План-конспект урока
по математике
в 5 классе МБОУ «Школы № 144 имени Маршала Советского Союза
Д. Ф. Устинова» городского округа Самара
на тему «Понятие процента»
Разработал: Тесаршева Т.К.
ФИО
Конспект урока в 5 классе
Тема: «Понятие процента»
Тип урока: Изучение нового материала ИНМ
Технология урока.
Организационный момент | Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. Задача этапа урока: создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку: «Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке- Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5». И удача пусть ждет вас. За работу, в добрый час!» | Приветствуют учителя, правильно садятся на свое рабочее место. Включаются в деловой ритм урока. | Слайды 1,2,3 |
Актуализация опорных знаний и умений | Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. | Проверяет домашнее задание: контрольные задания на стр.221. | Решение примеров: а) 8,01; б) 0,53.Сбор тетрадей с домашней работой и раздача проверенных по рядам. Классная работа. 11.04.2017 | |
Мотивация и актуализация субъективного опыта | Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Задачи этапа урока: совершенствование вычислительных навыков. | Мотивирует обучающихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к цели и теме урока: «Понятие процента». Встречалось ли вам раньше это слово? Где вы его слышали? Какова цель урока? Какая группа быстрее всех справится с заданием, поднимает соединенные вверх руки. | Групповая работа (6 групп) в математическое лото с целью расшифровки темы урока. П 2,6:10 П 260:1000 О 1200:1000 Р 0,3:10 Н 0,5:100 О 120:100 Я 7,3·1000 Ц 9,5·100 Т 0,2 : 10 Е 0,29·10000 И 1,7 :100 Н 5:1000 Е 2,9·1000 Т 2:100 А 0,92·10 Отвечают на поставленные вопросы, записывают тему урока. | Слайд 4 |
Восприятие и осмысление учащимися нового материала первичная проверка понимания | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. | Мотивирует обучающихся на самостоятельное получение знаний, используя объяснительный текст учебника. Предлагает учащимся поделиться своими знаниями. | Ответы на поставленные вопросы находят самостоятельно, изучая новый материал на странице 223 учебника. Отвечает по желанию один ученик - хорошо усвоивший тему. | Слайд 5 |
Организация первичного закрепления и усвоение новых знаний | Познавательные: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; создание и преобразование моделей для решения задач. Задача этапа урока: Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Решение задач: №1. Сколько учеников в нашем классе? А сколько мальчиков? Как вы думаете в процентном отношении кого больше, мальчиков или девочек? Сколько процентов составляет число всех учеников класса? Мальчики составляют 48% всех учеников нашего класса. Сколько % составляют девочки? №2. Сотая часть числа составляет 1%. А сколько процентов составляет двадцатая часть числа? А двадцать пятая часть числа? №3. В выборах мера города участвовало 88% избирателей. Сколько избирателей не приняло участия в голосовании? | Отвечают на поставленные вопросы: - 26 человек. - 12 человек. - Девочек, так как их больше, чем мальчиков. - 100-48=52% - 100:20=5%. - 100:25=4%. - 12% | Слайд 6 |
Организация первичного контроля | Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Задачи этапа урока: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает учащимся применить свои знания к решению задач. Организует самостоятельную работу в парах по выполнению заданий № 864 – № 870. Оказывает индивидуальную помощь учащимся. Какая группа быстрее всех справится с заданием поднимает вверх соединенные вверх руки. | Вавилов Д. и Резникова А. - № 869. Балякина В.. и Касымов А. - № 866. Фирагина С. и Рукацов В. - № 865. Чернова В. и Одинцов Л. - №868 Писарева В.. и Кацков Д - № 870. Панина В и Лепехин Р. - № 866. Сукачева М.. и Маслов И.- № 868. Киселева А. и Овчинников С. - № 869. Климова Д.. и Проняев М. - № 864 Гиржель С. и Серебрякова Д. - № 865. Никифоров В.. и Дашевская С. - № 867. Ершихин И, Ястребов В., Скоробогатов Е. -№ 864. | Слайд 7 |
Физкультминутка | Познавательные: Развитие внимательности | Предлагает провести физкультминутку. -Дружно с вами мы считали, о процентах рассуждали, а теперь мы отдохнем с колпаком: «Колпак мой треугольный, Угольный мой колпак. А если он не угольный, То это не мой колпак» | Учащиеся проговаривают стихотворение о колпаке один раз. Во второй раз заменяют слова «колпак», показывая на голову и «мой», показывая на себя. В третий раз продолжают заменять слова «треугольный» и «угольный»- делая из пальцев большого и указательного треугольник и угол. В последний раз заменяют слова «он», показывая на соседа и «не»- мотая головой. | Слайд 8 |
Контроль и самоконтроль | | Предлагает самостоятельно выполнить взаимопроверку и расшифровать какой сегодня день | По истечению времени проводят взаимопроверку и самооценку, записывая на доске ответы и расшифровывая сегодняшний праздник. | |
