Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация».
Тема: «Употребление отдельных звуков, звукоподражаний».
Цель: формирование умения употребления отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Задачи: Образовательные: формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Коррекционно - развивающие: способствовать развитию памяти, мышления; корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук; способствовать развитию артикуляционного аппарата; развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
Воспитательные: способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Оборудование: шарик и кольцо Су-Джок, предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, пиктограммы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
Использование карточки «Урок».
II. Психогимнастика: - Посмотрите на эти лица. Детям показывают пиктограммы. – Какие они разные! Они изображают эмоциональное состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый. Мимические упражнения. Изобразите доброго волшебника, печаль Упражнение на дыхание «мячик-ямка». «Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка. Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.ную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.
III. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какая погода? Пасмурная или солнечная?
- Какой день недели? Использование карточек со словами.
1. Артикуляционная гимнастика. Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. А еще надо научиться правильно дышать.
IV. Основная часть. - Сегодня будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. знакомство с названием животного (например, корова); прослушивание аудиозаписи звуков, которые издает корова; обозначение их звукоподражанием «му»; соотнесение звукоподражания с фотографией/картинкой/пиктограммой «корова»; употребление звукоподражания при назывании животного.
V.Физкультминутка
2. Гимнастика для глаз
Снежинка - пушинка кружится, летает. Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли, вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится, то в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай, подуй на нее и скажи: «Улетай!»
3. Пальчиковая гимнастика Су-джок
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - я, вот и вся моя семья!
4. Задания для развития мелкой моторики в тетрадях.
5. Игра «Молчанка». Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы слушать звуки. Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.
Учитель играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком. А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
- Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
6. Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес».
- Погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют.
- Дети, погода испортилась, пошёл дождь (стук в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя.
- Вы должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
7. Знакомство с термином «Речевой звук». - Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Р-р-р! В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! – Шшш! В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! – Ззз!
Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
8. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков. В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы. Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы)/
VI. Итоги урока.
- Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
- Сегодня мы с вами узнали, что …
- Вы сегодня хорошо позанимались
- Что мы слушали? (Звуки)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока речи и альтернативной коммуникации на тему: "Употребление отдельных звуков, звукоподражаний".»
Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация».
Тема: «Употребление отдельных звуков, звукоподражаний».
Цель: формирование умения употребления отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Задачи: Образовательные: формировать умение называния (употребления) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Коррекционно - развивающие: способствовать развитию памяти, мышления; корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук; способствовать развитию артикуляционного аппарата; развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
Воспитательные: способствовать воспитанию доброты и положительного отношения к окружающим.
Оборудование: шарик и кольцо Су-Джок, предметные картинки, индивидуальные задания в тетради, слова на карточках, пиктограммы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
Использование карточки «Урок».
II. Психогимнастика: - Посмотрите на эти лица. Детям показывают пиктограммы. – Какие они разные! Они изображают эмоциональное состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый. Мимические упражнения. Изобразите доброго волшебника, печаль Упражнение на дыхание «мячик-ямка». «Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка. Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.ную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.
III. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какая погода? Пасмурная или солнечная?
- Какой день недели? Использование карточек со словами.
1. Артикуляционная гимнастика. Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. А еще надо научиться правильно дышать.
IV. Основная часть. - Сегодня будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. знакомство с названием животного (например, корова); прослушивание аудиозаписи звуков, которые издает корова; обозначение их звукоподражанием «му»; соотнесение звукоподражания с фотографией/картинкой/пиктограммой «корова»; употребление звукоподражания при назывании животного.
V.Физкультминутка
2. Гимнастика для глаз
Снежинка - пушинка кружится, летает. Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли, вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится, то в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай, подуй на нее и скажи: «Улетай!»
3. Пальчиковая гимнастика Су-джок
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - я, вот и вся моя семья!
4. Задания для развития мелкой моторики в тетрадях.
5. Игра «Молчанка». Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы слушать звуки. Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.
Учитель играет на музыкальных инструментах, воспроизводит резание бумаги, шуршание плёнки, стук молотком. А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
- Чем мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
6. Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес».
- Погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют.
- Дети, погода испортилась, пошёл дождь (стук в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя.
- Вы должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
7. Знакомство с термином «Речевой звук». - Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Р-р-р! В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! – Шшш! В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! – Ззз!
Как мычали коровы? (Муу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
8. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков. В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы. Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы. Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы)/
VI. Итоги урока.
- Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня разговаривали?
- Сегодня мы с вами узнали, что …
- Вы сегодня хорошо позанимались
- Что мы слушали? (Звуки)