Титаренко Алексей Анатольевич
Вид образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 имени Пяти Героев Советского Союза.
Количество часов в неделю: 1 час.
Учебник: Семакин И.Г., Залогова И.А. и др. Информатика и ИКТ 8 кл.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009-2012.
Общее количество обучающихся, занимающихся по учебнику: 7а – 29 человек, 7б – 23 человека, 7в – 25 человек
Тема 3. «Текстовая информация и компьютер». 10 часов.
На изучение темы «Работа с нумерованными и маркированными списками» отводится 1 урок. Она идет после изучения урока по теме: «Дополнительные возможности текстовых процессоров» (1 час) и урока по теме: «Работа с таблицами» (1 час). Данная тема будет использована в теме 5 «Технология мультимедиа» (7 ч).
Урок по теме: «Практическая работа № 8 «Работа с нумерованными и маркированными списками».
Цель урока. Обучающиеся научатся создавать нумерованные и маркированные списки, изменять вид маркера, изменять вид списка в текстовом процессоре Microsoft Word 2007.
Основные понятия. Алгоритм создания нумерованного списка, алгоритм создания маркированного списка, алгоритм изменения вида маркера, алгоритм изменения вида списка.
Планируемые результаты обучения. Учащиеся будут знать: алгоритм создания нумерованного списка, алгоритм создания маркированного списка, алгоритм изменения вида маркера, алгоритм изменения вида списка. Уметь создавать нумерованные и маркированные списки, изменять вид маркера, изменять вид списка. Понимать разницу между нумерованным и маркированным списком, как использовать списки для организации (структурирования) текстовой информации.
.
Задачи:
повторить ЗУН обучающихся о работе с таблицами и о работе со списками (из урока «Дополнительные возможности текстовых процессоров», «Работа с таблицами») ;
научить учащихся создавать нумерованные и маркированные списки, изменять вид маркера, изменять вид списка ;
продолжить формирование интеллектуальных умений (анализа, синтеза, умения выделять главное, умение пользоваться алгоритмами);
способствовать развитию навыков ИКТ культуры.
Тип урока. Практическая работа. 1,2 УУ.
Оборудование. Компьютеры, мультимедийная доска PolyVision ENO, учебник, презентация, Интернет.
Программное обеспечение: ОС Windows , MS Word 2007, сетевой ресурс Дневник.ru.
Методы и методические приемы. ОИ, Р,Сравнения индивидуальная работа, перенос знаний, прием «Ассоциаций», проблемно-поисковый, учебная дискуссия, использование ТСО.
Ход урока.
Организация проверки уровня усвоения изученного материала.
Учитель | Предположительные ответы обучающихся |
Сегодня мы продолжаем изучение темы «Дополнительные возможности текстовых процессоров. Работа со списками» и так как новый материал связан с материалом предыдущих уроков давайте вспомним, что мы уже изучили. | Изучили алгоритм создания таблицы, алгоритм оформления таблицы, список, нумерованный список, маркированный список, одноуровневый список, многоуровневый список |
Учитель повторяет с учащимися технику безопасности при работе за компьютером на уроке. Учитель просит называть по одному правилу ТБ, повторяться нельзя. (1 УУ) (слайд № 2) | Примерный план ответа учащимися: 1. Без разрешения учителя в класс не входить. 2. На перемене всем выходить из кабинета. 3. С булочками, фруктами в класс не входить. 4. Садиться строго на отведенное место. 5. Запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК. 6. Приступать к работе на компьютере только с разрешения учителя. 7. Не ремонтировать ПК самостоятельно. 8. Немедленно прекратить работу при поломке ПК. 9. Сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см |
Учитель организует проведение контроля над уровнем усвоения предыдущего учебного материала Электронный тест. (1 УУ). Используем электронный тест «Работа с таблицами и списками» на сетевом ресурсе Дневник.ru. (слайд № 4) http://tests.dnevnik.ru/?test=50707&view=details&context=school Учитель результаты контроля видит у себя на компьютере. | Учащиеся самостоятельно работают с контролирующей программой на ПК, используя сетевой ресурс Дневник.ru. Каждый получает оценку. И видит правильные ответы и ошибки. |
Ориентировочно-мотивационный этап (фронтальная беседа с учащимися).
Учитель | Предположительные ответы обучающихся |
Учитель подводит учащихся к новой теме урока. Используем прием «Ассоциаций». - Какая ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова и словосочетания: «Список, нумерованный список, маркированный список, работа с текстовым редактором, работа на компьютере со списками в текстовом редакторе»? - Как вы считаете, изучив в теории понятия – список, нумерованный список, маркированный список о чем может пойти речь сегодня на уроке? - Какая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите: «Работа, компьютер, списки»? | Учащиеся предлагают - практическое создание и работа с нумерованными и маркированными списками на компьютере в текстовом процессоре (редакторе) Word. |
Постановка учебной задачи.