БУКВЫ ОТВЕТЫ № заданий | Д Е Н Ь 25 90 50 5 867(3) 869 868 2 | К О С М О 12 52 10 20 52 866(1) 1 867(1) 867(2) 866(2) Летит выше звезд математика наша Уходит в поля, сроит здания, пашет Сажает деревья, турбины кует, До самого неба рукой достает. Что вам известно об этом дне? Освоение космоса очень дорого и поэтому существует международная космическая станция на которой находятся в данный период россияне: Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Роман Романенко; американцы: Кристофер Кэссиди, Томас Машберн и канадец Крис Хедфилд. | Н А В Т И 50 24 68 23,1 75 867(4) 864(1) 864(2) 865(1) 867(5) 12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос и первым космонавтом стал россиянин Юрий Алексеевич Гагарин. | К И 1,4 75 865(2) 870 Слайд 9 |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников | - Что изучали сегодня на уроке? -Достигли ли мы поставленных целей? | Отвечают на вопросы учителя. | Слайд 10 |
Информация о домашнем задании | Регулятивные: Самооценка в соответствии с критериями усвоения нового материала. Коммуникативные: Поиск информации в дополнительных источниках, в том числе ЭОР | Предлагает учащимся дифференцированное задание. Решить любые два задания из учебника по теме урока. Из любых источников найти информацию, связанную с процентами. | Выбирают задание по своему уровню и записывают в дневник. Дополнительное задание на дом: узнать как называется тысячная часть числа, как она обозначается и что ней измеряется? | Слайд 11,12 |
Рефлексия | Личностные: внутренняя положительная позиция к изучаемому понятию; ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию Задачи этапа урока: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми. | Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали? Если вы считаете, что вы поняли тему и вам был интересен урок, то наклейте свою звездочку на рисунок ракеты, летящей в космос. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал и не очень комфортно чувствовали себя на уроке, то наклейте звездочку ниже ракеты. | Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают свои успехи. При выходе из класса наклеивают свои звезды на плакат о космосе. | |
Цели урока:
обеспечить усвоение знаний о понятии «процент»;
формировать умение находить проценты;
развить интеллектуальные способности, познавательный интерес, математическую культуру;
воспитывать требовательность к себе, положительное эмоциональное отношение к изучению математики;
Задачи:
образовательные:
изучение понятия «процент», формирование умения находить проценты некоторых единиц измерения, перевода процентов в дроби и обратно, нахождения несколько процентов от числа, закрепление арифметических действий с десятичными дробями.
развивающие:
развитие умений и навыков сравнения;
развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти;
воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
Планируемые образовательные результаты.
Основные термины, понятия.
Сотая часть числа, процент, обращение десятичной дроби в проценты.
Оборудование
Ноутбук, интерактивная доска, проектор
План урока (Раскрыть структуру конкретного урока. Все его этапы озаглавить и спланировать во времени).
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся.2 мин
Проверка домашнего задания 7 мин
Актуализация опорных знаний 5 мин
Прием «Ассоциативный ряд»
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока 2 мин
Мотивация учебной деятельности 7 мин
Изучение нового материала 18 мин:
Закрепление изученного материала 3 мин
Подведение итогов урока. Рефлексия
Ход урока
(Подробно раскрыть план урока. Спланировать деятельность учителя и учеников, а также индивидуальную работу. Дать примерные правильные ответы учащихся):
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся. 3 мин
Проверка домашнего задания 7 мин
Актуализация опорных знаний 7 мин
Прием «Ассоциативный ряд»
Учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд для слова «проценты»
Вспомогательные вопросы:
Где вы могли слышать данное слово? (по телевизору, дома, в магазине)
Люди каких профессий чаще всего употребляют данное слово? (продавцы, бухгалтера)
С какими видами деятельности ассоциируется слово «проценты»? (торговой)
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока 3 мин
Задачи урока:
усвоить сущность понятия «проценты»
научиться находить проценты.
Мотивация учебной деятельности 7 мин
Мотивационные вопросы:
Где применяются проценты в повседневной жизни?
Почему мне необходимо уметь находить проценты?
Какую личную цель я ставлю на данный урок?
Изучение нового материала 15 мин:
1. нахождение сотой доли числа
2. превращение десятичной дроби в процент; превращение процента в десятичную дробь
Закрепление изученного материала 3 мин
Прием «Блиц-опрос»
что такое 1% от числа
как называется 1% от метра, центнера, рубля
Подведение итогов урока. Рефлексия
Доволен ли я своей работой на уроке?
Чему я научился на уроке?
Что было трудно сделать?
Достиг ли я поставленной цели урока?
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Формы контроля и оценки результатов урока.
Прием «Блиц-опрос»
- что такое 1% от числа
- как называется 1% от метра, центнера, рубля
5 вопросов.
Все верные ответы – оценка 5
Один неверный ответ – оценка 4
Два неверных ответа – оценка 3
Более 2-х неверных ответов - оценка 2
Информация о домашнем задании.
Домашнее задание из учебника:
Прочесть материал параграфа, выполнить задание на нахождение сотой части числа, перевода десятичной дроби в процент, перевода процента в десятичную дробь. Повторить действия с десятичными дробями.
