (слайд 8)
Австралия богата полезными ископаемыми.
К осадочному чехлу приурочены крупнейше месторождения топливных полезных ископаемых (уголь, нефть, газ).
С магматическими и метаморфическими породами связаны месторождения рудных полезных ископаемых (железные, марганцевые руды, медь, никель, золото).
Нерудные полезные ископаемые (алмазы, опалы) имеют разнообразное происхождение.
Опережающее обучение – учащийся делает краткое сообщение о Большом Барьерном Рифе. (слайд 9)
-выявление причинно- следственных связей, заполнение таблицы. (слайд 10, 11)
Форма рельефа | Тектоническое строение | Полезные ископаемые |
Западно-Австралийское плоскогорье | Щит древней платформы | Железные, марганцевые руды, медь, никель. |
Центральная равнина | Плита древней Индо- Австралийской платформы. | Нефть, природный газ, уголь, соль. |
Большой Водораздельный хребет | Древняя герцинская складчатость | Алюминиевые, урановые руды. |
6.Первичное закрепление.
-работа с контурной картой – нанесение на контурную карту крупнейших форм рельефа материка. (слайд 12)
7.Изучение климата Австралии.
-словарная работа – учащийся у доски пишет термины, связанные с темой «Климат», далее применяется метод «Микрофон»- он вызывает по своему усмотрению тех, кто будет давать формулировки терминам. (слайд 13)
-фронтальный опрос
Что мы можем сказать о климате материка, исходя из его географического положения? (тропик пресекает посредине, Австралия- самый сухой материк, достаточно солнечной радиации).
Какие постоянные ветра оказывают значительное влияние на климат материка? (пассаты).
-работа с картами атласа (выполняется в парах) (слайд 14)
Выделите области материка с максимальным и минимальным колличеством осадков с указанием причин.
Максимальное:
Север материка (ЭВМ- летом, теплое течение).
Восток (теплое течение, пассаты с океана, горы).
Минимальное- центр материка (тропик, большая протяженность, холодное течение).
-работа в группах
В каких климатических поясах находится материк? (СубЭП, ТП, СубТП, УП)
(слайд 15)
Учащиеся с помощью карт атласа дают характеристику климатических поясов. (слайд 16)
1гр- субэкваториального
2 гр.- тропического
3 гр.-субтропического.
Характеристика должна быть в виде краткой записи по образцу:
КП, tЛ, tз, количество осадков, преобладающие воздушные массы, постоянные ветра, сезонность, климатические области.
8.Закрепление материала.
Сделать выводы о главных особенностях климата :
Австралия- самый сухой материк.
На формирование климата оказывают большое влияние географическое положение, течения, пассаты, рельеф материка.
В Австралии выделяются субэкв., тропический, субтр, умеренный климатические пояса.
9.Рефлексия. (слайд 17)
Плюс, минус, интересно Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
10.Подведение итогов урока, выставление оценок.
11.Домашнее задание стр.121-123, индив- сообщения о животных.(слайд 18)