СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Путь к красоте и обаянию». (Зрительные иллюзии в одежде)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: «Путь к красоте и обаянию». (Зрительные иллюзии в одежде) 8 класс.

Подготовила учитель: технологии Вишнякова Ольга Николаевна

Тип vpoкa: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Путь к красоте и обаянию». (Зрительные иллюзии в одежде)»



Конспект урока: «Путь к красоте и обаянию». (Зрительные иллюзии в одежде) 8 класс.

Подготовила учитель: технологии Вишнякова Ольга Николаевна

Тип vpoкa: комбинированный.

Форма организации урока: групповая. Создаются творческие мастерские, каждая группа выполняет индивидуальные творческие задания, проводит исследования во внеурочное время.

Методы и приемы:

а) объяснительно-иллюстративный (учащиеся усваивают знания со слов учителя, учащихся, действуя по образцу);

б) проблемный метод (учитель один или совместно с учениками ставит познавательную задачу и при активном участии учащихся решает ее, демонстрируя образцы логики, научного поиска);

в) исследовательский метод (учитель ставит перед учащимися познавательную задачу и организует их самостоятельную поисковую деятельность по решению этой задачи).

г) метод формирования и закрепления знаний; д) метод демонстрации;

е) метод мозговой атаки. Межпредметные связи:

Биология — особенности телосложения человека;

Изобразительная деятельность — разработка эскизов;

Геометрия — построение чертежа модели.

Оснащение урока:

На доске плакат с изображением стандартной фигуры человека, плакат с изображением женский фигур с различными отклонениями, образцы тканей, эскизы моделей одежды, выполненные учащимися и учителем, плакаты с изображением двух ваз (одна изящная, вторая асимметричная).

На столах в творческих мастерских журналы мод, цветная бумага, цветные карандаши, кисти, краски, кусочки ткани, цветовой круг, опоры по теме, шаблоны женских фигур.

Цели vpoкa:

Познавательные:

а) познакомить учащихся с особенностями телосложения человека;

6) с законами оптических иллюзий и их применением;

в) научить учащихся определять отклонения в телосложении человека, разрабатывать модели одежды, опираясь на полученные знания.

Развивающие:

а) развивать познавательные интересы, творческое мышление ;

6) сформировать у учащихся систему интеллектуальных и обще трудовых знаний и умений, воплощенные в конечный результат;

в) совершенствовать умения учащихся в моделировании и техническом конструировании.

3.Воспитывающие:

а) воспитание чувства коллективной ответственности, взаимопомощи, доброжелательности. трудолюбия, эстетического вкуса;

6) умение коллективно решать возникшие проблемы, аргументировать выводы; в) способность организовывать самостоятельную творческую работу.

Структура урока:

1 этап — вызов интереса к теме через осмысление формы двух ваз (одна классическая, созданная по закон и гармонии, вторая асимметричная).

2 этап — осмысление новой темы.

Шаги: погружение в тему урока через сообщение учителя (особенности телосложения человека); сообщения учащихся на основе проведенных ими исследований; подведение итогов исследовательской работы; осмысление предыдущей темы с целью перехода к проектной деятельности (актуализация имеющихся знаний).

3 этап проектная деятельность:

Целеполагание (учитель)

Определение задач проектной деятельности.

Художественное и техническое моделирование:

Защита проекта.

4 этап — подведение итогов урока (философское размышление, рефлексия)




Ход vpoкa

1 этап. Вывешиваю на доску две таблицы с изображениями двух ваз, одна из которых классическая, созданная по законам гармонии, а вторая асимметричная. Предлагаю учащимся придумать слова — определения к ним: красивая, прелестная, великолепная, изящная, чудесная; кривобокая, некрасивая, дисгармоничная, несимметричная, неинтересная.

Какая из этих вас привлекла ваше внимание? Почему? (Высказывание учащихся)

А как превратить вот эту несимпатичную вазу в изящную, привлекательную, скрыть ее недостатки? (Украсить цветами)

Какие цветы лучше скроют недостатки этой вазы? (Нужно взять цветы нескольких видов, чтобы одни из них свисали вниз и закрывали боковую поверхность вазы, другие устремлялись вверх, чтобы придать вазе стройность, изящность)

Как, по-вашему, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об особенностях телосложения человека, о том, как скрыть недостатки фигуры и показать достоинства)

2 этап.