Список использованной литературы.
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 14-е изд., испр. и доп.. – М.: Мнемозина, 2015
Попов. М.А. Контрольные и самостоятельные работы по математике : 5 класс: к учебнику А. А. Зубаревой и др. «Математика, 5 класс»,- М: Экзамен, 2016.
Ю.А.Глазков, В. И. Ахременкова, КИМ , Математика, 5 класс, - М: «ЭКЗАМЕН», 2016.
Г.С.Ковалева, О.Б.Логинова, Работаем по новым стандартам - Планируемые результаты. Система заданий.- М: «Просвещение», 2016.
Самоанализ урока
На уроке присутствовало 26 учеников. Обучающиеся 5 А класса имеют довольно высокий учебный потенциал, достаточно активны и мотивированы. При планировании было учтено то, что ученики могут продуктивно и слаженно работать как самостоятельно, так и в парах, оказывая взаимопомощь.
Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса.
Главная стержневая задача – мотивировать учеников на самостоятельное овладение знаниями. В этом классе такая задача выполнима.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
На уроке решались следующие цели и задачи, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
Образовательные:
повторить и обобщить свойства десятичных дробей;
усвоить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;
формировать навыки применения при решении практических задач.
Развивающие:
развивать математическое мышление, интерес к предмету,
познавательную и творческую деятельность учащихся,
математическую речь,
умение самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
развивать личностные качества учащихся, таких как целеустремленность, настойчивость, умение работать в коллективе.
Методы обучения, применяемые на уроке, соответствовали целям и задачам урока и по источнику передачи знаний были:
практический, наглядный;
частично-поисковый.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Нотбук
Презентация, выполненная в программе «Power Point».
Учебник И.И.Зубарева «Математика 5 класс».
В соответствии с задачами и содержанием деятельности урок строился по следующим этапам:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся - 2 мин
Проверка домашнего задания - 5 мин
Актуализация опорных знаний - 5 мин
Прием «Ассоциативный ряд»
Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока - 2 мин
Мотивация учебной деятельности -7 мин
Изучение нового материала 18 мин:
Закрепление изученного материала - 3 мин
Подведение итогов урока. Рефлексия
В ходе проведения урока все структурные элементы были выдержаны:
На первом этапе была проверена готовность класса и оборудования к уроку, организация внимания детей.
На втором этапе были актуализированы знания учащихся по ранее изученным темам «Запись и чтение десятичных дробей», «Сравнение десятичных дробей».
Математическое лото с целью расшифровки темы рока
Следующий этап урока – организация деятельности, направленная на усвоение новых знаний и способов действий. На данном этапе урока учащиеся самостоятельно составили алгоритм решения задач по нахождению процентов от числа, сложения и вычитания десятичных дробей, работая в парах, с дальнейшим обсуждением.
На этапе закрепления нового материала была организована самостоятельная работа у доски с последующей проверкой. Выбор содержания учебного материала был осуществлен оптимально.
На завершающем этапе урока проведена рефлексия, в ходе которой дети оценили свою работу. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, задано с комментарием с целью правильного и успешного его выполнения.
Мною применены следующие приемы обучения:
Математическая игра с целью быстрого включения учащихся в деловой ритм;
С целью развития самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, развития самостоятельности, на уроке интересна и эффективна работа в парах, которая построена с учетом возрастных особенностей.
Работа у доски позволила учащимся закрепить наиболее сложный по уровню усвоения материал на решение задач и оценить степень усвоения материала.
Самостоятельное решение заданий с комментированием способствовало развитию грамотной математической речи (умение высказываться, используя математические понятия, умение аргументировать свой ответ), в которой учащиеся выражали суть выполняемых действии.
Фронтальная работа: самостоятельное решение заданий показал, что каждый ученик мог себя проверить, все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Каждый ученик смог убедиться, что им усвоен материал урока.
Общие результаты урока: Цели и задачи урока реализованы. Учащиеся освоили новую тему и закрепили в ходе решения задач действия по сложению и вычитанию десятичных дробей. Для выполнения поставленных задач материально-техническая база оказалось достаточной, презентация была доступна всем.
Все этапы урока были выдержаны.
Значение данного урока прежде всего обучающее - познавательное, так как ученики получили новые знания о понятие проценты, десятичных дробях, увидели практическую значимость этих понятий. Также урок несет в себе важное развивающее значение: развитие самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности, организованности, грамотной математической речи.
Воспитывающее значение урока также немаловажно, так как учащимся прививалось чувство взаимопомощи и доброжелательное отношение друг другу через организацию работы в парах, коллективе.
Психологический климат урока был благоприятный. Каждому ученику представлялось право высказаться, обосновать и доказать свою позицию. В связи с этим активность на уроке была высокой, учащиеся были сосредоточены и внимательны.
За счет разнообразия форм работы я обеспечивала высокую работоспособность учащихся, этому способствовала физкультминутка. Учащиеся правильно и осознанно выполняли задания.