Работа с басней С.В. Михалкова «Зеркало»
Цель урока: проанализировать басню С.В. Михалкова «Зеркало»
Планируемые результаты:
предметные: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; закрепление литературоведческих понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», «баснописец»; совершенствование навыка осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного; работа по развитию умения анализировать и преобразовывать художественный текст.
метапредметные: умение эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать и пояснять свою точку зрения, опираясь на текст или собственный опыт; сценические способности детей; умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; уважать мнение собеседника; творческие способности учащихся.
воспитательные: любовь к чтению художественных произведений, которые помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор; представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Работа нам предстоит серьёзная и интересная. А начнём мы урок с разминки.
1. Эвристическая разминка :
- Вам необходимо расшифровать пословицу и объяснить её смысл.
ЕТИНЕЧ ЕЗБ ШЛЕРАЗМЫНЯИ – ТЕОСУП ЯЗАТЕНИ.
ЧТЕНИЕ БЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ – ПУСТОЕ ЗАНЯТИЕ.
2. Постановка учебной задачи и ход её решения.
Анализ басни С.В. Михалкова «Зеркало»
- Итак, сегодня мы будем анализировать басню С.В. Михалкова, которая называется «Зеркало».
- Выскажите предположения, о чём может пойти речь в этой басне?
Кто её герои? Какой может быть мораль
- Вы знаете, что героями басни часто являются различные животные. В басне «Зеркало» действующими лицами выступают Слон, Верблюд, Носорог, Жираф и Страус. Внешне каждое из этих животных имеет определённую особенность, которая в «басенном мире» превращается в недостаток, изъян. Как вы думаете, кто из них не видит своих отрицательных качеств?
1. Первичное восприятие произведения.
- Предлагаю проверить наши предположения. Откройте учебники и прочитайте басню.
- Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанном.
- Какие чувства вы испытали? Что вас удивило?
2. Анализ текста басни. Выявление морали.
- Из каких частей состоит басня?
- В каком предложении заключена мораль?
- В чём смысл морали?
- Какая ситуация подтверждает эту мораль?
- Почему автор поместил мораль в конце?
- Какой недостаток высмеивается в басне?
3. Подготовка выразительного чтения.
- Чтобы передать образ каждого героя, нужно дать характеристику всем действующим лицам.
- Какие слова подтверждают, что все животные реагировали на издевательства Носорога?
- Ещё нам необходимо выяснить отношение автора к героям басни.
4. Выразительное перечитывание текста басни по ролям (в группах).
Задания группам.
Игра «Радиотеатр» (1 группа).
- Вам нужно подготовиться и исполнить басню так, будто заслуженный артист России читает её по радио.
Игра «Живые картины» (2 группа).
- Ваша задача мимикой и жестами передать услышанное.
Игра «Сценаристы» (3 группа).
- Вам необходимо создать сценарий последнего абзаца басни, содержащего мораль.
5. Выразительное чтение басни как интерпретация авторского замысла.
Выступление групп.
6. Соотнесение морали с реальными жизненными ситуациями.
- Могло ли что-то подобное произойти с людьми?
- Были ли у вас похожие ситуации?
- Как вы поступали?
3. Итог урока (рефлексия).
- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?
- О чём хотите узнать больше?
- Что бы вы изменили в себе после этого урока?
- Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?
- Какое задание оказалось сложным? Почему?
4. Домашнее задание.