СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи "Дикие животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи "Дикие животные" для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи "Дикие животные"»







Конспект

урока развития речи

для учащихся 3 класса

школы V вида

на тему:

«Дикие животные»











Составила

учитель начальных классов

Ганина И.Ю.







Цели:

1)образовательные: закрепить знания детей о диких животных; познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни; продолжать учить детей составлять описательные рассказы по плану правильно строить предложения;

2)развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность; совершенствовать двигательные умения и навыки;
развитие диалогическую форму речи; развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх;

3)воспитательные: - продолжать воспитывать любовь к природе, к животным; воспитывать культуру поведения в лесу.


Оборудование: картинки с животными, карточки со словами, презентация.

































Ход урока:

1.Орг. момент

-Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на урок. Давайте с ними поздороваемся.

-Сядут девочки. Сядут мальчики.

-Чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Будем с ним сейчас играть, упражненье выполнять.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

провести языкам по губам - «облизнуться»

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

2.Объявление темы.

Упражнение по развитию памяти: запомнить 6 картинок с изображением животных. (время – 30с.)

– Назовите животных?

– Как одним словом назвать этих животных? (Дикие.) Почему?

3. Работа по теме урока.

1) Загадки.

Дети читают загадки и отгадывают с пояснениями

№ 1

«Рыжая, пушистая,

Бегает зимой заметает след метлой». (лиса)

А как вы догадались, что это лиса? Поясните?

/Потому что окрас у лисы рыжий, и она пушистая, и зимой она не впадает в спячку/

№ 2

Трусоват лесной красавец

Догадались? Это … (заяц)

Как вы узнали, что это заяц?

/Потому что только заяц трусливое животное в лесу./

№ 3

Зимой спит, летом улья ворошит. (медведь)

А как вы догадались?

/Потому что медведь любит мед, а вот зимой он впадает в спячку./

№ 4

Летом катится клубок

У него колючий бок,

то он яблоко несет,

то грибочек принесет. (еж)

- О каких животных мы с вами отгадывали загадки?

- Как можно назвать, одним словом?

- Что значит дикие животные?

2. Лексические упражнения.

- Подбери слово-признак к названному мною животному.

Пример: муравей – маленький, трудолюбивый,

медведь — …, … (большой, неуклюжий, бурый),

лиса — …, … (рыжая, пушистая, ловкая).

3.Тело животного.

Тело животного состоит из частей. У каждого животного есть туловище, голова, хвост, уши, глаза, конечности(лапы и ноги).

У разных животных конечности называются по разному. Есть лапы. А есть ноги. Лапами мы называем конечности животных, у которых есть когти, а ноги у тех животных, на конечностях которых есть копыта.

Давайте посмотрим, у кого лапы? (Лиса, белка, волк)

У кого ноги? (Олень, лось)

Логопед предлагает ребятам ответить на вопросы по картинкам:
- Чьи это лапы? (Это лапы лисы)

- Чей это хвост? (Это хвост белки) и т.д.

4.Инсценировка. Лиса и заяц.

- Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют. Трубой! Хи-хи-хи!

- А мой, заячий хвост, охотники прозвали цветком. Цветок, цветочек, цветик.

- Да, ну! Дай-ка мне цветочек  понюхать.

- Но-но-но! Я твою лисью породу знаю.  Цветок понюхаешь, а ногу откусишь.

- Проходи, проходи со своей трубой!

5. Игра «Любознательный»

А, знаете ли, вы:

- Чей вой раздается ночью в лесу? (волчий)

- Чьи запасы лежат в дупле?

- Это чья привычка лакомиться мёдом?

- Чьи уши длиннее?

- Чьи рога ломают ветки кустарника?

- Чьи л апы тихо ступают? (рысьи)

- Чья морда с клыками? (кабанья)

- Чьи уши с кисточками?

- Чьи глаза не закрываются во время сна? (заячьи)

- Чей рёв пугает птиц и зверей в лесу?

- Чья хитрая мордочка выглядывает из-за куста?

- Чья шубка летом рыжая, а зимой серая?

- Чья нора самая глубокая? (барсучья)

6.Стихотворение.

Мы пришли в зимний лес!

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа березка в шубке стоит,

Слева елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся

И тихо на землю ложатся.

