СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Простейшие: Инфузории. Инфузория туфелька"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Простейшие: Инфузории. Инфузория туфелька"»

КОНСПЕКТ-УРОКА

ТЕМА: Простейшие: Инфузории. Инфузория туфелька.

Цель : изучить внутренне и внешнее строение инфузории как самого высокоорганизованного представителя простейших.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ :

ПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся должны иметь представление о многообразии инфузорий; изучить внешнее строение, внутреннее строение инфузорий на примере инфузории туфельки; выяснить как размножаются инфузории; должны рассмотреть половой процесс размножения инфузории.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, другими источниками информации; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; давать определение понятиям.

ЛИЧНОСТНЫЕ: создаются условия для формирования у учащихся познавательного интереса на основе изучения особенностей строения и жизнедеятельности инфузорий; формируется ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

ПОНЯТИЯ (НОВЫЕ): сократительная вакуоль, приводящие канальцы, большое ядро, малое ядро, клеточная глотка, порошица, пищеварительная вакуоль, конъюгация

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, ПК, культура инфузорий, микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, кристаллики соли, фильтровальная бумага

ТИП И ВИД УРОКА: комбинированный, эталонный

Методы, приемы и средства

Ход урока

Фронтальный опрос

  1. Проверка знаний, умений и навыков по домашнему заданию

1. Какой тип живых организмов мы начали с вами изучать на прошлом уроке ? (Простейшие)

2. Каких представителей данного типа вы знаете ? (Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики, Жгутиконосцы)

3. Как передвигается амеба ? (с помощью ложноножек)

4. Как передвигается эвглена зеленая? (с помощью жгутика)

5. Как питается амеба ? (захватывает ложноножками частичку, образуется пищеварительная вакуоль)

5. Как питается эвглена зеленая? (два способа питания : на свету питаются как растения, а в темноте как животные - готовыми органическими веществами)

6. Как размножаются амеба и эвглена зеленая? (делением надвое)


Индивидуальный опрос у доски с использованием таблицы «Строение эвглены зеленой»

1. Рассказать о строении эвглены зеленой, показать на таблице элементы строения.

2. Показать на таблице органоиды, позволяющие эвглене зеленой питаться автотрофно.

Работа с карточками

Двум ученикам предложены два варианта карточек по ранее пройденному материалу (приложение 1). Им необходимо письмо ответить на вопросы. Время выполнения задания 5 минут.


Работа с микропрепаратами

Целью ученика является определение одноклеточных животных на микропрепаратах по их внешнему строению. Время выполнения задания 5 минут.

Вводная беседа

  1. Сжатое изложение новой темы

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, на предыдущем уроке мы с вами рассмотрели самое просто устроенное одноклеточное животное – амебу, представителя типа Корненожки, после чего мы познакомились с более сложно организованным одноклеточным животным эвгленой зеленой. Давайте вспомним строение этих двух простейших.

?

Чем эвглена зеленая отличается от амебы ? ( эвглена зеленая имеет эластичную оболочку (пелликулу), которая придает ей форму, амеба не имеет постоянной формы тела; эвглена имеет 1 или несколько жгутиков; эвглена является миксотрофом, т.е. может питаться и как растение, и как животное )


Из всего перечисленного мы можем сделать вывод, что наблюдается усложнение организации одноклеточных животных.

Запись на доске и в тетрадях учащихся.

Описательный рассказ с элементами беседы

2.Тема урока: «Простейшие: Инфузории. Инфузория туфелька.»

Цель урока: изучить внутренне и внешнее строение инфузории как самого высокоорганизованного представителя простейших.


Показ слайда презентации «Многообразие инфузорий»

2 этап описательного рассказа

Топография представителей вида Инфузорий.

Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее сложноорганизованными одноклеточными организмами. Это Инфузории. Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Среди них есть свободноживущие, прикрепленные и паразитические формы. Например, свободноплавающая Инфузория Стентор, или Трубач, довольно крупная (свыше 1 мм длины), заметная даже и невооруженному глазу, обитает в морях и пресных водах.  Второй интересный представитель инфузорий — часто встречающаяся в пресных водах бурсария, является гигантом среди инфузорий (2 мм). Стилонихия (длина до 0,3 мм) живет на дне пресноводных водоемов и на водной растительности. Среди инфузорий есть сидячие виды, например, сувойка, которая обитает в пресных водоемах. Также в пресной воде обитает инфузория туфелька, о которой мы сегодня поговорим подробнее.