1 шаг: погружение в тему урока через сообщение учителя (особенности телосложения человека).

Каждому человеку свойственно художественное восприятие, его можно и нужно развивать. Попробуйте внимательно присмотреться к себе, к окружающим людям и разобраться, что кому идет, и что не идет. Главное понять — почему не идет? В чем причина? Огромную роль в одежде играют пропорции. Пропорции— это соотношения частей костюма между собой и в сравнении с фигурой человека. Самыми красивыми, совершенными, правильными выглядят такие соотношения, которые близки к естественным пропорциям человеческой фигуры. Какая же фигура является пропорциональной, красивой?

После многочисленных исследований фигур человека исследователи пришли к выводу, что пропорциональной фигурой человека можно считать такую, у которой высота головы, взятая за единицу измерения, «укладывается» в росте человека около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении 3:5. Такие фигуры называются пропорциональными, типовыми, стандартными (рис1).

Но вокруг нас множество людей, имеющих различные отклонения от типовой, стандартной фигуры. Учащиеся называют различные отклонения в фигуре человека: высокий рост, Маленький рост, большой бюст, узкие бедра, маленький бюст и широкие бедра и т.д (рис2).

Форма туловища определяется распределением и объемом жироотложений, степенью развитости мышц, формой и размером конечностей. Поэтому выбирать одежду необходимо с учетом своей фигуры. Не нужно слепо следовать моде. Каждая девушка должна знать, что ей идет, а что не идет. Каждая девушка должна уметь производить впечатление. Надо исхитриться все устроить так, чтобы заметили! Именно тебя! Не просто твой силуэт, а все- все самое лучшее и только твое! И тогда слова окружающих: «Ты изумительно выглядишь!» будут означать для вас «Мой вкус безупречен! »

Показ плакатов с отклонениями в пропорциях женской фигуры и рекомендациями по их устранению (рис3-14).

Зная определенные художественные приёмы и средства, мы сможем этого добиться, скорректировать объемы фигуры, сделать незаметными недостатки, выявить достоинства.

Возможно ли это с помощью оптических иллюзий?

При изучении модели художник-модельер учитывает рисунок ткани, за счет которого могут создаваться зрительные иллюзии. Зрительные иллюзии— это искаженное восприятие глазом действительности (обман зрения). Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру: уменьшить или увеличить, расширить или сузить фигуру, скрыть какие-то ее недостатки, выявить достоинства фигуры.

При моделировании одежды наиболее часто используются иллюзии линий, иллюзии контракта, тонов и цвета.

2 шаг: сообщения учащихся на основе произведенных ими исследований. Послушаем исследования в этой области (домашнее задание)

Исследовательская работа «Иллюзии зрения» (выступление 1 группы)

Иллюзия линии

Вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных. Например, продольные швы, складки «удлиняют», «дробят» излишнюю ширину фигуры; горизонтальные линии — кокетки — как бы расширяют то место, где они расположены (рис.15). Бытует мнение, что для полной фигуры ткань в полоску надо кроить «вдоль», а для худой - «поперек».

Давайте посмотрим, так ли это (рис16)? (Сравним равные прямоугольники с вертикальными и горизонтальными волосами. Определяется, какие иллюзии они вызывают у зрителей. Делаются выводы.) Таким образом, мнение о том, что для полной фигуры ткань в полоску надо кроить «вдоль», а для худой — «поперек» ошибочно.

При создании модели художник-модельер Остывает рисунок ткани, который может создавать (вызывать) зрительные иллюзии.

Частые вертикальные и редкие горизонтальные, линии увеличивают поверхность, делают ее шире и ниже.

Редкие вертикальные и частые горизонтальные линии уменьшают поверхность, делают ее выше и уже.

Иллюзия светлого и темного тонов.