Вот  и зайка проскакал-

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

7.Упражнение «Следы зверей»

Логопед:

- Чьи это следы? (Зайца, лося, белки, волка)

- Как сказать по-другому?

(Следы зайца – заячьи следы,

следы лося – лосиные следы,

следы белки – беличьи следы,

следы волка – волчьи следы)

- Чьих следов на снегу мы не увидим зимой?

(Мы не увидим следов медведя, потому что медведь всю зиму спит.)

8. Дидактическая игра «Кто где живет»

Ребята, кто-то перепутал все жилища животных. Давайте каждому поможем вернуться в свой домик.

- У каждого животного есть дом, где же живут дикие животные? (в лесу)

- В лесу есть дома? ( каждого животного есть свой домик в лесу. Только все эти дома разные.)

Домик белки называется – дупло. Белка живет в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

Дом лисы называется – нора. Лиса живет в норе. У норы есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.

Жилище медведя называется- берлога. Медведь живет в берлоге. На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.

Жилище волка называется - логово.

А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.

У всех животных есть свой домик, но запомните ребята, дикие животные сами строят себе жилище, а домашним животным жилище строит человек.

9.Пища животных.

-Что нужно для того, чтобы жить любому животному? (Еда)

Лиса ловит мышей и рыбу.

Белка собирает орешки и грибы, питается семенами сосны и ели. Любит белочка и ягоды.

Заяц ест капусту и морковку.

Медведь питается рыбой, грибами и ягодами.

Дикие животные сами добывают себе еду, а домашних кормит человек, у которого они живут.

10. Игра “Кто у кого?”

У лисы – лисёнок, у зайчихи – зайчонок, у бельчихи – бельчонок, у медведицы – медвежонок, у волчицы – волчонок.

Дикие животные сами заботятся о своих детенышах. Защищают и растят их. А за детенышами домашних животных смотрит человек, следит за их здоровьем и охраняет их.

11.Физкультминутка:
Ясным днем лесной тропой (Спокойно идут по кругу)

Звери шли на водопой. друг за другом)

За мамой лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая)

За мамой лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках)

За мамою белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут как зайки)

Волчица вела за собою волчат, (Растопырить пальцы – злой волк)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, хлопают в ладоши).

12.Игра «Сколько детенышей» (показываю картинки с животными, помогаю сформулировать правильный ответ)

У кошки……. Д: Два котенка

У зайца….. Д: три зайчонка

У медведя…… Д: один медвежонок.

У коровы….. Д: один теленок

У ежа…… Д: пять ежат

У зайца….. Д: пять зайчат

13.Игра «Угадай чей голос»

Сегодня к нам в гости пришли животные. Давайте послушаем и угадаем, кто из них пришел.

Звучит фонограмма голосов домашних животных. Дети угадывают и называют.

14.Игра «Назовите диких животных ласково».

Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…

15.Игра «Скажи одним словом»

Например, если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий

16.Игра «Подбери родственные слова»

- Скажите, как называются слова, похожие по звучанию и по смыслу друг на друга? Например: белка, бельчата, беличья…

Правильно, родственные слова.

Выберите из следующих слов родственные к слову МЕДВЕДЬ. ( медаль, медведица, медуза, медпункт, мед, медвежонок, медвежатник, медицина, медвежья, медуница, медведик)

17.Игра «У кого что?»

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

18.Чистоговорки.

Ра-ра-ра-ра-начинается игра

Са-са-са-са-в лесу бегает лиса

Су-су-су-су-белка прыгает в лесу

Жи-жи-жи-жи-вот под елочкой ежи

Цы-цы-цы-цы-мы ребята молодцы.

4.Подведение иотогов.

-О каких животных мы говорили?

-Почему их называют дикими?

Расскажи о любом диком животном по плану.

План рассказа

1)Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

2)Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?

3)Чем питается (на кого охотится)?

4)Как зовут детеныша?

- Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета.

У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий

Дома нет, спит под деревом.

Лось  – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев.

Детеныш лося – лосенок.

- Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост.

Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.

 Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает.

Детеныш лисы – лисенок.

- Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом.

Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками.

Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

- Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной.

Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

- Это медведь, большой, бурый.  Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым.

Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он  любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени  медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.

Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.

- Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

- Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро.

На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!