Демонстрация слайда презентации «Строение инфузории туфельки»

3 этап описательного рассказа

Какие органоиды встречающиеся в строении и эвглены зеленой, и амебы вы помните ? (ядро, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, эктоплазма, эндоплазма)

У инфузории есть те же органоиды, но кроме них появляются и уникальные. Давайте узнаем какие. Для этого нам нужно изучить строение инфузорий. Мы будем это делать на примере инфузории туфельки. Это быстро плавающее простейшее 0,1–0,3 мм в длину, тело которого по форме напоминает туфлю.

Туфелька сохраняет постоянную форму тела благодаря тому, что наружный слой ее цитоплазмы плотный. Все тело туфельки покрыто продольными рядами многочисленных мелких ресничек, похожих по строению на жгутики эвглены и вольвокса. Реснички совершают волнообразные движения, и с их помощью туфелька плавает тупым концом вперед в поисках пищи.

Демонстрация слайда презентации «Строение инфузории туфельки»

4,5,6 этап описательного рассказа

До этого мы с вами изучали эвглену зеленую. Скажите, пожалуйста, как эвглена питается в темноте? (затягивает органические мелкие частицы в клеточный рот)

Давайте рассмотрим, как же питается инфузория. От переднего конца до середины тела туфельки проходит желобок с более длинными ресничками. На заднем конце желобка имеется ротовое отверстие, ведущее в короткую трубчатую глотку. Реснички желобка непрерывно работают, создавая ток воды. Вода подхватывает и подносит ко рту основную пищу туфельки – бактерии. Через глотку бактерии попадают внутрь тела инфузории. Здесь, в цитоплазме, вокруг них образуется пищеварительная вакуоль, в которую выделяется пищеварительный сок. Цитоплазма у туфельки, как и у амёбы, находится в постоянном движении. Вакуоль отрывается от глотки и подхватывается течением цитоплазмы. По мере поступления новой пищи образуются следующие пищеварительные вакуоли. Каждая вакуоль движется в цитоплазме по кругу около часа. За это время пища успевает перевариться и всосаться, непереваренные остатки выбрасываются наружу через порошицу – маленькое отверстие позади рта.

Процессы дыхания и выделения у инфузории туфельки происходят так же, как и у других рассмотренных ранее одноклеточных организмов. Дыхание происходит через покровы тела.  У туфельки две сократительные вакуоли – спереди и сзади. Сокращаются они попеременно, через 20–25 секунд каждая. Вода и вредные продукты жизнедеятельности собираются у туфельки из всей цитоплазмы по приводящим канальцам, которые подходят к сократительным вакуолям.

Демонстрация слайда презентации «Строение инфузории туфельки»

Демонстрация слайда презентации и видео-сюжета «Бесполое размножение инфузории туфельки»


4,5,6 этап описательного рассказа

Ребята, давайте еще раз вспомним как размножаются амеба и эвглена зеленая ? (данные одноклеточные организмы размножаются путем деления надвое)

Вы правы. Летом инфузория туфелька, интенсивно питаясь, растет и делится, подобно амёбе, на две части. Уникальным в это процессе у туфельки является то, что в цитоплазме инфузории расположены два ядра: большое и малое. Ядра имеют разное значение: на долю малого ядра приходится первенствующая, роль в размножении, а большое ядро оказывает влияние на процессы движения, питания, выделения.

Малое ядро отходит от большого ядра и разделяется на две части, расходящиеся к переднему и заднему концам тела. Затем делится большое ядро. Туфелька перестает питаться. Ее тело посередине перетягивается. В переднюю и заднюю части туфельки отходят вновь образовавшиеся ядра. Перетяжка становится все более глубокой, и наконец обе половинки отходят друг от друга – получаются две молодые инфузории. В каждой из них остается по одной сократительной вакуоли, вторая же возникает заново со всей системой канальцев. Начав питаться, молодые туфельки растут, через сутки деление повторяется снова.

Давайте посмотрим видео, где инфузории туфельки делятся бесполым путем.

Демонстрация слайда презентации и видео-сюжета «Половое размножение инфузории туфельки»


4,5,6 этап описательного рассказа

Казалось бы, на этом можно и закончить говорить об инфузории. Но нет. У инфузории туфельки впервые появляется процесс полового размножения! Время от времени при недостатке пищи или изменении температуры две инфузории прикладываются друг к другу ротовыми сторонами. На месте соприкосновения оболочка растворяется, и между животными образуется соединительный мостик.  Большие ядра при этом разрушаются, а малые делятся особым способом, приводящим к образованию половых ядер: мужских и женских.

Мужское ядро каждой инфузории по мостику переходит в соседнюю инфузорию, сливается там с женским ядром – происходит половой процесс, который получил название конъюгация. Затем инфузории расходятся. В каждой из них ядро делится на большое и малое ядра. В ядрах находится вещество, которое передает признаки и свойства организмов из поколения в поколение.

