ТЕМА: «Наложение заплаты в виде аппликации»
(Прорезная заплата)
Цели:
Обучающие:
-расширить теоретические и практические знания по ремонту одежды с применением заплат-аппликаций;
- научиться придавать изделию индивидуальный стиль;
- ознакомить с видами аппликаций, конструктивными особенностями и технологией выполнения прорезной заплаты-аппликации;
Коррекционно-развивающие:
- развить эстетический вкус;
- развить мыслительные процессы, мелкую моторику, глазомер, умение работать по инструкции;
Воспитательные:
- воспитать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ;
- содействовать воспитанию трудолюбия, бережного отношения к одежде, аккуратности в работе, заинтересованности в конечном результате.
Оборудование:
Телевизор, флеш-карта, ножницы, иглы для ручной работы, игольница, нитки, булавки, лоскутки несыпучих тканей (разноцветный фетр, кримплен, велюр, плотный трикотаж)
Наглядные пособия:
изделия, украшенные аппликацией (картины, прихватки, фартук);
виды накладных заплат;
фотографии изделий с прорезной аппликацией;
видеоматериал «Выполнение прорезной заплаты»
выкройки деталей аппликации;
инструкционные карты: «Выполнение прорезной заплаты».
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку;
2. Вводный инструктаж.
- Сегодняшний урок мы начнем с игры «Заблудившиеся буквы»
Вам надо расставить буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово…
(АППЛИКАЦИЯ)
- Я неслучайно выбрала это слово, оно вам уже знакомо, мы выполняли вместе с вами накладную аппликацию, а сегодня будем изготавливать подкладную аппликацию.
. Актуализация опорных знаний.
Как вы знаете, вещи имеют свойства стареть, изнашиваться. А если, вещь нам дорога, то мы производим ремонт.
- Какие виды ремонта одежды вы знаете?
(Пришивание пуговиц, крючков, ремонт одежды по распоровшемуся шву, штопка, наложение заплат).
Когда трудно сделать заплатку незаметной, можно сделать её красивой, превратить в украшение. Для этого нам на помощь приходят аппликации.
- Что же такое аппликация?
АППЛИКАЦИЯ – создание художественных изображений путём соединения разноцветных кусочков, какого – либо материала.
- Какие же бывают аппликации?
(Демонстрация видов аппликаций: бумажная, из природного материала, из ткани, кожи и меха).
Аппликация может быть отделкой в любом виде швейного изделия.
- Какие виды швейных изделий вы знаете?
Значит, аппликации бывают на постельном белье, столовом белье, нательном белье, рабочей, повседневной и вечерней одежде. Но чаще всего аппликация применяется в качестве отделки детской одежды.
III. Объяснение нового материала.
С помощью заплаты- аппликации мы можем дать вещам “вторую жизнь “. Но если мы приложим немного фантазии и творчества, сделаем не простую заплату, а заплату- аппликацию, ваша одежда станет необычной, интересной и новой.
На прошлом занятии вы изготавливали накладную аппликацию, а сегодня мы попробуем сделать прорезную, подкладную аппликацию.
(Учитель демонстрирует работы учащихся- накладные аппликации).
-Так чем же они отличаются?
(Просмотр фотографий видов прорезных аппликаций)
По форме прорезная заплата может быть любой.
Для заплаты подойдёт любая плотная ткань, мягкая кожа контрастного цвета или в цвет изделия. Выбор материала зависит от материала ремонтируемого изделия.
- Как вы считаете, от чего зависит выбор рисунка для аппликации?
От размера изношенного места, от цвета изделия и предпочтений хозяина ремонтируемой вещи.
- Назовите виды швов применяемых в аппликации?
(Петельный шов, «Зигзаг», шов через край – косые и прямые стежки, смёточный шов, накладной шов).
А теперь давайте познакомимся с технологией изготовленияпрорезных
заплат - аппликаций.
(Просмотр видеоролика «Выполнение прорезной заплаты-аппликации»)
Последовательность выполнения прорезной
заплаты-аппликации
1. Наложить деталь заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону ткани, закрыв место ремонта, приколоть булавками, наметать;
2. Пришить заплату к ткани с лицевой стороны по разорванному краю ручным или машинным способом;
3. Собрать мелкие детали аппликации на лицевой стороне, приколоть булавками;
4. Наметать;
5. Пришить мелкие детали декоративным швом вручную или на шв. машине;
6. Удалить стежки временного назначения;
7. Приутюжить образец.
V . Вводный инструктаж
Прежде чем приступить к практической работе, давайте повторим правила техники безопасности, которые вы будете соблюдать сегодня на уроке.
Правила безопасной работы иголками и булавками
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице.
2. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
3. Во время работы иголки и булавки не брать в рот и не вкалывать в одежду.
Правила безопасной работы на швейной машине
1. Перед работой на швейной машине очистить рабочую поверхность столешницы.
2.Проверить, не осталось ли в изделии булавок или иголок.
3. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
4. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
V. Практическая работа.
Эпиграфом к нашему практическому занятию я выбрала пословицу:
«В каждом деле, если сердце не приложишь, то дело не получится».
Чтобы работа, которую мы будем выполнять, получилась красивой, аккуратной, вы должны приложить все свои умения и навыки, которые получили на уроках швейного дела.
Тема практической работы: « Выполнение прорезной заплаты – аппликации».
Текуший инструктаж:
Проверка охвата учащихся работой;
Контроль качества и соблюдения техники безопасности;
Проверка правильности выполнения задания;
Контроль поведения и этики общения.
Заключительный инструктаж:
Разбор проделанной работы;
Разобрать допущенные ошибки и пути их устранения;
Выставление оценок.
V. Итог урока
Послушайте, что сказал, когда- то мудрец-наставник своему ученику:
«Ты на труд привык смотреть, как на наказанье. Так ты всю жизнь можешь превратить в каторгу. Приучай себя смотреть на дело, относится к делу с удовольствием, вглядывайся в него, осваивай его и оно отблагодарит тебя, смысл жизни придаст».
Подводя итог нашему уроку, я с радостью отмечу, что вы, девочки, выполняя любую работу, всегда вкладываете в изделия тепло своей души, относитесь к делу с удовольствием. В итоге, ваш труд приносит всем радость, а полученные умения и навыки обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни и возможно повлияют на ваш выбор будущей профессии.
БОУ РД «Республиканский центр социально - трудовой адаптации и профориентации им. У.М. Муртузалиевой»
Открытый урок
На тему:
«Наложение прорезной
заплаты-аппликации»
Учитель швейного дела-
Маммараева Г.Г.
Махачкала 2016 г.