Учитель | Предположительные ответы обучающихся |
Какие вопросы по теме мы должны изучить, чтобы практически приступить к созданию нумерованных и маркированных списков в текстовом процессоре Word. | Учащиеся формулируют цели урока: Разработать алгоритм создания нумерованных и маркированных списков на компьютере, выучить этот алгоритм и научиться его применять при практической работе в текстовом процессоре Word. |
Учитель, обобщая высказанное учащимися, формулирует тему и цель урока. (слайд № 3) | |
Изучение нового материала
Учитель | Предположительные ответы и действия учащихся |
Учитель ставит проблему. 1. Ребята для создания списков на компьютере, какой программой мы будем пользоваться? 2. Запустите на компьютере текстовый процессор MS Word 2007. 3. Давайте с вами совместно составим алгоритм создания нумерованного списка в текстовом процессоре MS Word 2007. 4. Ваши предложения по созданию алгоритма. Учитель вызывает одного ученика к мультимедийной доске и он выполняет все действия, которые говорят с мест. 5. Учитель, обобщает высказанное учащимися, формулирует алгоритм создания нумерованного списка в текстовом процессоре MS Word 2007. Итак, запишем в тетрадях алгоритм. Алгоритм создания нумерованного списка: В меню выбрать пункт «Главное». Щелкнуть по кнопке «Нумерация». Вводим текст. Для перехода к следующему пункту нажимаем клавишу Enter. Для отмены продолжения списка нажимаем два раза клавишу Enter.. Нумерованный список готов. (слайд № 5) 6. Учитель просит заучить алгоритм. И нескольких учеников просит его воспроизвести по памяти.(1 УУ) 7. А теперь давайте с вами совместно составим алгоритм создания маркированного списка в текстовом процессоре MS Word 2007. 8. Ваши предложения по созданию алгоритма. 9. Учитель, обобщает высказанное учащимися, формулирует алгоритм создания маркированного списка в текстовом процессоре MS Word 2007. Итак, запишем в тетрадях алгоритм. Алгоритм создания маркированного списка: В меню выбрать пункт «Главное». Щелкнуть по кнопке «Маркеры». Раскрыть окно «Библиотека маркеров». Выбрать из предложенного нужный вид маркера. Вводим текст. Для перехода к следующему пункту нажимаем клавишу Enter. Для отмены продолжения списка нажимаем два раза клавишу Enter.. Маркированный список готов. (слайд № 6) 10. Учитель просит заучить алгоритм. И нескольких учеников просит его воспроизвести по памяти.(1 УУ) 11. Учитель - изменить вид маркера можно, запишите алгоритм: Алгоритм изменения вида маркира: Выделите маркированный список. Щелкнуть по кнопке «Маркеры». Раскрыть окно «Библиотека маркеров». Выбрать из предложенного нужный вид маркера. Маркированный список с измененным маркером - готов. (слайд № 11) 12. Учитель просит заучить алгоритм. И нескольких учеников просит его воспроизвести по памяти.(1 УУ) 13. Учитель - изменить вид списка можно, запишите алгоритм: Алгоритм изменения вида списка: Выделите маркированный (нумерованный) список. Щелкнуть по кнопке «Нумерация» («Маркеры»). Нумерованный (маркированный) список - готов. (слайд № 12) 14. Учитель просит заучить алгоритм. И нескольких учеников просит его воспроизвести по памяти.(1 УУ) 15. Учитель просит создать новый текстовый документ для выполнения практической работы – отработать на практике алгоритмы создания нумерованных и маркированных списков, изменения вида списка, вида маркированного списка. Раздает план практической работы (приложение №1). 16. Первое задание практической работы Учитель выполняет совместно с учащимися на мультимедийной доске, проговаривает алгоритм вслух. 17. Учитель, после выполнения первого задания - проводит физкультминутку. (Здоровьесберегающие технологии). Взгляд направить влево – вправо, прямо, вниз, вверх. Повторить 5 раз. З акрыть глаза на счет «раз - два», открыть глаза и посмотреть на кончик носа, на счет «три - четыре». Повторить 2 раза. Вращаем глаза влево и вправо по 5 раз Сильна зажмурить глаза и не разжимать 20 секунд. (слайд № 7) | Текстовый процессор (редактор) Word. Запускают Word 2007. Учащиеся предлагают: - меню «Главное»; - кнопка «Нумерация»; - вводим текст; - для перехода к следующему пункту нажимаем клавишу Enter; - для отмены продолжения списка нажимаем два раза клавишу Enter. Учащиеся записывают алгоритм себе в тетрадь. Несколько учеников воспроизводят алгоритм по памяти. Учащиеся предлагают: - меню «Главное»; - кнопка «Маркеры»; - раскрыть окно «Библиотека маркеров» - выбрать нужный вид маркера; - вводим текст; - для перехода к следующему пункту нажимаем клавишу Enter; - для отмены продолжения списка нажимаем два раза клавишу Enter Учащиеся записывают алгоритм себе в тетрадь. Несколько учеников воспроизводят алгоритм по памяти. Несколько учеников воспроизводят алгоритм по памяти. Несколько учеников воспроизводят алгоритм по памяти. Учащиеся выполняют указания учителя. Учащиеся работают на своих компьютерах. Внимательно слушают и проговаривают про себя каждый шаг алгоритмов. Учащиеся выполняют упражнения. |