Во время полового процесса в результате обмена ядрами каждая инфузория получает от другой новое ядерное вещество, а вместе с ним признаки и свойства этой инфузории. Кроме того, обновление ядер повышает жизненную способность инфузорий.

Давайте еще раз кратко повторим как происходит процесс конъюгации между двумя инфузориями (видео-сюжет «Половое размножение инфузорий»).

Обобщение по опорному конспекту

Инфузория-туфелька обитает в мелких стоячих водоёмах. Это одноклеточное животное длиной 0,5 мм имеет веретеновидную форму тела, отдалённо напоминающую туфлю. Инфузории все время находятся в движении, плавая тупым концом вперёд. На поверхности тела у них имеются органоиды движения — реснички. В клетке два ядра: большое ядро отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое ядро участвует в половом процессе. На теле имеется углубление — клеточный рот, который переходит в клеточную глотку. На дне глотки пища попадает в пищеварительную вакуоль. В пищеварительной вакуоле пища переваривается в течение часа. Не переваренные остатки выбрасываются наружу в заднем конце тела через особую структуру — порошицу, расположенную позади ротового отверстия. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела. Инфузория обычно размножается бесполым путём — делением надвое. При недостатке пищи или изменении температуры инфузории переходят к половому размножению. По цитоплазматическому мостику происходит обмен ядрами, и там сливается с оставшимся ядром. Вновь образовавшиеся ядра формируют большое и малое ядра, и инфузории расходятся. Такой половой процесс называется конъюгацией.

Работа с учебником

  1. Работа по глубокому осмыслению нового материала.

Пользуясь текстом учебника, заполните таблицу «Сравнительная характеристика простейших одноклеточных организмов»

Опорный конспект

Демонстрация слайда презентации «Опорный конспект», раздаточный материал

  1. Работа по запоминанию изученного материала.

Внимательно изучите предложенный вам опорный конспект и кратко изложите содержание соседу по парте. Дома, пожалуйста, вклейте данный опорный конспект в свои рабочие тетради.

Опорный конспект

Демонстрация слайда презентации «Опорный конспект»


  1. Выборочный контроль за качеством усвоения изученного материла.

А теперь пусть ….. по опорному конспекту кратко расскажет нам внутреннее и внешнее строение инфузории туфельки.

….., пожалуйста, по опорному конспекту кратко расскажи как происходит бесполое и половое размножение у инфузорий.


Практическая работа с влажными препаратами

  1. Упражнения по выработке умений по использованию усвоенных знаний на практике.

Тема работы: «Изучение раздражимости инфузории туфельки»

Цель: изучить процесс раздражимости на примере реакции инфузории туфельки на изменение химического состава воды

Инструктаж: технический – для работы на столы вам будут розданы микроскопы, стаканчики с культурой инфузорий, предметные стекла, кристаллики соли и препаровальные иглы с пипетками. Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам. Микроскоп ставится штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Пользуясь винтом, плавно опускайте или поднимайте предметный столик. При смене объектива совершайте переключение плавно, чтобы не оцарапать линзы. После работы при помощи винтов опустите столик. Аккуратно пользуйтесь иглами. Стаканы с культурой инфузорий не переворачивайте и старайтесь не разлить. Работайте над лотками.

организационный – работать будете в течение 5 минут по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка:

Ход работы

1.Установите, видны ли невооруженным глазом инфузории- туфельки в пробирке.

2. На предметное стекло нанесите из стаканчика каплю воды с инфузориями туфельками. Рассмотрите с помощью микроскопа форму тела, внешнее строение, отличие передней части тела от задней, способ передвижения. Сосчитайте сколько инфузорий в капле воды.

3.Поместите две капли воды с инфузориями туфельками на предметное стекло, соедините их водяным мостиком. На край одной капли положите кристаллик соли. Объясните происходящее явления.

4. Зарисуйте наблюдаемое явление.

Вывод:

Терминологический диктант

Демонстрация слайда презентации №9

  1. Общий контроль за качеством усвоения новой темы.

1. Мембранный органоид, осуществляющий выброс излишков жидкости из цитоплазмы (сократительная вакуоль).

2. Отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки пищи у инфузорий (порошица).

3. Мембранные пузырьки, в которых происходит внутриклеточное пищеварение (пищеварительная вакуоль).

4. Ядро, участвующее в размножении (малое ядро).

5. Ядро, регулирующее процессы жизнедеятельности инфузории (большое ядро).

6. Участок клетки, где происходит заглатывание пищи (клеточный рот).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!