СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Производные предлоги"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Производные предлоги"»

Поурочный план по

русскому языку

Дата проведения урока


Номер урока в соответствии с КТП


Класс

7

Тема урока

Производные предлоги

Цель урока

Узнать, какие предлоги называются производными и какие – непроизводными;

формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов.

Задачи

 Учебно-образовательные:

  • научить находить производные предлоги в тексте;

  • формировать навыки правильного написания производных предлогов;

  • научить определять стилистическую принадлежность предлогов;

  • формировать орфографическую зоркость учащихся;

  • побуждать к самостоятельной работе со справочной литературой;

Развивающие:

  • развивать навыки диалогической и монологической речи;

  • расширять лексический запас и кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к памятникам мировой культуры;

  • воспитывать чувства коллективизма и сотрудничества.

Планируемые результаты урока

Учащиеся должны находить производные предлоги в тексте, получить первые сведения о правильном их написании, составлять предложения с предлогами; определять основные признаки текста, определять тип и стиль речи; исправлять речевые ошибки, связанные с нарушением стилевого единства текста (находить стилистически окрашенные предлоги).

Тип урока

Объяснение нового материала.

Оборудование

Учебники, тетради, словарь, карточки, памятка, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Задание на карточке

Прочитайте предложения. Попробуйте сформулировать задание к ним. (Надо поставить недостающие знаки препинания и сделать синтаксический разбор предложений. Учащиеся выполняют задание письменно. Устно комментируют знаки препинания в предложении.)


  1. Тайга загл..делась в окошко метель ш..лестит по ст..не играет в (С, с)ибири гармошка поет о родной ст..роне.

  2. Цветы родившиеся ночью заголубели на заре.

  3. Сквозь шторы проб..вался утре(н, нн)ий туман.

  4. Пуля прошла сквозь.

Назовите имеющие в этих предложениях предлоги. (В данных предложениях употреблены предлоги: в, по, в, о, сквозь, на.)

Фронтальный опрос

- Вспомним, что такое предлог?

- Как пишутся предлоги с другими частями речи?

- Укажите предлог, который можно выделить с точки зрения его образования. (Можно выделить предлог сквозь, он образован от наречия.)

- Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными? (Это производные предлоги.)

- Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи? (Это непроизводные предлоги.)

- Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали. (Это предлоги в, по, в, о, на.)

- Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока. (Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому тема урока: “Производные и непроизводные предлоги”.)


3. Объявление темы и задач урока

Слово учителя

Сегодня мы поговорим о производных и непроизводных предлогах (Слайд 1). Поставьте цель урока (Слайд 2). Определите задачи, которые помогут достигнуть цели (Слайд 3).

Работа с учебником. Читаем правило на стр. 142.

Слайд 4.


4. Изучение нового материала

Выполняем упр. 258.


5. Физминутка для глаз


Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!


6. Закрепление изученного материала

Работа с текстом. Давайте его прочитаем. Слайд-иллюстрация (картинка) Эйфелевой башни на экране (доске).

(В) связи с открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал проект башни (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на возмущения деятелей культуры, он стремился показать достижения современной архитектуры.

Один французский писатель высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на) подоби… «длиннющей и худющей пирамиды». Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока веков держала пирамида Хеопса. Египетскую пирамиду строили несколько десятилетий, а чудо девятнадцатого века сооружали (в) продолжени… двух лет, но оно оказалось в два раза выше.

Следует иметь (в) виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в) виду того, что на её вершине были установлены исследовательские приборы. (В) следстви… своей необычности башня стала одним из посещаемых мест.

Пользуйтесь памятками во время выполнения задания!


Задания классу:

1. Докажите, что это текст.

К какому стилю речи он относится? Мотивируйте ответ

(публицистический стиль; цель - воздействие на читателя- газета, журнал).

2. Самостоятельная работа: выпишете из текста производные предлоги (слитно - раздельно), объясните их написание и значение

3. Проверка и взаимопроверка: исправляем карандашом ошибки и выставляем отметку:

«5» - нет ошибок или одна ошибка;

«4» - 2-3 ошибки;

«3» - 4-5 ошибок.

(фразеологизм иметь в виду) Его лексическое значение? (знать, помнить)

Устная работа на соответствие:


Конструкции с производными предлогами

Синонимичные конструкции

1.Эйфель придумал эту башню в связи с открытием Всемирной парижской выставки.

Эйфель придумал эту башню из-за открытия Всемирной парижской выставки.

2. Невзирая на возмущения деятелей культуры, он стремился показать достижения современной архитектуры.

Он стремился показать достижения современной архитектуры, хотя деятели культуры возмущались.

3. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, ввиду того, что на её вершине были установлены исследовательские приборы.

Эйфелева башня очень быстро превратилась в научный центр, потому что на её вершине были установлены исследовательские приборы.

4. Вследствие своей необычности башня стала одним из посещаемых мест.

Из-за своей необычности башня стала одним из самых посещаемых мест.


Вывод: Мы знаем, насколько богат и удивителен наш язык. Одну и ту же ситуацию мы подчас можем описать разными словами и конструкциями.


Дифференцированное задание разного уровня:

1)составить простое предложение с производным предлогом - 1 уровень

2)составить простое предложение, где данное слово является другой частью речи - 2 уровень

- в течение

- в продолжение

- вследствие

Читают составленные предложения.

Сейчас вам нужно будет соединить синонимичные конструкции:


Несколько дней следует иметь в виду

Из-за дождя в течение нескольких дней

Следует знать насчёт ремонта

О ремонте вследствие дождя

7. Рефлексия

- Что повторили?

- Что нового узнали?

- Вспомните, а какие есть 4 особенных предлога и чем они отличаются от остальных.

- Замените производные предлоги непроизводными:

вследствие положения, в течение дня, спустя несколько лет, в течении (сущ. с непроизводным предлогом) реки (на внимательность), ввиду приближения каникул, сидеть возле костра.

(из-за, за, через, из-за, у)

8. Выставление отметок

Заполнение листов самооценки


ФИО



Поставьте + в ячейке под записью, соответствующей вашему результату, и оцените свою работу на уроке


Усвоил (-а) материал

Не всё понял (-а)

Не усвоил (-а) материал

Отметка













9. Домашнее задание

Параграфы 41-42, упр. 259 (заполнить таблицу производными предлогами).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!