Если взять два одинаковых квадрата - белый и черный и поместить черный квадрат на белом фоне, а белый — на черном, то белый квадрат будет казаться больше, так как белый цвет на черном фоне зрительно занимает больше места (pиcl7).

Иллюзия контраста.

Иллюзия контраста — это резко выраженная противоположность. Если взять три шара различных по величине, то маленький шар рядом с большим будет казаться еще меньше, однако этот шар рядом со средним не будет казаться таким маленьким, как при первом сравнении (рис18a).

Полным женщинам не рекомендуется шить узкие, маленькие, сильно облегающие платья, так как может появится контраст между узким платьем и полной фигурой и фигура покажется ещё полнее.

Иллюзия повторения или подравнивания.

Если сравнить два отрезка одинаковой величины, но концы одного - расходящиеся линии, а концы другого — сходящиеся, то первый отрезок покажется длиннее, второй короче, так как зрительно они подравниваются концами линий (pиcl 86).

При выборе головного убора или выреза воротника необходимо учитывать строение лица, которое не следует повторять.

Закрепление исследования

Boпpoc: Какого силуэта модель мы можем предложить девушке с такой фигурой? Какие декоративные линии можно использовать в модели?

2. Исследования в области цвета (выступление 2 группы)

Цветовые иллюзии

В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков и тонов.

Основными принято считать 4 чистых цвета: красный, зелёный, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешивания и добавления черного и белого (ахроматических цветов).

Различные оттенки серого, неяркие коричнево-зеленые тона называются нейтральными.

Если в состав цвета входит красный пли желтый, он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий — воспринимаются как холодный. Некоторые цвета: желтый, оранжевый, и их оттенки (особенно желтый) вызывают ощущение, что предмет, окрашенный в эти цвета, становится как бы заметнее, навязчивее, «выступают» вперед, приближаются. Другие цвета: зеленые, синие и их оттенки (особенно синий) придают холодность, вызывают ощущение удаленности, они как бы «отступают» назад.

При создании одежды обязательно учитываются эти свойства цвета. Этот закон называется иллюзией отступания и выступания цветов.

Темные холодные цвета, мало насыщенные цвета удаляют м уменьшают предмет и в то же время придают ему тяжесть. Поэтому в одежде они зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают ее недостатки.

Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет и в то же время делают его легче. Они придают фигуре стройность, скрывая недостатки. Один из самых отступающих цветов — синий.

Яркие цвета, особенно теплые, подчеркивают размеры тела, так полная девушка в красных брюках кажется еще более полной. Темные цвета поглощают свет, и фигура кажется стройнее (pиcl9).

Іlллюзия цвета




Стройнят фигуру, уменьшают объект:


холодные цвета

темный тон

приглушенные, малонасыщенные (пастельные) цвета.

Худая фигура Увеличивают фигуру:

теплые цвета

светлый фон

яркие, особенно теплые подчеркивают размеры тела.



Закрепление исследования

Boпpoc: Ткани какого цвета вы предложите для девушки с такой фигурой? (Для брюк или брючного костюма)

3. Влияние факторы ткани на объем одежды (выступление 1 группы)

Одним из компонентов, влияющих на оценку внешнего облика человека, является фактура ткани.

Фактора ткани — это видимся и осязаемая структура поверхности. Ассортимент тканей, используемый для изготовления одежды, самый разнообразный. Это плотные х/б ткани, креповые, шелковые ткани, ворсовые, смесовые шерстяные. Выбор ткани, ее фактура должны зависеть от назначения изделия и телосложения человека.


Например, в деловой жизни (учеба, работа) там, где нет места внешним проявлением эмоций, основным требованием к фактуре материала является неброскость, сдержанность: креп-шерсть. Если хотите привлечь к себе внимание, можно использовать следующие: парча, кре-клон (жатый шелк), бархат. Для пошива изделий для отдыха можно использовать ткани: трикотаж спортивного типа, джинсовка, хлопок, плащевая ткань.