5. Закрепление и первичный контроль:
Учитель | Предположительные ответы обучающихся |
1. Учитель просит учащихся самостоятельно выполнить второе и третье задание на оценку. (2 УУ) 2. Учитель осуществляет контроль выполнения работ через свой ПК (папки учащихся размещены на общем сетевом ресурсе). | Учащиеся самостоятельно выполняют задания. |
6. Обобщение и систематизация знаний:
Учитель | Предположительные ответы обучающихся |
Учитель, после завершения практической работы. -Ребята, выполнив задания № 2, № 3 практической работы к какому выводу вы пришли? - сравните просто напечатанный текст и этот же текст в виде списка; - сравните где по времени вам быстрей проанализировать текст в первом случае или во втором? - сравните где быстрей вы найдете нужную информацию в первом случае или во втором? - сравните нумерованный и маркированный список, в чем состоит отличие? (метод сравнений) Поэтому существует простое правило – если информацию можно как-то организовать (структурировать) то это надо делать! Учитель – как мы это делаем сегодня на уроке? Учитель – почему в виде списков? (слайд № 8) | - в виде нумерованного и маркированного списка; - в форме записи - текст организовывали (структурировали) в виде нумерованного или маркированного списка. - для лучшей читаемости, наглядности и быстроты запоминания самого важного в тексте |
7. Рефлексия и подведение итогов:
Учитель | Предположительные ответы обучающихся |
Ваша самооценка усвоения нового материала? За что ты себя можешь похвалить? Чему вы научились на уроке? Свой работой я доволен потому что … Сравните свое настроение после урока с каким либо животным, растением. Каким цветом вы бы их нарисовали? Как вы считаете уровень вашей ИКТ культуры после урока изменился? Ответ обоснуйте. (слайд № 9) | - я удовлетворен ( неудовлетворен) своей работой на уроке - за дисциплинированность, за трудолюбие, за внимательность, за находчивость и т.д. - знаем алгоритмы создания нумерованного и маркированного списка, изменения вида маркированного списка, изменения вида списка - умеем создавать нумерованный и маркированный список – умеем изменять вид списка и вид маркера - понимаем чем отличается нумерованный список от маркированного - понимаем как использовать списки для организации (структурирования) текстовой информации - красным, желтым, оранжевым, зеленым, синим и т.д. |
8. Домашнее задание:
I, II уровень: Записи в тетради, выучить алгоритмы, записать рецепт приготовления любимого вами блюда в виде нумерованного списка, записать классификацию ПО в виде маркированного списка.
(слайд № 10)
Приложение № 1.
План выполнения практической работы № 8 «Создаем нумерованные и маркированные списки».
Задание № 1. (Выполняется совместно с учителем).
Откройте текстовый процессор MS Word.
И наберите текст «Признаки культурной речи».
Перейдите на новую строку.
Наберите, приведенный ниже текст в виде нумерованного списка.
Правильность, чистота, точность, выразительность, логичность, уместность, богатство |
Отформатируйте заголовок нумерованного текста, придав ему полужирное начертание.
Ниже наберите этот же текст в виде маркированного списка.
Выделите весь маркированный список, и выберите наиболее подходящий, по вашему мнению вид маркера.
Выделите весь маркированный список, и сделайте его нумерованным списком.
Верните списку первоначальный вид.
Сохраните файл в собственной папке под именем Речь.
Задание № 2. (выполняется самостоятельно учеником).
Откройте текстовый процессор MS Word.
Создайте текстовый документ.
Внимательно изучите условие и продумайте решение задачи.
Задача. Есть 2 кувшина емкостью 3 и 8 литров. Как с помощью только этих кувшинов набрать из реки 7 литров воды? |
Возможный план действий оформите в виде нумерованного списка
Сохраните файл в собственной папке под именем Переливания.
Задание № 3. (выполняется самостоятельно учеником).
Откройте текстовый процессор MS Word 2007.
Создайте текстовый документ.
Оформите имеющийся текст в виде маркированного списка.
Семь чудес света: Великая пирамида в Гизе; Висячие сады Вавилона; Храм Артемиды в Эфесе; Статуя Зевса в Олимпии; Мавзолей в Галикарнасе; Колосс Родосский; Александрийский маяк. |
Измените, по вашему желанию вид маркера. (зафиксировать)
Маркированный список сделайте нумерованным . (зафиксировать)
Верните списку первоначальный вид.
Сохраните файл в собственной папке под именем Семь чудес.
12