Цвет, используемый для пошива любых изделий, может вызвать у человека определённые иллюзии (т.е. впечатления, не соответствующие действительности). Например, фактуры ткани могут вызвать иллюзии тяжести и легкости. Материалы плотные, темные, рельефные кажутся массивнее (иллюзия тяжести), и наоборот, ткани легкие, светлые, гладкие, блестящие кажутся легче (иллюзия легкости). Темные тона уменьшают объем, увеличивая тяжесть. Светлые тона увеличивают объем, уменьшая тяжесть. Мягкие рыхлые ткани, обладающие драпируемостью, подчеркивают линии и создают впечатление стройности. Жесткие придают одежде строгость. Гладкие, прозрачные — уменьшают ее объемы. Ткани с рельефной структурой, ворсовые, зрительно увеличивают объем. Для таких материалов форма изделий должна быть не слишком большой и объемной (рис20).

Влияние фактуры ткани на объем фигуры

Увеличивают объем:

Тяжелые ткани:

темные шероховатые плотные

Ткани темных тонов уменьшают объем, при этом увеличивают тяжесть.

Легкие, рыхлые ткани, хорошо драпирующиеся создают впечатление стройности.

Ткани блестящие.

Ткани гладкие.


Уменьшают объем:

Легкие ткани:

блестящие

гладкие

светлые

Ткани светлых тонов увеличивают объем, при этом уменьшают тяжесть (поэтому их не должно быть много в одежде).

Ткани с рельефной структурой.

Ворсовые ткани.

Вопрос: Ткани какой фактуры вы предложите для девушки с такой фигурой?


3 шаг: Подведение итогов исследовательской работы:

а) оценка исследовательской работы учащихся;

6) формулировка проблем ы и пути ее решения. Итак, в результате наших исследований мы выявили очень важную проблему и нашли пути ее решения. Большинство фигур имеют различные отклонения. Применяя законы оптических иллюзий, зная, что идет женщинам определенного типа (весна, лето, зима, осень), можно приблизить фигуру человека к стандартной, скрыть недостатки и показать ее достоинства.

4 шаг: Осмысление предыдущей темы с целью перехода к проектной деятельности (актуализация имеющихся знаний).

Прежде, чем приступить к проектной деятельности, попробуем вспомнить, как создается одежда.

Что такое моделирование? (Это создание новых моделей одежды)

Какие виды моделирования вы знаете? (Художественное и техническое)

А кто занимается созданием моделей одежды? (Художник-модельер)

Как работает художник-модельер над созданием модели? (- использует образцы народного творчества; образцы окружающей среды; создает модель по впечатлению (посещение театра, прочитанная книга, наблюдение в путешествии и т.д.); создает модель по представлению.)

А чем занимается конструктор-модельер? (Готовит чертежи и лекала для модели по эскизам художника.)

Что такое стиль в одежде? (Это основа знаний о моде; один из способов самовыражения.)

Какие художественные стили вам знакомы?

(Классический; спортивный; фольклорный; романтический; морской стиль.)

Что такое гармония цвета? (Это сочетание цветов.)

3 этап. Проектная деятельность.

Ну, а сейчас мы приступим к проектной деятельности, займемся разработкой моделей одежды.

Вы создали творческие мастерские, придумайте название, девиз.

Ваша задача пригласить «заказчицу», исследовать ее фигуру и за короткий промежуток времени создать творческий проект — разработать модель одежды для нее (выполнить художественное и техническое моделирование).

Применив метод мозговой атаки, вы должны выдать как можно больше идей, выбрать лучшую, разработать ее.

Во время защиты своего проекта вы должны убедить всех нас в том, что вашей заказчице нужен именно этот наряд, а никакой другой. Вся необходимая документация имеется в ваших мастерских. Распределите должности и приступайте к работе.

(Выполнение проекта. Защита.)

4 этап. Подведение итогов урока (философское размышление, рефлексия).

Учащимся предлагается задуматься и ответить по следующим позициях, выводящим на рефлексию: было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я научилась…
- меня удивило…
- мне захотелось…

Таким образом, выходим на анализ занятия, осуществленный самими учащимися, чтo и является рефлексией.

Оглашение оценок.

Задание на дом: исследовать свою фигуру. Выявить возможные отклонения, выяснить к какому типу вы относитесь




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!